Философское учение Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 22:28, реферат

Описание работы

Платон, настоящее имя Аристокл (Платон - от греческого platys – широкоплечий, полный) (427 – 347 год до н.э.) афинский философ, ученик Сократа, основоположник объективного идеализма. Платон был основателем собственной философской школы, занятия слушателей которой проходили в роще, посвящённой античному герою Академу, что непосредственно повлияло на её название - Академия.

Работа содержит 1 файл

06-Платон.doc

— 70.50 Кб (Скачать)

      В этом мифе Платон стремиться показать как судьбу познающего философа, так и соотношение видимого мира и мира истинного. Миф также демонстрирует соотношение уровней познания. Начальный уровень  «созерцание теней» – искажённое восприятие объектов и воображаемое представление о них. Затем следует уровень «видение статуй» - восприятие объектов как таковых и догматическая вера в их существование. Третий уровень «поиск причин», которые предстают вначале в опосредованном виде (отражённые лучи солнца), а затем непосредственно через интуитивное «припоминающее» умопостижение.

      Платон  наделяет качеством души всё мироздание от мира бытия до природных объектов. Изначально, в его учении, существует две мировые души, созданные Богом – добрая душа, упорядочивающая космос и злая мировая душа. Душа космоса объемлет мир идей и мир вещей, связывает их. Именно она побуждает вещи подражать идеям, а идеи присутствовать в вещах. При этом мировая душа не однородна и состоит из частей: 1) тождественное, что соответствует миру идей; 2) иное – материя; 3) смешение – вещь. Помимо мировых душ существуют души человека и другие отдельные души. Роль каждой из них придания движения и, как следствие, жизни вещам. (Здесь мы сталкиваемся с элементами гилозоизма, характерного  ещё для первых натурфилософских школ).

      Душа  человека сотворена из остатков мировой души и ниже по качеству, но сохраняет бессмертие в отличие от бренного тела. Она также наделяет человека движением, то есть жизнью и знанием. Душа человека, состоит из разумной части (логистикон) и неразумной, вожделеющей (алагон). Последняя подразделяется на две части. Первая часть стремится к разуму, другая раб тела. В зависимости от того насколько в человеке развито стремление к истинному знанию, то есть разумная часть, Платон классифицирует души. На первое место ставится душа философа, человека наиболее сильно стремящегося познать смысл истинного бытия, на последнем месте находится тиран, отрицающий своим действием идею блага. 

3. Об идеальном государстве.

        Учение о государстве Платона, изложенное в трудах «Государство», «Законы», «Политик» и является попыткой с позиций философского знания проанализировать и понять принципы, законы, которые должны лечь в основу государственного устройства общества, с целью достижения «благостного» состояния. То есть, Платон пытается, посредством философского знания, создать проект политической системы, максимально соответствующей и раскрывающей истинное, идеальное состояния общества, его эйдос, а также, что имеет первостепенное значение, способствующий достижению идеи «блага» через преобразование, точнее, совершенствование социального строя человеческого бытия.

      Таким образом, Платон, рассуждая о государстве, делает первые шаги в формировании положений социальной философии, и  реализует практическую функцию философии, как науки способной объяснить происходящее, в данном случае, на общественном уровне бытия.

      Платон  пытается нарисовать модель общественного  устройства максимально отражающего  свою сущность, свой эйдос в произведении «Государство». «Построение» подлинного государства Платон начинает с определения причин его появления. По его мнению, оно, во-первых, проистекает из благой сущности души человека и является её отражением. Для того чтобы постичь сущность государства, необходимо сформировать знание о нём как о целостном объекте, преодолеть сумму «правильных» мнений и частных знаний через их философское осмысление. Исходя  из последнего положения, Платон говорил о том, что истинная политика, таким образом, должна совпадать с истинной философией, и политик, только будучи философом, может построить подлинное государство, основанное на ценности Блага.

      Таким образом, центральной проблемой в построении государства является идея Блага, выраженная в форме справедливости. А главным требованием к государству становится указание на то, что оно должно стать наиболее значимым выражением всех моральных ценностей.

      Во-вторых, государство возникает, как необходимое  стремление преодолеть человеческую разобщенность. Согласно Платону, государство возникает не из самодостаточности человека, а его потребности в помощи от другого человека. Эту необходимость определяют: 1) природные нужды – в жилье, пище и тех, кто это поставляет; 2) охрана и защита города-государства; 3) управление социальными процессами. Поэтому государство должно состоять из трёх классов: а) крестьян, ремесленников, купцов; б) стражей; в) правителей.

      Подобное  классовое деление, соответствует  так же трёх частности души человека. Первый класс, класс ремесленников, купцов и крестьян, олицетворяет собой  вожделеющую часть души. Добродетелью для этого класса является умеренность в желаниях, наслаждениях, достатке и способность подчиняться высшим классам (разуму). Классу воинов соответствует в душе человека страсть и воля, которая не является ни желанием, ни разумом. Добродетелью для них является благородство и мужество. Правители же воплощают в себе высшую часть человеческой души – разум, способный подчинять себе желания. Добродетелью здесь является мудрость, познающая идею блага, а также любовь к городу и усердие на пользу общества.

      Образ справедливого и  совершенного государства  подобен разумному  человеку, в котором  разум, мудрость действуют по законам Блага, желание его умерены и подчинены рассудку, а опасности и трудности встречают в нём мужественный отпор. В совершенном государстве справедливость реализуется «по природе», то есть каждый человек делает то, что ему предписано классовой принадлежностью и не вторгается в дела других сословий. Этот принцип справедливости выражался и в том, что переход из одного класса в другой запрещался, так в противном случае нарушались бы нравственные устои класса вследствие привнесения чуждых «элементов души».

      Для каждого сословия Платон предлагал  свою «социальную» программу, которая, посредством образования, распределения имущества, и построения семьи, помогла бы наиболее полно реализовать своё «классовое» предназначение. Например, низший класс, заботящийся о богатстве общества, не нуждается в образовании, так как ремёслам обучаются на практике. Стражники должны быть обучены гимнастике и музыке для укрепления выносливости души и мужества. Для них собственность должна быть запрещена, как сила лишающая стремления заботиться о благе общества. Воины не должны иметь не имущества, ни жён. Их дети обязаны воспитываться в отдалении от родителей. Общность имущества, жён, детей была направлена в концепции Платона на преодоление индивидуализма и создание в человеке мышления, заботящегося об общем благе. Только через стремления к общему благу возможно достижения собственного блага, но не наоборот. Образование правителя-философа должно было продолжаться до 50 лет и соединять в себе философию и её практическое освоение. Цель образования заключалась в познании Блага, переустройстве себя в соответствии с этой идеей, и привнесение её в общество.

      В работах «Законы» и «Политик»  Платон попытался создать проект «Второго Государства», политической системы, которая не является стремлением к идеальному социальному состоянию, идеальному человеку, а исходит из обыденного положения дел для людей и общества. То есть, «Второе Государство» это попытка создания лучшего правления на основе существующих государственных устройств.

      В этом государстве, согласно Платону  должны править строгие юридические  законы, собранные в конституции, так как в жизни не возможно найти человека управляющего по принципам добродетели и справедливости.

      Платон  выделил ряд исторических типов  конституции, которая замещает, имитирует  идеального политика: 1) Монархия –  конституция имитирует одного политика; 2) Аристократия – несколько политиков; 3) Демократия – весь народ. Эти формы могут вырождаться в свои противоположности, когда конституционные правители преследуют не интересы общества, а только свою корысть. Монархия перерождается в тиранию, аристократия в олигархию, демократия в демагогию.

      Для «Второго государства» Платон предлагает два основополагающих принципа «смешанной конституции» и «пропорционального равенства». Смешанная конституция или «свобода власти» необходима для избежания крайности, в которую, может переродиться каждая из исторических форм правления. Пропорциональное равенство означает точность меры в определении положения и заслуг человека. Мерой же всех вещей выступает Бог.

Информация о работе Философское учение Платона