Философское учение о познании

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:50, реферат

Описание работы

В нашей стране происходят преобразования, очень важные для каждого гражданина, события исторической важности. Поэтому следует более углубленно изучать проблемы познавательной деятельности человека. Развитие цивилизации подошло к такому рубежу, когда важнейшими средствами решения ее проблем становятся компетентность и добрая воля, базирующиеся на знании и общечеловеческих ценностях. Научное и гуманистическое мировоззрение, ориентированное на истину, добро и справедливость, может способствовать росту духовности человека, а также все большей интегрированности культуры человечества и конвергируемости интересов народа.

Работа содержит 1 файл

познание.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

 Рационализм (франц. гаtiопаlismе, от лат. гаtiопаlis - разумный, ratio - разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Р. противостоит как фидеизму и иррационализму, так и сенсуализму (эмпиоизму).Термин «Р.» используется для обозначения и характеристики философских концепций с 19 в. Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии: например, ещё Паоменид, различавший знание «по истине» (полученное посредством разума) и знание «по мнению» (достигнутое в результате чувственного восприятия), усматривал в разуме критерий истины. Как целостная система гносеологических воззрений Р. начал складываться в новое время в результате развития математики и естествознания. В противоположность средневековой схоластики и религиозному догматизму классический Р. 17-18 вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка - бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Таким образом, принципы Р. разделяли как материалисты (Спиноза), так и идеалисты (Лейбниц): Р. у них приобретал различный характер в зависимости от того, как решался вопрос о происхождении знания. Р. 17-18 вв., утверждавший определяющую роль разума не только в познании, но и в деятельности людей, явился одним из философских источников идеологии просвещения. Культ разума характерен и для французских материал истов 18 в., стоявших на позициях материалистического сенсуализма и выступавших против спекулятивных построений рационализма. Обосновывая безусловную достоверность научных принципов и положений математики и естествознания, Р. пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе познавательной деятельности человека, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер. В противоположность сенсуализму Р. утверждал, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, достижимо посредством разума, который выступает его источником и вместе с тем критерием истинности. Так, например, к основному тезису сенсуализма «нет ничего в разуме, чего прежде не было в ощущениях» (Локк) рационалист Лейбниц сделал добавление: «кроме самого разума», т. е. способности разума постигать не только частное, случайное (чем ограничивается чувственное восприятие), но и всеобщее, необходимое. Обращение к разуму как единственному источнику научного знания привело Р. к идеалистическому заключению о существовании врождённых идей (Декарт) или предрасположений и задатков мышления, независимых от чувственности (Лейбниц). Принижение Р. роли чувственного восприятия, в форме которого реализуется связь человека с внешним миром, влекло за собой отрыв мышления от объекта познания.Вопрос 20. Чувственное и рациональное познание, их формы и взаимосвязь. Философские учения рационализма и сенсуализма.

3. Истина: понятие и основные концепции

Цель  познания - достижение Истины. Но познание сложный противоречивый процесс, не свободный от заблуждений и ошибок.

Истина - адекватное и идентичное отражение  объекта субъектом;

Заблуждение - неадекватное, недостоверное отражение  познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания.

В процессе познания участвуют:

Познающий субъект - человек, существо, наделённое разумом, определёнными знаниями.

Объект  познания - окружающий мир (бытие во всем его многообразии), именно та часть окружающего мира на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Поэтому в истине момент содержаться и  объективное и субъективное.

Объективность знания (объективная истина) - это  содержание знаний, которое определяется объектом и не зависит от субъекта познания, (например: Земля - планета Солнечной системы).

Вместе  с тем по форме, по способу существования  истина субъективна (объём знаний субъекта, правильность оценки и др.). Таким  образом, объективное и субъективное содержится в истине и представляется их единством.

Так как  знания непрерывно изменяются, развиваются  абсолютных истин нет. Любая истина относительна (но это не совсем так - дата рождения человека - истина абсолютная, какого либо события.)

Относительная истина- это правильное в своей основе положение, которое является неполным, неточным и которое углубляется и уточняется в ходе развития познания (так развивалась, например знание о материи - атом не делим, оказался сложной структурой).

Абсолютная  истина - это знание тождественное своему объекту и поэтому не может быть опровергнуто в ходе дальнейшего познания, (гравитационная постоянная, годы знаменательных событий, даты рождения и другие)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В системе  многообразных форм отношения человека к миру важное место занимает познание или приобретение знания об окружающем человека мире, его природе и структуре, закономерностях развития, а также о самом человеке и человеческом обществе.

Познание  – это процесс получения человеком  нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения. Иными словами, речь идет о выяснении предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями.

Главная цель познания – достижение научной  истины. Применительно к философии  истина является не только целью познания, но и предметом исследования. Можно  сказать, что понятие истины выражает сущность науки. Философы давно пытаются выработать такую теорию познания, которая позволила бы рассматривать его как процесс добывания научных истин. Основные противоречия на этом пути возникали в ходе противопоставления активности субъекта и возможности выработки им знания, соответствующего объективному реальному миру.

Истина  есть процесс адекватного (верного, правильного) отражения действительности в сознании человека. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые в свою очередь можно рассматривать как относительно самостоятельные истины.

С истиной  справедливо связывается самое  благородное, возвышенное и значимое в процессе познания мира, человека, общества. 
 

       

Литература

  1. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. – М., 1999.
  2. Васильева Т.С., Орлов В.В. Социальная философия. – Пермь, 1993.
  3. Губин В.Д. Основы философии: Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: ТОН, 1999.
  4. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: Логос, 2003.
  5. Новая философская энциклопедия в 4 томах. – М., 2000-2001.
  6. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. – М.: Центр, 2001.
  7. Гадамер Х. Истина и метод. – М., 1983.

Информация о работе Философское учение о познании