Философское учение о познании

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:50, реферат

Описание работы

В нашей стране происходят преобразования, очень важные для каждого гражданина, события исторической важности. Поэтому следует более углубленно изучать проблемы познавательной деятельности человека. Развитие цивилизации подошло к такому рубежу, когда важнейшими средствами решения ее проблем становятся компетентность и добрая воля, базирующиеся на знании и общечеловеческих ценностях. Научное и гуманистическое мировоззрение, ориентированное на истину, добро и справедливость, может способствовать росту духовности человека, а также все большей интегрированности культуры человечества и конвергируемости интересов народа.

Работа содержит 1 файл

познание.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

    Философское учение о познании.

Введение.                               

В нашей  стране происходят преобразования, очень  важные для каждого гражданина, события  исторической важности. Поэтому следует  более углубленно изучать проблемы познавательной деятельности человека. Развитие цивилизации подошло к такому рубежу, когда важнейшими средствами решения ее проблем становятся компетентность и добрая воля, базирующиеся на знании и общечеловеческих ценностях. Научное и гуманистическое мировоззрение, ориентированное на истину, добро и справедливость, может способствовать росту духовности человека, а также все большей интегрированности культуры человечества и конвергируемости интересов народа.

Некоторые ученые утверждают, что в наше время  все более явственно проступает процесс становления социальной целостности, закладываются основы общего для человечества стиля мышления. В структуре последнего ведущее место принадлежит диалектике. Проблемы теории познания в наше время выступают в различных формах. Но существует ряд традиционных проблем, среди которых истина и заблуждение, познание и интуиция, чувственное и рациональное и др. Они образуют фундамент, опираясь на который можно осмыслить развитие науки и техники, взаимосвязь познания и практики, формы и типы человеческого мышления. Часть этих проблем будет раскрыта ниже.

Проблема  познания в истории  философии

Познание  очень важно для человека, так  как иначе невозможно было бы развитие самого человека, науки, техники и  неизвестно, как далеко мы бы ушли от каменного века, если бы не обладали способностью к познанию.

Если  обратиться к истории философии, то можно увидеть что  первые отчетливые представления о познании возникли давно. Возможность адекватного  воспроизведения реальности составляет вторую сторону основного вопроса философии – о познаваемости мира.В рамках истории философии  как ответ на данный во прос сформировалось несколько направлений. Последовательное отстаивание положительного решения вопроса о возможности адекватного воспроизведения действительности в познавательной деятельности человека составляет гностическое (от греч. gnosis – знание) направление философии. Отрицание такой возможности -агностическое (от греч. слов а – не, gnosis – знание,т. е. непознаваемость) направление философии. В отличие от них скептицизм (от греч. skeptikos – разглядывающий, расследующий), не отрицая возможность, так или иначе сомневается в этом, исходя из ограниченности органов чувств человека, неисчерпаемости внешнего мира и познания, а также из постоянного их изменения.Еще философы Античности стремились выявить специфику познавательного процесса, разработать методы познания, его уровни (рассудок и разум), формы (категории, понятия и др.), противоречия и т. д.  Античные мыслители создали ранние типы гностицизма, агностицизма, скептицизма и релятивизма. С разных позиций положительно решали вопрос о познании Сократ (ок.470–399 до н. э.), Платон (428 или 427–348 или 347 до н. э.), Аристотель (384–322 до н. э.) и др. Элементы агностицизма мы встречаем в релятивизме софистов. Протагор, опираясь на тезис Гераклита об изменчивости всех вещей, предполагал изменчивость знаний о них: «сколько людей, столько же мнений». Древнегреческий философ, основатель скептицизма Пиррон из Элиды (ок. 360 – ок. 270 до н. э.) и его ученик Тимон считали, что вещи не могут быть постигнуты ни чувствами, ни разумом. Поэтому никакие суждения нельзя признать истинными. Иными словами, софисты не отрицали познание, но отрицали истинность его результатов. Философия Нового времени начинается с проблемы познания, которая является сердцевиной систем Фрэнсиса Бэкона (1561–1626) и Рене Декарта (1596–1650). Были разработаны м е т о д ы: эмпирический (индуктивный) Ф. Бэкона, рационалистический (дедуктивный) Р. Декарта и универсальный Готфрида Вильгельма Лейбница (1646–1716). В скептицизме Дэвида Юма (1711–1776) выражается последовательная форма агностицизма. Если античные скептики не сомневались в существовании объективного мира, ставя под вопрос истинность знаний, то Юм поставил под сомнение существование самой действительности. Все наши знания он считал чувственным восприятием (собственными ощущениями), за пределы которого мы не можем выйти. Следовательно, нельзя судить, каково отношение между опытом и реальностью, как и о существовании самой реальности. Огромные изменения в философию познания внесла классическая немецкая философия: трансцендентальная логика и учения о категориях и об антиномиях Иммануила Канта (1724–1804), антитетический метод Иоганна Готлиба Фихте (1762–1814), диалектическая натур-философия Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775–1854), идеалистическая диалектика Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831). В отличие от Юма Кант признавал существование объективного мира, но считал познаваемыми лишь явления вещей и непознаваемой их сущность (вещи в себе). Гегель раскрыл значение диалектического метода в познании, обосновал процессуальный и конкретный характер истины. Определенный вклад в теорию познания внесла русская философия, а именно Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889) – создатель учения о роли практики в познании, о совпадении форм мышления с формами бытия, о значении философии для научного познания и Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900) – автор учения о всеединстве и «цельном знании», о формах знания и истине. Можно выделить четыре основных концептуальных момента диалектико-материалистической гносеологии марксизма.

1. Познание  –активный, творческий, противоречивый  процесс отражения действительности, который осуществляется в ходе  общественной практики.

2. Теория  познания есть взаимодействие  объекта и субъекта, детерминированное практикой и социокультурными факторами.

3. Как  совокупность знаний о познавательном  процессе теория познания есть  итог всей истории познания  и культуры в целом.

4. Как  открытая, динамичная, непрерывно обновляющаяся  система теория познания опирается на данные всех форм познавательной деятельности, прежде всего частных наук.

В современной  западной философии (постпозитивизме, структурализме, аналитической философии, герменевтике, эволюционистской эпистемологии) все больше дает о себе знать скептический характер решения гносеологических проблем. Исследователей привлекает состояние нестойчивого равновесия, когда любая случайность может повлиять на дальнейший ход событий (эффект бабочки). Здесь не отрицается возможность познания явлений, но отрицается всякая закономерность. Агностицизм характерен для теории познания следующих философских направлений:

а) экзистенциализм – представители Мартин Хайдеггер (1889–1976), Жан Поль Сартр (1905–1980), Карл Ясперс (1883–1969) и др.;

б) герменевтика – Ханс Георг Гадамер (1900–2002);

в) постмодернизм – Стивен Эделстон Тулмин (1922–2009), Д.Р. Гриффин и др. Для экзистенциалиста Ясперса человек существует в таинственном непознаваемом мире. Мир – криптограмма, которую человек не способен прочитать. Следовательно, место бесплодного рационального познания должна занимать вера. Познание – специфический вид активной деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и себя в этом мире, активно-целенаправленное отражение действительности в сознании человека, цель и смысл которого – адекватное воспроизведение и преобразование ее. Такова суть познавательного отношения человека к миру, являющаяся фундаментом всей его ценностной системы и деятельности. Однако познание нельзя свести лишь к отражению – это очень сложный процесс. 

2. Чувственное и  рациональное познание. Сенсуализм и рационализм.

Познание - процесс целенаправленного активного  отражения действительности в сознании человека или деятельность людей  по добыванию знания.

Раздел  философии Гносеология. Разделяется на Гностиков - (материалисты) - мир познаваем и агностиков (идеалисты) - мир достоверно не познаваем.

Познание  как процесс состоит из:

Чувственного  познания (сенситивного) основанного  на чувственных ощущениях, отражающих действительность и логике.

Рационального познания основанного на разуме, его  самостоятельной деятельности.

Чувственное или сенситивное познание состоит  из способности к ощущениям, восприятиям  и представлениям.

Ощущение - это чувственный образ отдельного свойства предмета (его цвет, форма, вкус и т.д.)

Восприятие  формирует целостный образ предмета на основе комбинации ощущений, воспринимается как комбинация, синтез ощущений его  формы, цвета, вкуса

Представление более сложная форма чувственного познания - это сохранившиеся в сознании образ отдельного предмета, воспринимавшиеся человеком раньше, результат прошлых воздействий предмета на органы чувств. Может воспроизводится в отсутствии предмета.

Таким образом, чувственное (сенситивное  познание) даёт знания отдельных предметах и их свойствах.

Обобщить  эти знания, проникнуть в сущность вещей, познать причину явлений  законы бытия с помощью органов  чувств невозможно. Это достигается  с помощью рационального познания.

Рациональное  познание или абстрактное мышление опосредовано знаниями, полученными с помощью органов чувств, и выражается в основных логических формах:

Понятиях;

Суждениях;

Умозаключениях, отражающих, общее существенное в  предметах.

Основными формами, в которых возникло, развивается  и осуществляется мышление, являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие - это мысль, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи  предметов и явлений. Понятие  не есть что-либо непосредственно готовое; оно есть не что иное, как самый  акт понимания, чистая деятельность мышления. Понятия не только отражают общее, но и расчленяют вещи, группируют, классифицируют их в соответствии с их различиями. Кроме того, когда мы говорим, что имеем понятие о чем-либо, то под этим подразумеваем, что мы понимаем сущность этого объекта. Понятая возникают и существуют в голове человека лишь в определенной связи, в виде суждений. Мыслить значит судить о чем-либо, выявлять определенные связи и отношения между различными сторонами предмета или между предметами.

Суждение  это такая форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо. Например, предложение "Клен растение" есть суждение, в котором о клене высказывается мысль, что он есть растение. Суждения имеются там, где мы находим утверждение или отрицание, ложность или истинность, а также нечто предположительное.

Мыслить значит судить о чем-либо. При этом понятие, которое мы не можем развернуть в суждение, не имеет для нас  смысла. Можно сказать, что суждение (или суждения) это развернутое  понятие, а само понятие это свернутое суждение (или суждения).

Словесной формой выражения суждения является предложение как непосредственная, материализованная действительность мысли. Суждения, каковы бы они ни были, всегда представляют собой соединение субъекта с предикатом, т.е. того, о чем что-либо высказывается, и того, что именно высказывается. К тому или иному суждению человек может прийти путем непосредственного наблюдения какого - либо факта или опосредованным путем - с помощью умозаключения. Именно выведение новых суждений является характерным для умозаключения как логической операции. Суждения, из которых выводится заключение, суть посылки.

Умозаключение представляет собой операцию мышления, в ходе которой из сопоставления  ряда посылок выводится новое  суждение. Умозаключение более высокий уровень мышления, чем суждение, и оно исторически возникло гораздо позже. Умозаключение как сопоставление суждений принесло человечеству принципиально новую познавательную возможность: оно получило возможность двигаться в относительно самостоятельном поле "чистой мысли".

На основе обобщения знаний об отдельных предметах  и их свойствах, мышление формирует  понятие о свойствах, присущих определённому  их множеству, оно способно формировать  абстракции высокого порядка, содержащие знания о наиболее общих свойствах и отношениях действительности.

Таковы, например философские категории  бытие, объективная реальность, движение, общество и т.п.

Являясь отвлечением, отхода от действительности мышление способно выделять общие свойства существенные связи вещей и процессов, создавать целостную картину  мира. Мышление неразрывно связано  с языком.

Рассудочные знания (здравый рассудок) в основном основаны на житейском опыте, принятых нормах в обществе. Если человек извлекает понятия, мысли доступные всем, говорят он в здравом рассудке. Однако научно обоснованная мысль учёного может вызвать у необразованных людей сомнение в его здравом рассудке.

Сенсуализм - термин новый: во всеобщее употребление его ввёл Кузен, который в своей «Histoire generale de la philosophie» противополагает С. идеализму и, следовательно, обозначает этим термином направление, которое теперь принято называть материализмом. Это значение термина С. не удержалось. Сенсуализмом принято теперь называть известное направление в решении гносеологических вопросов, противоположное интеллектуализму или рационализму. Основные воззрения С. состоят в следующем. Он отрицает врожденные идеи, иначе говоря, признает за разумом лишь производное, не первоначальное значение. С. сводит все знание к ощущению: разум все своё содержаще получает из ощущений, а ощущение - из опыта; таким образом, внешний мир является источником и критерием познания. В этом пункте заключается и сходство, и различие С. с материализмом. Оба направления утверждают, что источник всего нашего познания - внешний мир, но внешний мир понимается ими совершенно различно. Материализм верит в полное или частичное тождество содержания ощущений с качествами предмета, чего С. не признает. Таким образом, С. отнюдь не ведёт к материализму; напротив того, из него легче вывести субъективизм (то есть отрицание возможности познать внешний мир и заключить, что все познание цепикон развивается из внутренних состояний сознания). Это роднит С. с субъективным идеализмом (на пр., Фихте); различие между ними заключается лишь в понимании деятельности субъекта. Для субъективного идеализма сущность сознания состоит в синтетической деятельности разума, и ощущение есть лишь одна и притом низшая ступень этой деятельности. Для С., наоборот, в ощущении и состоит вся деятельность сознания, из него выводится мышление и т. д. Из отождествления мышления с ощущением следует, что никаких особых законов мысли нет. История образования ощущений рассказывает, как из ощущений сами собой образуются память, внимание и мышление и каким образом создаётся иллюзия самостоятельных духовных процессов, независимых от ощущения; в действительности необходимость мысли есть не что иное, как привычка или ассоциация, ставшая в силу частого повторения неразрывной. Всякое знание всегда имеет в своей основе известное ощущение, следовательно, знание всегда может быть только частным; обобщениям ничего реального не соответствует. Источник знания в то же самое время определяет и характер, и границы его; этот источник есть, таким образом, критерий истины. Так как ощущение зависит от впечатлений, идущих извне, - положение, которое сенсуалистами принимается на веру. Всякий же опыт есть нечто случайное, иррациональное, относительное, то всему знанию приходится приписывать случайный и относительный характер. Милль, исходя из психологических фактов, даёт следующее определение материи: материя или предмет есть не что иное, как постоянная возможность ощущений. Это определение вполне соответствует духу С, и намеки на него мы встречаем уже у Кондильяка, с точки зрения которого предмет есть совокупность представлений о величине, плотности, твёрдости и т. д., то есть соединение представлений, полученных из разных категорий ощущений, главным образом осязания, и для образования представления о предмете вовсе не нужно мыслить носителя качеств или субстрата. Такова в общих чертах гносеология С. В заслугу С. можно поставить то, что он обратил внимание на более подробный психологический анализ фактов ощущения и восприятия, стараясь определить значение ощущений в познании вообще и значение отдельных категорий ощущений. В этом отношении особенного внимания заслуживают работы Кондильяка. Однако психологический анализ С. страдает тем, что смотрит с предвзятой точки зрения на факты, подлежащие анализу. С., подобно фокуснику, вкладывает в ощущение все то, что вовсе не свойственно ощущению самому по себе и что С. с торжеством из него извлекает. Не ощущение создаёт сознание, память, воображение и мышление, а синтетическая деятельность сознания проявляется В этих различных формах в зависимости от различного материала, с которым она орудует. С. механизирует, принижает деятельность сознания и по самому элементарному её обнаружению хочет судить обо всей деятельности. Неправильному психологическому анализу соответствуют и неверные гносеологические выводы - неправомерное ограничение области знания, неправильное объяснение особенностей его (напр., характера математического знания), неправильное указание критерия истины. Исторически сенсуализм проявлялся разнообразно и в различные времена, переплетаясь с материализмом, эмпиризмом и субъективным идеализмом; трудно поэтому написать историю с., не внеся в неё чуждых элементов.

Информация о работе Философское учение о познании