Философское учение о методах и формах познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:18, контрольная работа

Описание работы

Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем
научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-
либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а
именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный
рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-
технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир
показывает какого прогресса достигло человечество. Именно наука явилась
главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному
обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления «новой
экономики», для которой не действуют законы классической экономической
теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь
удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и мн.др.
Все это убедительно доказывает, что основная форма человеческого познания –
наука в наши дни становиться все более и более значимой и существенной
частью реальности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1.Диалектика и метафизика как основные методы философии …………...4
2.Основные исторические формы диалектики……………………………...7
3.Философские категории как инструменты познания…………………….9
Заключение……………………………………………………..…………….11
Список литературы……………………………………………………….….12

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 33.39 Кб (Скачать)

Философские же категории, будучи предельно широкими понятиями, в  которых мыслятся всеобщие, существенные стороны, свойства, связи и отношения  бытия выполняют методические и  методологические функции. Понятно, что  разные категории относятся к  различным разделам философии: онтологии, гносеологии, антропологии, социальной философии. Особую группу образуют категории  специальных философских дисциплин (логики, этики, эстетики).

Мировоззренческое значение философских категорий состоит, прежде всего, в соотнесении знания о мире и себе, что позволяет  созидать и строить оптимальные  отношения человека к миру. Онтологическое значение категорий заключается  в том, что они выражают реальность мира, в формах высшей степени абстрагирования, отвлечения от конкретного, единичного.

В этом смысле философские  категории лежат в основе анализа  и обобщения информации чувственных  восприятий и представлений о  реальной действительности. Логическое значение категории проявляется  в специфике философского вопроса  о соотношении общего, особенного и единичного. Методологическое значение категорий в организующем принципе мышления.

Именно в философских  категориях выражена вся сложность  и противоречивость бытия в его  развитии – общее, единичное, особенное, непосредственное и опосредованное, внешнее и внутреннее, а так  же, всеобщие, особенные, специфические, генетические, функциональные, структурные, энергетические, вещественные и информационные типы связей.

Таким образом, однозначные, целостные, существенные отношения  бытия позволяют философским  категориям выступать в качестве инструмента познания мира как результата практического отношения на сущностном уровне.

 

 

 

 

 

Заключение

Задача теоретического познания состоит в том, чтобы дать целостный образ исследуемого явления. Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Применяя его, исследователь вначале находит главную связь (отношение) изучаемого объекта, а затем, шаг за шагом прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействия и таким путем отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта. Применяется при построении различных научных теорий и может использоваться как в общественных, так и в естественных науках. Например, в теории газов, выделив основные законы идеального газа - уравнения Клапейрона, закон Авогадро и т.д., исследователь идет к конкретным взаимодействиям и свойствам реальных газов, характеризуя их существенные стороны и свойства. 
Все описанные методы познания в реальном научном исследовании всегда работают во взаимодействии.Определяя соотношение между диалектикой и синергетикой, принципиальные положения которой рассмотрены на примере теории диссипативных структур, можно согласиться с мнением исследователей, считающих парадигму самоорганизации естественнонаучной основой диалектических представлений о развитии, современным теоретическим опровержением «метафизических и механических представлений о неорганической материи как косной массе, приводимой в движение силой» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Агофонов В.П, Казаков Д.Ф., Рачинский Д.Д. «Философия» М-2000 МСХА стр.278
  2. Спиркин А.Г. «Основы философии» М-1988 стр.281
  3. «Философия» под. ред. Кохановского В.П. Ростов-н/Д 2000 стр.488
  4. Лешкевич Т.Г. «Философия науки: традиции и новации» М-2001 стр.28
  5. Алексеев П.В, Панин А.В. «Философия» М-2000 стр.376
  6. Фролов И.Т. «Введение в философию» Ч-2, М-1989, Политиздат,

 


Информация о работе Философское учение о методах и формах познания