Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:18, контрольная работа
Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем
научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-
либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а
именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный
рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-
технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир
показывает какого прогресса достигло человечество. Именно наука явилась
главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному
обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления «новой
экономики», для которой не действуют законы классической экономической
теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь
удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и мн.др.
Все это убедительно доказывает, что основная форма человеческого познания –
наука в наши дни становиться все более и более значимой и существенной
частью реальности.
Введение……………………………………………………………………….3
1.Диалектика и метафизика как основные методы философии …………...4
2.Основные исторические формы диалектики……………………………...7
3.Философские категории как инструменты познания…………………….9
Заключение……………………………………………………..…………….11
Список литературы……………………………………………………….….12
Философские же категории, будучи
предельно широкими понятиями, в
которых мыслятся всеобщие, существенные
стороны, свойства, связи и отношения
бытия выполняют методические и
методологические функции. Понятно, что
разные категории относятся к
различным разделам философии: онтологии,
гносеологии, антропологии, социальной
философии. Особую группу образуют категории
специальных философских
Мировоззренческое значение философских категорий состоит, прежде всего, в соотнесении знания о мире и себе, что позволяет созидать и строить оптимальные отношения человека к миру. Онтологическое значение категорий заключается в том, что они выражают реальность мира, в формах высшей степени абстрагирования, отвлечения от конкретного, единичного.
В этом смысле философские категории лежат в основе анализа и обобщения информации чувственных восприятий и представлений о реальной действительности. Логическое значение категории проявляется в специфике философского вопроса о соотношении общего, особенного и единичного. Методологическое значение категорий в организующем принципе мышления.
Именно в философских категориях выражена вся сложность и противоречивость бытия в его развитии – общее, единичное, особенное, непосредственное и опосредованное, внешнее и внутреннее, а так же, всеобщие, особенные, специфические, генетические, функциональные, структурные, энергетические, вещественные и информационные типы связей.
Таким образом, однозначные, целостные, существенные отношения бытия позволяют философским категориям выступать в качестве инструмента познания мира как результата практического отношения на сущностном уровне.
Заключение
Задача теоретического познания состоит
в том, чтобы дать целостный образ исследуемого
явления. Метод восхождения от абстрактного
к конкретному. Применяя его, исследователь
вначале находит главную связь (отношение)
изучаемого объекта, а затем, шаг за шагом
прослеживая, как она видоизменяется в
различных условиях, открывает новые связи,
устанавливает их взаимодействия и таким
путем отображает во всей полноте сущность
изучаемого объекта. Применяется при построении
различных научных теорий и может использоваться
как в общественных, так и в естественных
науках. Например, в теории газов, выделив
основные законы идеального газа - уравнения
Клапейрона, закон Авогадро и т.д., исследователь
идет к конкретным взаимодействиям и свойствам
реальных газов, характеризуя их существенные
стороны и свойства.
Все описанные методы познания в реальном
научном исследовании всегда работают
во взаимодействии.Определяя соотношение
между диалектикой и синергетикой, принципиальные
положения которой рассмотрены на примере
теории диссипативных структур, можно
согласиться с мнением исследователей,
считающих парадигму самоорганизации
естественнонаучной основой диалектических
представлений о развитии, современным
теоретическим опровержением «метафизических
и механических представлений о неорганической
материи как косной массе, приводимой
в движение силой»
Список литературы
Информация о работе Философское учение о методах и формах познания