Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:18, контрольная работа
Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем
научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-
либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а
именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный
рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-
технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир
показывает какого прогресса достигло человечество. Именно наука явилась
главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному
обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления «новой
экономики», для которой не действуют законы классической экономической
теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь
удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и мн.др.
Все это убедительно доказывает, что основная форма человеческого познания –
наука в наши дни становиться все более и более значимой и существенной
частью реальности.
Введение……………………………………………………………………….3
1.Диалектика и метафизика как основные методы философии …………...4
2.Основные исторические формы диалектики……………………………...7
3.Философские категории как инструменты познания…………………….9
Заключение……………………………………………………..…………….11
Список литературы……………………………………………………….….12
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Диалектика и метафизика как основные методы философии …………...4
2.Основные исторические
формы диалектики……………………………...
3.Философские категории
как инструменты познания………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем
научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-
либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а
именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный
рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-
технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир
показывает какого прогресса достигло человечество. Именно наука явилась
главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному
обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления «новой
экономики», для которой не действуют законы классической экономической
теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь
удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и мн.др.
Все это убедительно доказывает, что основная форма человеческого познания –
наука в наши дни становиться все более и более значимой и существенной
частью реальности.
Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую
ей развитую систему методов,
принципов и императивов
правильно выбранный метод наряду с талантом ученого помогает ему познавать
глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать законы и
закономерности. Количество методов, которые разрабатывает наука для познания
действительности постоянно увеличивается. Точное их количество, пожалуй,
трудно определить. Ведь в мире существует около 15000 наук и каждая из них
имеет свои специфические методы и предмет исследования.
Вместе с тем все эти методы находятся в диалектической связи с общенаучными
методами, которые они, как правило, содержат в различных сочетаниях и со
всеобщим, диалектическим методом. Это обстоятельство является одной из
причин, которые определяют важность наличия философский знаний у любого ученого.
1.Диалектика и метафизика как основные методы философии
Диалектика (греч. dialektike) – наука о наиболее
общих законах развития природы, общества
и мышления. Научному пониманию Д. предшествовала
долгая история, и само понятие Д. возникло
в ходе переработки и даже преодоления
первоначального смысла термина. Уже античная
философия с большой силой подчеркнула
изменчивость всего существующего, поняла
действительность как процесс, осветила
роль, какую в этом процессе играет переход
всякого свойства в противоположное (Гераклит,
отчасти милетские материалисты, пифагорейцы). К подобным
исследованиям еще не применялся термин “Д.”. Первоначально
этим термином (dialektike techne – “искусство
диалектики”) обозначалось искусство
диалога и спора: 1) способность вести спор
посредством вопросов и ответов; 2) искусство
классификации понятий, разделения вещей
на роды и виды. Аристотель, не поняв Д.
Гераклита, считает изобретателем ее Зенона
Элейского, который подверг анализу противоречия,
возникающие при попытки мыслить понятия
движения и множества. Сам Аристотель
отличает “Д.” от “аналитики”
Материалистическая Д. представляет
собой философский метод
Метафизика
2.Основные исторические формы диалектики.
Формирование диалектики прошло долгий путь. Средиисторических форм диалектики выделяют диалектику древних философов, идеалистическую диалектику классической немецкой философии и материалистическую диалектику.
Древние диалектические учения, как правило, базировались на уяснении различных явлений, доступных различному наблюдению (Гераклит). Размышления о соотношении единого и многого, единичного и общего, опирались на опыт общественных обсуждений, сопоставления разноречивых мнений, взглядов, позиций. Нередко философская мысль, казалось, заходила в тупик (апории, парадоксы, антиномии, дилеммы). Обнаружение таких затруднений и попытки их осмысления получили название «отрицательной диалектики» (Зенон и другие). Это – своего рода «стояние у врат» диалектики. Поиск выхода из трудных ситуаций, способов разрешения противоречий стимулировал развитие позитивной диалектики.
Античные диалектики, рассматривая космос как связное целое, больше всего интересовались процессом возникновения и превращения одних явлений в другие. Но представляя весь мир непрерывно движущимся, изменчивым, а все явления взаимосвязанными, переходящими друг в друга, греки в то же время не смогли подняться до понимания развития как постоянного возникновения чего-то нового, необратимого. Это объясняется особенностями их культуры, мировоззрения.
Для греческой культуры высшей ценностью была яркая жизнь, наслаждение прекрасным; в это мировосприятие плохо вписываются представления о неизбежности смерти. Выход был найден в концепции великого круговорота. Согласно ей, все в мире повторяется, и после великого года, равного многим тысячелетиям, все снова возвращается «на круги своя». Получалось, что в мире все подвержено циклическим возвратным изменениям.
Большой шаг в понимании развития
как процесса качественных изменений,
появления принципиально нового
по сравнению с прошлым, был сделан
в средние века в христианской
философии. Для христианского
Важный шаг к идее развития мира
сделал Декарт. Бог, создавая мир, полагал
он, дал ему импульс, толчок, получив
который природа начала «распутывать
первоначальный хаос», порождая новые
формы. У Декарта понятие развития
не распространялось на общество. Но эпоха
буржуазных революций заставляла задумываться
и об этом, побуждала интерес к
истории. Французские просветители
Вольтер и Руссо выдвинули
идею исторического развития, включающего
и этапы революционных
Синтез разных догадок и формирование теории развития (идеалистическая диалектика) были осуществлены в немецкой классической философии, важную роль в формировании которой сыграли достижения естествознания и общественных наук: стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы, открытия в области математики, астрономические эмбриологические, геологические теории.
3.Философские
категории как инструменты
Как показывает история антропосоциогенеза
развитие мышления и отношения человека
к миру происходит посредством и
на основе формирования предельно общих
понятий (категорий) – форм отражения
универсальных законов
Под категорией понимают формы
осознания в понятиях всеобщих способов
отношения человека к миру, отражающие
наиболее общие и существенные свойства,
законы природы, общества и мышления
[3, с.193]. Философские категории
Отличительной особенностью философских категорий является их предельная широта – они не могут быть редуцированы до понятий естественного языка, имеющего ограниченный объем.
Особая ценность философских категорий состоит в том, что они играют методологическую роль в науке, поскольку отражают законы и закономерности, всеобщую связь и принципы развития вещей, охватывая мир как целое.
Иначе говоря, категории являются необходимыми формами мышления, претендуя на универсальность, служат средством формирования картины мира в целом. Одновременно философские категории выполняют и инструментальные функции, являясь способом познания и освоения различных явлений, а так же нормативные функции, формируя определенную методологию научного познания.
В классификации категорий различают три типа – общенаучные, частнонаучные и философские [1, с.93-96.].
Частнонаучные используются
в отдельных областях научного знания
как результат обобщения знаний
о локальной и специфической
области познания. Приведем другую
классификацию философских
Исходя из этой теории, можно
утверждать, что существует несколько
групп основных категорий. Первой важнейшей
всеобщей категорией является категория
бытия или категория
Информация о работе Философское учение о методах и формах познания