Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 20:28, реферат
С точки зрения русского писателя и мыслителя Л. Н. Толстого (1828–1910) драматизм человеческого бытия состоит в противоречии между неотвратимостью смерти и присущей человеку жаждой бессмертия. Воплощением этого противоречия является вопрос о смысле жизни – вопрос, который можно выразить так: “Есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожался бы неизбежно предстоящей мне смертью?”. Толстой считает, что жизнь человека наполняется смыслом в той мере, в какой он подчиняет ее исполнению воли Бога, а воля Бога дана нам как закон любви, противостоящий закону насилия. Закон любви полней и точней всего развернут в заповедях Христа. Чтобы спасти себя, свою душу, чтобы придать жизни смысл человек должен перестать делать зло, совершать насилие, перестать раз и навсегда и прежде всего тогда, когда он сам становится объектом зла и насилия. Не отвечать злом на зло, не противиться злу насилием – такова основа жизненного учения Льва Николаевича Толстого.
Введение – стр. 3.
1. Второе рождение Толстого – стр. 4-10.
2. Бог, свобода и добро – стр. 11-14.
3. Пять заповедей христианства – стр. 15.
4. Непротивление как проявление закона любви – стр. 16-18.
5. Непротивление есть закон – стр. 19-21.
Заключение – стр. 21.
Список использованной литературы – стр. 22.
Толстого
часто упрекают в абстрактном морализме.
Что он из-за сугубо моральных соображений
отрицал всякое насилие и рассматривал
как насилие всякое физическое принуждение
и что по этой причине он закрыл себе путь
к пониманию всей сложности и глубины
жизненных отношений. Однако это предположение
неправильное.
Идею
непротивления нельзя понимать так,
будто Толстой был против совместных
действий, общественно значимых акций,
вообще против прямых нравственных обязанностей
человека по отношению к другим людям.
Совсем наоборот. Непротивление, по мнению
Толстого, есть приложение учения Христа
к общественной жизни, конкретный путь,
преобразующий отношения вражды между
людьми в отношения сотрудничества между
ними.
Не
следует также считать, что Толстой
призывал отказаться от противодействия
злу. Наоборот, он считал, что противиться
злу можно и нужно, только не насилием,
а другими ненасильственными методами.
Более того только тогда по настоящему
можно противиться насилию, когда отказываешься
отвечать тем же. “Защитники общественного
жизнепонимания объективно стараются
смешать понятие власти, т. е. насилие,
с понятием духовного влияния, но смешение
это совершенно невозможно”. Толстой
сам не разрабатывал тактику коллективного
ненасильственного сопротивления, но
его учение допускает такую тактику. Он
понимает непротивление как позитивную
силу любви и правды, кроме того, он прямо
называет такие формы сопротивления, как
убеждение, спор, протест, которые призваны
отделить человека, совершающего зло,
от самого зла, призывают к его совести,
духовному началу в нем, которые отменяют
предшествующее зло в том смысле, что оно
перестает быть препятствием для последующего
сотрудничества. Толстой называл свой
метод революционным.
И
с этим нельзя не согласиться. Он даже
более революционен, чем обычные
революции. Обычные революции производят
переворот во внешнем положении людей,
в том, что касается власти и собственности.
Толстовская революция нацелена на коренное
изменение духовных основ жизни.
Список
использованной литературы.
1. Введение в философию: В 2 т. М. 1990 г.
2. Гусейнов А. А. ,,Великие моралисты”. М. 1995 г.
3. Розенталь М. М. Философский словарь. М. 1975 г.
4. Философский энциклопедический словарь. М. 1983 г.
5. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. ,,Русская философия Х - XIX вв.”. Л. 1989 г.
6. Громов М.Н., Козлов Н.С. ,,Русская философская мысль X-XVII вв.”. М. 1990 г.
7. Зеньковский В.В. ,,История русской философии в 2-х т.”. Л. 1991 г.
8. Лососий Н.О. ,,История русской философии”. М. 1991 г.
9. Новиков А.И. ,,История русской философии Х-ХХ вв.”. СПб. 1998 г.
10. Курляндская Г.Б. ,,Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого”. СПб. 1987 г. 11. Ломунов К.Н. ,,Жизнь Льва Толстого”. М. 1981 г.
12. Громов П.П. ,,О стиле Льва Толстого”. Л. 1977 г.
13. Бычков С.Н. ,,Толстой в оценке русской критики”. М. 1995 г.
14. Сабуров А.А. ,,Война и мир Л.Н. Толстого”. М. 1996 г.
15. Оболенский
Л. ,,Мораль и социальные взгляды Толстого”.
СПб. 1886 г.