Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 20:28, реферат
С точки зрения русского писателя и мыслителя Л. Н. Толстого (1828–1910) драматизм человеческого бытия состоит в противоречии между неотвратимостью смерти и присущей человеку жаждой бессмертия. Воплощением этого противоречия является вопрос о смысле жизни – вопрос, который можно выразить так: “Есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожался бы неизбежно предстоящей мне смертью?”. Толстой считает, что жизнь человека наполняется смыслом в той мере, в какой он подчиняет ее исполнению воли Бога, а воля Бога дана нам как закон любви, противостоящий закону насилия. Закон любви полней и точней всего развернут в заповедях Христа. Чтобы спасти себя, свою душу, чтобы придать жизни смысл человек должен перестать делать зло, совершать насилие, перестать раз и навсегда и прежде всего тогда, когда он сам становится объектом зла и насилия. Не отвечать злом на зло, не противиться злу насилием – такова основа жизненного учения Льва Николаевича Толстого.
Введение – стр. 3.
1. Второе рождение Толстого – стр. 4-10.
2. Бог, свобода и добро – стр. 11-14.
3. Пять заповедей христианства – стр. 15.
4. Непротивление как проявление закона любви – стр. 16-18.
5. Непротивление есть закон – стр. 19-21.
Заключение – стр. 21.
Список использованной литературы – стр. 22.
Словом,
материальный и культурный прогресс
означают то, что они означают: материальный
и культурный прогресс. Они не затрагивают
страданий души. Безусловное доказательство
этого Толстой усматривает в том, что прогресс
обессмысливается, если рассматривать
его в перспективе смерти человека. К чему
деньги, власть и т. п., к чему вообще стараться,
чего-то добиваться, если все неизбежно
оканчивается смертью и забвением. “Можно
жить только, покуда пьян жизнью; а как
протрезвишься, то нельзя не видеть, что
все это – только обман, и глупый обман!”.
Трагизм человеческого бытия, по мнению
Толстого, хорошо передает восточная (древнеиндийская)
басня про путника, застигнутого в степи
разъяренным зверем. “Спасаясь от зверя,
путник вскакивает в безводный колодезь,
но на дне колодца видит дракона, разинувшего
пасть, чтобы пожрать его. И несчастный,
не смея вылезть, чтобы не погибнуть от
разъяренного зверя, не смея и спрыгнуть
на дно колодца, чтобы не быть пожранным
драконом, ухватывается за ветки растущего
в расщелинах колодца дикого куста и держится
на нем. Руки его ослабевают, и он чувствует,
что скоро должен будет отдаться погибели,
с обеих сторон ждущей его, но он все держится,
и пока он держится, он оглядывается и
видит, что две мыши, одна черная, другая
белая, равномерно обходя стволину куста,
на котором он висит, подтачивают ее. Вот-вот
сам собой обломится и оборвется куст,
и он упадет в пасть дракону. Путник видит
это и знает, что он неминуемо погибнет;
но пока он висит, он ищет вокруг себя и
находит на листьях куста капли меда, достает
их языком и лижет их”. Белая и черная
мышь, день и ночь, неминуемо ведут человека
к смерти – и не вообще человека, а каждого
из нас, и не где-то и когда-то, а здесь и
теперь, “и это не басня, а это истинная,
неоспоримая и всякому понятная правда”.
И ничто от этого не спасет – ни огромные
богатства, ни изысканный вкус, ни обширные
знания.
Вывод
о бессмысленности жизни, к которому
как будто бы подводит опыт и который
подтверждается философской мудростью,
является с точки зрения Толстого явно
противоречивым логически, чтобы можно
было с ним согласиться. Как может разум
обосновать бессмысленность жизни, если
он сам является порождением жизни? У него
нет оснований для такого обоснования.
Поэтому в самом утверждении, о бессмысленности
жизни содержится его собственное опровержение:
человек, который пришел к такому выводу,
должен был бы, прежде всего, свести свои
собственные счеты с жизнью, и тогда он
не мог бы рассуждать о ее бессмысленности,
если же он рассуждает о бессмысленности
жизни и тем самым продолжает жить жизнью,
которая хуже смерти, значит, в действительности
она не такая бессмысленная и плохая, как
об этом говорится. Далее, вывод о бессмысленности
жизни означает, что человек способен
ставить цели, которые не может осуществить,
и формулировать вопросы, на которые не
может ответить. Но разве эти цели и вопросы
ставятся не тем же самым человеком? И
если у него нет сил реализовать их, то
откуда у него взялись силы поставить
их? Не менее убедительно возражение Толстого:
если жизнь бессмысленна, то как же жили
и живут миллионы и миллионы людей, все
человечество? И раз они живут, радуются
жизни и продолжают жить, значит, они находят
в ней какой-то важный смысл? Какой?
Не
удовлетворенный отрицательным
решением вопроса о смысле жизни,
Л. Н. Толстой обратился к духовному
опыту простых людей, живущих собственным
трудом, опыту народа. Простые люди хорошо
знакомы с вопросом о смысле жизни, в котором
для них нет никакой трудности, никакой
загадки. Они знают, что надо жить по закону
божьему и жить так, чтобы не погубить
свою душу. Они знают о своем материальном
ничтожестве, но оно их не пугает, ибо остается
душа, связанная с Богом. Малообразованность
этих людей, отсутствие у них философских
и научных познаний не препятствует пониманию
истины жизни, скорее наоборот, помогает.
Странным образом оказалось, что невежественные,
полные предрассудков крестьяне сознают
всю глубину вопроса о смысле жизни, они
понимают, что их спрашивают о вечном,
неумирающем значении их жизни и о том,
не боятся ли они предстоящей смерти.
Вслушиваясь
в слова простых людей, вглядываясь
в их жизнь, Толстой пришел к заключению,
что их устами глаголет истина. Они поняли
вопрос о смысле жизни глубже, точнее,
чем все величайшие мыслители и философы.
Вопрос
о смысле жизни есть вопрос о соотношении
конечного и бесконечного в ней,
то есть о том, имеет ли конечная
жизнь вечное, неуничтожимое значение
и если да, то в чем оно состоит? Есть ли
в ней что-либо бессмертное? Если бы конечная
жизнь человека заключала свой смысл в
себе, то не было бы самого этого вопроса.
“Для решения этого вопроса одинаково
недостаточно приравнивать конечное к
конечному и бесконечное к бесконечному”,
надо выявить отношение одного к другому.
Следовательно, вопрос о смысле жизни
шире охвата логического знания, он требует
выхода за рамки той области, которая подвластна
разуму. “Нельзя было искать в разумном
знании ответа на мой вопрос”, – пишет
Толстой. Приходилось признать, что “у
всего живущего человечества есть еще
какое-то другое знание, неразумное –
вера, дающая возможность жить”.
Наблюдения
над жизненным опытом простых
людей, которым свойственно осмысленное
отношение к собственной жизни при ясном
понимании ее ничтожности, и правильно
понятая логика самого вопроса о смысле
жизни подводят Толстого к одному и тому
же выводу о том, что вопрос о смысле жизни
есть вопрос веры, а не знания. В философии
Толстого понятие веры имеет особое содержание,
не совпадающее с традиционным. Это –
не осуществление ожидаемого и уверенность
в невидимом. “Вера есть сознание человеком
такого своего положения в мире, которое
обязывает его к известным поступкам”.
“Вера есть знание смысла человеческой
жизни, вследствие которого человек не
уничтожает себя, а живет. Вера есть сила
жизни”. Из этих определений становится
понятным, что для Толстого жизнь, имеющая
смысл, и жизнь, основанная на вере, есть
одно и то же.
Понятие
веры в толстовском понимании
совершенно не связано с непостижимыми
тайнами, неправдоподобно чудесными,
превращениями и иными
Из такого понимания веры вытекает, что за вопросом о смысле жизни скрыто сомнение и смятение. Смысл жизни становится вопросом тогда, когда жизнь лишается смысла. “Я понял, – пишет Толстой, – что для того, чтобы понять смысл жизни, надо, прежде всего, чтобы жизнь была не бессмысленна и зла, а потом уже – разум для того, чтобы понять ее”. Растерянное вопрошание о том, ради чего жить, – верный признак того, что жизнь является неправильной. Из произведений написанных Толстым вытекает один-единственный вывод: смысл жизни не может заключаться в том, что умирает вместе со смертью человека. Это значит: он не может заключаться в жизни для себя, как и в жизни для других людей, ибо и они умирают, как и в жизни для человечества, ибо и оно не вечно. “Жизнь для себя не может иметь никакого смысла... Чтобы жить разумно, надо жить так, чтобы смерть не могла разрушить жизни”.
2.
Бог, свобода и добро.
То
бесконечное, бессмертное начало, в
сопряжении с которым жизнь только
и обретает смысл, называется Богом.
И ничего другого о Боге с достоверностью
утверждать нельзя. Разум может знать,
что существует Бог, но он не может
постичь самого Бога (поэтому Толстой
решительно отвергал церковные суждения
о Боге, о триединстве Бога, творении им
мира в шесть дней, легенды об ангелах
и дьяволах, грехопадении человека, непорочном
зачатии и т. п., считая все это грубыми
предрассудками). Любое содержательное
утверждение о Боге, даже такое, что Бог
един, противоречит самому себе, ибо понятие
Бога по определению означает то, чего
нельзя определить. Для Толстого понятие
Бога было человеческим понятием, которое
выражает то, что мы, люди, можем чувствовать
и знать о Боге, но никак не то, что Бог
думает о людях и мире. В нем, в этом понятии,
как его понимает Толстой, не было ничего
таинственного, кроме того, что оно обозначает
таинственное основание жизни и познания.
Бог – причина познания, но никак не его
предмет. “Так как понятие Бога не может
быть иное, как понятие начала всего того,
что познает разум, то очевидно, что Бог,
как начало всего, не может быть постижим
для разума. Только идя по пути разумного
мышления, на крайнем пределе разума можно
найти Бога, но, дойдя до этого понятия,
разум уже перестает постигать”. Знание
о Боге Толстой сравнивает со знанием
бесконечности числа. И то, и другое безусловно
предполагается, но не поддается определению.
“К несомненности знания бесконечного
числа я приведен сложением, к несомненности
знания Бога я приведен вопросом: откуда
я?”.
Идея
Бога как предела разума, непостижимой
полноты истины задает определенный
способ бытия в мире, когда человек
сознательно ориентирован на этот предел
и полноту. Это и есть свобода.
Свобода – сугубо человеческое свойство,
выражение срединности его бытия. “Человек
был бы несвободен, если бы он не знал никакой
истины, и точно так же не был бы свободен
и даже не имел бы понятия о свободе, если
бы вся истина, долженствующая руководить
его в жизни, раз навсегда, во всей чистоте
своей, без примеси заблуждений была бы
открыта ему”. Свобода и состоит в этом
движении от темноты к свету, от низшего
к высшему, “от истины, более смешанной
с заблуждениями, к истине, более освобожденной
от них”. Ее можно определить как стремление
руководствоваться истиной.
Свобода
не тождественна произволу, простой способности
действовать по прихоти. Она всегда связана
с истиной. По классификации Толстого,
существуют истины троякого рода. Во-первых,
истины, которые уже стали привычкой, второй
натурой человека. Во-вторых, истины смутные,
недостаточно проясненные. Первые уже
не со всем истины. Вторые еще не совсем
истины. Наряду с ними есть третий ряд
истин, которые, с одной стороны, открылись
человеку с такой ясностью, когда он их
не может обойти и должен определить свое
к ним отношение, а с другой стороны, не
стали для него привычкой. По отношению
к истинам этого третьего рода и обнаруживается
свобода человека. Здесь важно и то, что
речь идет об истине ясной, и то, что речь
идет об истине более высокой по сравнению
с той, которая уже освоена в жизненной
практике. Свобода есть сила, позволяющая
человеку идти по пути к Богу.
Но
в чем состоят это дело и
этот путь, какие обязанности вытекают
для человека из его принадлежности
к Богу? Признание Бога как начала, источника
жизни и разума ставит человека в совершенно
определенное отношение к нему, которое
Толстой уподобляет отношению сына к отцу,
работника к хозяину. Сын не может судить
отца и не способен понять полностью смысл
его указаний, он должен следовать воле
отца и только по мере послушания отцовской
воле постигает, что она имеет для него
благотворный смысл, хороший сын – любящий
сын, он действует не так, как сам хочет,
а так, как хочет отец и в этом, в выполнении
воли отца, видит свое предназначение
и благо. Точно так же работник потому
является работником, что он послушен
хозяину, выполняет его распоряжения,
– ибо только хозяин знает, для чего нужна
его работа, хозяин не только придает смысл
усилиям работника, он еще и кормит его;
хороший работник – работник, который
понимает, что его жизнь и благо зависят
от хозяина, и относится к хозяину с чувством
самоотверженности, любви. Отношение человека
к Богу должно быть таким же: человек живет
не для себя, а для Бога. Только такое понимание
смысла собственной жизни соответствует
действительному положению человека в
мире, вытекает из характера его связанности
с Богом. Нормальное, человеческое отношение
человека к Богу есть отношение любви.
“Сущность жизни человеческой и высший
закон, долженствующий руководить ею,
есть любовь”.
Но
как любить Бога и что значит любить
Бога, если мы о Боге ничего не знаем и
знать не можем, кроме того, что он существует?
Да, не известно, что такое Бог, не известны
его замыслы, его заповеди. Однако, известно,
что, во-первых, в каждом человеке есть
божественное начало – душа, во-вторых,
существуют другие люди, которые находятся
в одинаковом отношении к Богу. И если
у человека нет возможности непосредственно
общаться с Богом, то он может сделать
это косвенно, через правильное отношение
к другим людям и правильное отношение
к самому себе.
Правильное
отношение к другим людям определяется
тем, что надо любить людей как
братьев, любить всех, без каких-либо изъятий,
независимо от каких бы то ни было мирских
различий между ними. Перед Богом теряют
какой бы то ни было смысл все человеческие
дистанции между богатством и бедностью,
красотой и безобразием, молодостью и
дряхлостью, силой и убожеством и т. д.
Необходимо ценить в каждом человеке достоинство
божественного происхождения. “Царство
Бога на земле есть мир всех людей между
собою”, а мирная, разумная и согласная
жизнь возможна только тогда, когда люди
связаны одинаковым пониманием смысла
жизни, единой верою.
Правильное
отношение к себе кратко можно
определить как заботу о спасении
души. “В душе человека находятся не
умеренные правила справедливости,
а идеал полного, бесконечного божеского
совершенства. Только стремление к этому
совершенству отклоняет направление жизни
человека от животного состояния к божескому
настолько, насколько это возможно в этой
жизни”. С этой точки зрения не имеет значения
реальное состояние индивида, ибо какой
бы высоты духовного развития он не достиг,
она, эта высота, является исчезающей и
ничтожной по сравнению с недостижимым
совершенством божественного идеала.
Какую бы конечную точку мы ни взяли, расстояние
от нее до бесконечности будет бесконечным.
Поэтому показателем правильного отношения
человека к себе является стремление к
совершенству, само это движение от себя
к Богу. Более того, “человек, стоящий
на низшей ступени, подвигаясь к совершенству,
живет нравственнее, лучше, более исполняет
учение, чем человек, стоящий на гораздо
более высокой ступени нравственности,
но не подвигающийся к совершенству”.
Сознание степени несоответствия с идеальным
совершенством – таков критерий правильного
отношения к себе. Поскольку реально эта
степень несоответствия всегда бесконечна,
то человек тем нравственнее, чем полнее
он осознает свое несовершенство.
Если
брать эти два отношения к
Богу – отношение к другим и
отношение к себе, – то исходным
и основополагающим, с точки зрения Толстого,
является отношение к себе. Нравственное
отношение к себе как бы автоматически
гарантирует нравственное отношение к
другим. Человек, сознающий, как бесконечно
он далек от идеала, есть человек, свободный
от суеверия, будто он может устроить жизнь
других людей. Забота человека о чистоте
собственной души является источником
нравственных обязанностей человека по
отношению к другим людям, государству
и т. д.