Философское понимание материи

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 08:57, контрольная работа

Описание работы

Из всех многообразных форм бытия в центре внимания философов всегда находились две: материальная и идеальная. И тому есть простое объяснение. Ведь что ни говори, но для философии самый интересный предмет исследования - это человек, строй и смысл его жизни. А вопрос «что такое человек?» необходимо подразумевает выделение специфики человеческого существования, то есть таких качеств, которые отличают человека от всего остального мира. И первое, самоочевидное такое качество - это, конечно, наш разум, сознание.

Содержание

Введение 4
1.Философское понятие «материи». Атрибутивные свойства материи и структурные уровни материи как объем реальности 5
2. Движение, пространство, время 9
3. Новое в философии и науке XX – XXI 19
Заключение 24
Список литературы 25

Работа содержит 1 файл

философия готовая - копия.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

      Откуда  же берутся эти новые свойства? Общий ответ: из организации, из способа соединения и взаимодействия частей внутри целого. Замысел системного подхода как раз и направлен на выявление таких интегративных (системных) свойств. А возможности их появления безграничны. Вспомните хотя бы органическую химию: какое множество самых разнообразных веществ образуется в результате элементарной перегруппировки связей между всего лишь несколькими химическими элементами, среди которых первую скрипку играет углерод! (Между прочим, из 8 миллионов известной нынешней химии соединений 96% - органические, т.е. соединения на основе углерода.) Отсюда сам собою напрашивается вывод о том, что предполагаемая неисчерпаемость материи коренится не в разнообразии ее субстратной основы (атомов или элементарных частиц), а в потенциально неограниченных возможностях организационной, структурной перестройки пусть даже и ограниченного количества исходных единиц. (Как, скажем, в любом языке: из небольшого числа букв алфавита можно составить бесконечное число слов, просто меняя эти буквы местами.)

      Таким образом, современная научная мысль  главный акцент делает на   организационном, структурном моделировании материального мира. А системный анализ - одно из главных средств построения таких моделей. Его базовые понятия: система, структура, элемент. Под системой обычно понимают любое упорядоченное множество элементов, взаимосвязи между которыми сильнее их связей с внешней средой. Элемент - минимальный, неразложимый далее компонент системы. Данные понятия, разумеется, относительны и соотносительны. Человека, например, можно рассматривать и как элемент системы «общество», и как самостоятельную систему, состоящую в свою очередь из множества собственных элементов. Структурой же принято называть способ связи элементов системы между собой. Это наиболее устойчивый, инвариантный аспект системы.

      Система «атом натрия», например, легко теряет один из своих элементов (электрон с внешней оболочки), превращаясь в положительный ион. Но структура этого атома (способ связи элементарных частиц внутри атома) в целом сохраняется, что и обеспечивает стабильность системы и ее основных свойств. Структура как способ связи и взаимодействия элементов системы, как правило, фиксирует их иерархию, соподчиненность, где одни элементы могут быть много важнее других [4, с. 122-123].

      Применение  системного подхода со всем его  понятийным аппаратом к миру в целом позволяет составить Достаточно стройную и упорядоченную картину его функционирования. Весь известный нам мир (Вселенная) представляет собой целостную систему (границы которой, если они вообще есть, пока точно не определены), состоящую из множества взаимосвязанных элементов (подсистем), каждый из которых также может рассматриваться как целостная система, имеющая свой набор элементов. Критерий выделения элементов (подсистем) внутри даже самой большой системы (Вселенной) несложен: наличие некоторого множества материальных объектов, имеющих одинаковую структуру. Так, все те же атомы ста с лишним химических элементов, конечно же, отличаются друг от друга (тем более, что их разнообразят ионы, изотопы и пр.), но структура у них всех схожа - положительно заряженное ядро, окруженное электронными оболочками. Что позволяет отнести эти материальные объекты к одному классу. То же и с молекулами: их многообразие базируется на одинаковой структуре - ядра атомов стягиваются общими электронными оболочками.

      Такие классы материальных объектов, имеющих  одинаковую структуру, называются структурными уровнями организации материи. Они представляют собой как бы наиболее крупные звенья, «этажи» в организационной иерархии нашего мира. Воспроизвести ныне принятую обшую схему системной организации материального мира не трудно. Сначала по сложности организации выделяем три больших типа систем: системы неживой природы, биосистемы и системы социальные (что соответствует выделенным нами ранее видам бытия). А далее внутри каждого из этих типов систем ищем структурные уровни, т.е. большие классы систем со схожей структурой. В неживой природе это физический вакуум, элементарные частицы, поля, атомы, молекулы, макроскопические тела, планеты, звезды, галактики и Метагалактика, или Вселенная. В природе живой структурными уровнями считают: нуклеиновые кислоты и белки, клетки, многоклеточные организмы, популяции, биоценозы и всю биосферу в целом.

      В организации общественной жизни  отчетливо просматриваются системы и подсистемы человеческого действия (материальное производство, духовное производство, регулятивные подсистемы: политика, право и мораль, социальная сфера как подсистема производства и воспроизводства самого человека). Кроме того, структурные уровни общества образуют и естественно-исторически складывающиеся социальные общности: род, семья, этнос, человечество в целом.

      Таким образом, материальный мир представляет собой многоярусную конструкцию, образуемую структурными уровнями материи. Их соотношение подчиняется следующим правилам:

      1) все структурные уровни материи генетически (т.е. по происхождению) взаимосвязаны; каждый «вышележащий» уровень возникает и существует только на основе «нижележащего» (атомы «составляются» из элементарных частиц, молекулы из атомов, макротела из молекул и так далее до Метагалактики);

      2) тем не менее высшие уровни организации материи принципиально несводимы к относительно низшим, поскольку на каждом новом уровне возникают новые (системные, интегративные) свойства материальных объектов, отсутствующие у их исходных составляющих (молекула воды обладает свойствами, резко отличающимися от свойств атомов кислорода и водорода);

      3)поскольку  принадлежность материальной системы  тому или иному классу (уровню) определяется ее структурой, т.е. способом связи и взаимодействия элементов системы, то это должно означать, что на каждом структурном уровне существуют особые законы взаимодействия материальных объектов (кварки взаимодействуют друг с другом совершенно иначе, чем составленные из них адроны; организменные системы ведут себя иначе, чем клеточные и т.д.). Из этого также следует, что особенности функционирования систем высшего порядка в принципе невозможно объяснить характером взаимодействия систем нижележащих уровней (люди состоят из атомов, но атомарные взаимодействия не объясняют специфику человеческих взаимоотношений); 4) однако разнотипность материальных систем разных уровней не отменяет факта их общности (хотя бы по происхождению или принадлежности к единому материальному миру) и, следовательно, не препятствует поиску единых, универсальных закономерностей строения и функционирования всех систем вообще. Кроме того, в силу системно-структурного подобия, определенной соразмерности всех материальных объектов, открытие законов микромира неизбежно должно приводить (и реально приводит!) к лучшему пониманию крупномасштабных структур Вселенной, равно как и наоборот; при этом наибольшего сходства и взаимозависимости следует, разумеется, ожидать от систем, принадлежащих к «соседним» структурным уровням (например - биологическому и социальному) [4, с.126].

      Концепция структурных уровней организации  материи рисует «статическую» проекцию материального мира, дает нам его  сегодняшнюю «фотографию». Естественен вопрос: а что было на этой «фотографии» в прошлом? Современная наука полагает, что она знает ответ на этот вопрос в диапазоне 15-20 миллиардов лет (концепция Большого взрыва). В соответствии с этим ответом нынешняя системно-структурная организация Вселенной сложилась в результате ее длительной эволюции, в процессе которой последовательно рождались все известные на сегодня структурные уровни материи. Таким образом, наблюдаемая ныне организация материального мира есть результат его самодвижения, развития.

      Кроме того, мы помним, что философы издавна  задавались и другим вопросом: что  «держит» мир, придает ему устойчивость, сохраняет его упорядоченность и организацию? Сегодняшний ответ на этот вопрос столь же прост, сколь и парадоксален: движение. Материальный мир сохраняет свою системно-структурную организацию (стабильность, неизменность) именно по тому, что он движется (изменяется)! Ведь любая система существует только благодаря взаимодействию, т.е. движению составляющих ее элементов. Исчезнет взаимодействие, рухнет и система. Атомы стабильны лишь благодаря взаимодействию ядра и оболочек, организм сохраняет себя за счет обмена веществ, общество - разделения труда и т.д. Значит, существование как любого объекта, так и всего материального мира в целом возможно лишь в движении.

 

Заключение

      Таким образом, понятие «материя», по-видимому, родилось из стремления выявить изначальное единство всего существующего на свете, свести все многообразие вещей и явлений к некоей общей, исходной основе.

      «Материя» - одна из самых общих категорий нашего мышления, наиболее абстрактная и «пустая». Она   содержит   лишь   минимальное    количество признаков обозначаемого предмета - быть объективной реальностью и быть доступным ощущениям.

      Современная научная мысль главный акцент делает на   организационном, структурном моделировании материального мира. А системный анализ - одно из главных средств построения таких моделей. Его базовые понятия: система, структура, элемент. Под системой обычно понимают любое упорядоченное множество элементов, взаимосвязи между которыми сильнее их связей с внешней средой. Элемент - минимальный, неразложимый далее компонент системы. Данные понятия, разумеется, относительны и соотносительны. Человека, например, можно рассматривать и как элемент системы «общество», и как самостоятельную систему, состоящую в свою очередь из множества собственных элементов. Структурой же принято называть способ связи элементов системы между собой. Это наиболее устойчивый, инвариантный аспект системы.

 

Список литературы

  1. Алексеев  П.В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. - М.: Высшая школа, 1991.
  2. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. - М.: Республика, 1997.
  3. Иванов А.В. Сознание и мышление. - М., 1994
  4. Ильенков  Э.В.,  Диалектика  идеального.   //   Ильенков  Э.В. Философия и культура. - М.: ИПЛ, 1991.
  5. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. - М.: Логос, 2000.
  6. Рассел Б. Человеческое познание. - Киев: Ника-центр, 1997.
  7. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. - М.: Прогресс-Традиция, 2000.
  8. Философия в вопросах и ответах / Под ред. В.Н. Лавриненко - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

      Данная  работа скачена с сайта Банк рефератов http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 28000 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         Терминология

1.Мировоззрение – совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека

2.Рационализм  – метод,согласно которому основной  познание и действия людей  является разум 

3.Ньяя – учение  о формах мышления

4.Индуция – движение познания от единичного к общему

5.Онтология- раздел философии,который изучает проблемы окружающего мира(бытия).

6.Гносеология  – раздел науки , которая занимается  проблемами познания

7.Логика –  наука о формах,методах и законах  интеллектуальной познавательной  деятельности

8.Этика –  наука о морали и нравственности 

9.Сансара –  закон переселения круговорота  жизни

10.Пятикнижие – сборники тектсов,в которых описывается устройства окружающего мира ,которые содержали легенды, описание ритуалов и обрядов

11.Диалектика  – учение о наиболее общих  становлений, развития, внутренний  источник  которых усматривается  в единстве и борьбе противоположностей

12. Неотомизм  – философская доктрина католической  церкви

13.Индивидуализация – обособление явлений, с одной стороны, от окружающего, а с другой – от всех сходных явлений

14.Буддизм –  религия, проповедующая избавление  от страданий путем отказа от желаний и достижений « высшего просветления» - нирваны

15.Скептицизм  – философская концепция, подвергающая  сомнению возможность познания  объективной деятельности

16.Наука –  сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении  и включающая себя все условия и моменты этого производства

17.Бытие –  философское понятие, обозначающее  существующий независимо от  сознания  объективный мир ,материю

18.Религия –  специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является отражение в сознании людей,господствующих над ними внешних сил

19.Чарвака –  материальное учение в Древней  и Средневековой Индии

20.Гедонизм – принцип обоснования моральных требований,согласно которому добро определяется как то, что приносит наслаждение и избавление от страданий, а зло – как то, что влечет за собой страдание

 

Информация о работе Философское понимание материи