Философское понимание материи

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:55, контрольная работа

Описание работы

Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Он возник вместе с зарождением философии и будет постоянно сопровождать ее, пока будет существовать мыслящее человечество. Это вечный вопрос. И глубина его содержания неисчерпаема. Из всех многообразных форм бытия в центре внимания философов всегда находились две: материальная и идеальная.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..2
1.Философское понятие «материи». Атрибутивные свойства материи и структурные уровни материи как объем реальности …………………………3
2. Движение, пространство, время………………………………………….……7
3. Новое в философии и науке XX – XXI …………………………………..…12
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы……

Работа содержит 1 файл

философия контрольная.docx

— 41.68 Кб (Скачать)

Такой подход к пониманию сущности пространства и времени ведет  к пониманию пространства и времени как исходной физической реальности, исходной субстанции, которая порождает, обусловливает все физические свойства реального мира.

Общие свойства, характеризующие пространство и время, вытекают из их характеристик  как основных, коренных форм существования  материи. К свойствам пространства относятся протяженность, однородность и изотропность, трехмерность. Время  обычно характеризуется такими свойствами, как длительность, одномерность, необратимость, однородность. [6.стр. 452-253]

К наиболее характерным свойствам  пространства относится его трехмерность. Положение любого объекта может  быть определено с помощью трех независимых  величин. Время одномерно, ибо для  фиксации положения события во времени  достаточно одной величины. Под заданием положения события, объекта в  пространстве или времени имеется  в виду определение его координат  по отношению к другим событиям и  объектам.

К специфическим свойством пространства относятся однородность и изотропность. Однородность пространства означает отсутствие в нем каких-либо выделенных точек, а изотропность — равноправность всех возможных направлений.

Характерным специфическим свойством  времени является его необратимость, которая проявляется в невозможности  возврата в прошлое. Время течет  от прошлого через настоящее к  будущему, и обратное течение его  невозможно.

Специфично проявление времени  и пространства в микромире, живой  природе, в социальной действительности, в связи с чем специально анализируется биологическое время, психологическое время, социальное пространство-время и другие виды времени и пространств.

Психологическое (перцептуальное) время  связано с восприятием и переживанием времени индивидом: время то «бежит», то «замедляется», что зависит от тех или иных конкретных ситуаций (одно дело, когда мы кого-то с нетерпением  ожидаемой другое, когда заняты чем-то интересным); в детстве нам кажется, что время течет медленно, а  в зрелом возрасте — что оно  ускорило свой бег.[ 6. Стр. 455]

Теперь рассмотрим понятие движение.

Любая форма бытия может существовать и проявлять свои специфические  особенности лишь при взаимодействии с другими. Всеобщие внутренние и  внешние взаимодействия приводят к  изменениям взаимодействующих явлений  и объектов. Всякое изменение в  философии обозначается понятием «движение».

Наличие движения в окружающей действительности, постоянно изменяющееся бытие признают практически все философские  концепции. Но с древних времен сущность движения, природу его многообразных  форм трактуют по-разному. Одним из первых движение как философскую категорию, подвергнул анализу Зенон Элейский. Он сформулировал ряд апорий (греч. - безвыходное положение: логическое затруднение, противоречие при разрешении проблемы), где показал сложность рационального понимания движения в силу его внутренней противоречивости. Внутренняя противоречивость движения как единство изменчивости и неизменности, устойчивости (покоя, сохранения) является одним из его атрибутивных свойств. Любое конкретное бытие существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводится определенный тип изменений, движений.

Кроме движения в рамках относительного покоя, существует движение, связанное с изменением самого предмета или явления и переходом его  в другое качественное состояние: либо распад или гибель явления, либо возникновение  более сложных, высших материальных образований. Движение, которое связано  с качественным преобразованием  объекта, переходом от простого к  сложному, от низшего к высшему, от старого к новому, - есть развитие. Развитие может быть связанным с  качественным преобразованием данного  вида бытия. Важнейшим свойством  движения является его несотворимость и неуничтожимость, причем не только в количественном, но и в качественном отношении. Это значит, во-первых, что  движение не возникает из ничего и  не исчезает бесследно, что доказывается универсальностью закона сохранения и  превращения энергии, а во-вторых, движение способно к постоянным превращениям из одной формы в другую. Итак, для движения как атрибутивного  свойства бытия характерны: объективность, противоречивость, несотворимость и  неуничтожимость. Движение абсолютно, но в «чистом» виде, как «движение  вообще» оно не существует. Оно  может существовать лишь в конкретных, относительных формах, каждая из которых  обладает особыми, специфическими свойствами. [6.]

 

3. Новое в философии  и науке XX – XXI 

К XXI веку философия и  наука подошли, имея в своем арсенале достаточно стройную концепцию устройства материального мира. В ее основе лежит принцип системности, требующий  рассматривать мир как иерархическую  композицию сложноподчиненных объектов, каждый их которых представляет определенную систему.[ 10.]

В основе современных научных  представлений о строении материи  лежит идея ее сложной системной  организации. Любой объект материального  мира может быть рассмотрен в качестве системы, то есть особой целостности, которая  характеризуется наличием элементов  и связей между ними. [8.] А системный анализ — одно из главных средств построения таких моделей.

Его базовые понятия: система, структура, элемент. Под системой обычно понимают любое упорядоченное множество  элементов, взаимосвязи между которыми сильнее их связей с внешней средой. Элемент — минимальный, неразложимый далее компонент системы. Данные понятия, разумеется, относительны и  соотносительны. Человека, например, можно  рассматривать и как элемент  системы «общество», и как самостоятельную  систему, состоящую в свою очередь  из множества собственных элементов. Структурой же принято называть способ связи элементов системы между  собой. Это - наиболее устойчивый, инвариантный аспект системы.

Воспроизвести ныне принятую общую схему системной организации  материального мира не трудно. Сначала  по сложности организации выделяем три больших типа систем:

    1. системы неживой природы,
    2. биосистемы и
    3. системы социальные (что соответствует выделенным нами ранее видам бытия). А далее внутри каждого из этих типов систем ищем структурные уровни, т.е. большие классы систем со схожей структурой.

В неживой природе это: физический вакуум, элементарные частицы, поля, атомы, молекулы, макроскопические тела, планеты, звезды, галактики и  Метагалактика, или Вселенная.

В природе живой структурными уровнями считают: нуклеиновые кислоты  и белки, клетки, многоклеточные организмы, популяции, биоценозы и всю биосферу в целом.

В организации общественной жизни отчетливо просматриваются  системы и подсистемы человеческого  действия (материальное производство, духовное производство, регулятивные подсистемы: политика, право и мораль, социальная сфера как подсистема производства и воспроизводства  самого человека). Кроме того, структурные  уровни общества образуют и естественно-исторически  складывающиеся социальные общности: род, семья, этнос, человечество в целом.

Таким образом, материальный мир представляет собой многоярусную конструкцию, образуемую структурными уровнями материи. Их соотношение подчиняется  следующим правилам:

1) все структурные уровни  материи генетически (т.е. по  происхождению) взаимосвязаны; каждый  «вышележащий» уровень возникает  и существует только на основе  «нижележащего» (атомы «составляются»  из элементарных частиц, молекулы  — из атомов, макротела — из  молекул и так далее до Метагалактики);

2) тем не менее, высшие уровни организации материи принципиально несводимы к относительно низшим, поскольку на каждом новом уровне возникают новые (системные, интегративные) свойства материальных объектов, отсутствующие у их исходных составляющих (молекула воды обладает свойствами, резко отличающимися от свойств атомов кислорода и водорода);

3) поскольку принадлежность  материальной системы тому или  иному классу (уровню) определяется  ее структурой, т.е. способом связи  и взаимодействия элементов системы,  то это должно означать, что  на каждом структурном уровне существуют особые законы взаимодействия материальных объектов (кварки взаимодействуют друг с другом совершенно иначе, чем составленные из них адроны; организменные системы ведут себя иначе, чем клеточные, и т.д.); из этого также следует, что особенности функционирования систем высшего порядка в принципе невозможно объяснить характером взаимодействия систем нижележащих уровней (люди состоят из атомов, но атомарные взаимодействия не объясняют специфику человеческих взаимоотношений);

4) однако, разнотипность материальных систем разных уровней не отменяет факта их общности (хотя бы по происхождению или принадлежности к единому материальному миру) и, следовательно, не препятствует поиску единых, универсальных закономерностей строения и функционирования всех систем вообще; кроме того, в силу системно-структурного подобия, определенной соразмерности всех материальных объектов, открытие законов микромира неизбежно должно приводить (и реально приводит!) к лучшему пониманию крупномасштабных структур Вселенной, равно как и наоборот; при этом наибольшего сходства и взаимозависимости следует, разумеется, ожидать от систем, принадлежащих к «соседним» структурным уровням (например, биологическому и социальному). [10.]

 

Заключение:

Таким образом, мир един, вечен и  бесконечен, в мире не существует ничего, что не было бы движущейся материей или что не было бы ею порождено. Материя проявляет себя только через  качественно специфические виды, каждому из которых соответствует  своя форма движения и пространственно-временная  организация.

Материя структуирована и системно организована. Определенный уровень  организации материального мира изучается конкретными науками. Данные естественных и общественных наук о строении и свойствах конкретных видов материй, форм ее движения, пространства и времени постоянно изменяются и углубляются, уточняя теоретические  модели, составляющие целостность научной  картины мира.

Научная картина мира носит парадигмальный характер, так как она задает систему  установок и принципов освоения мира, определяющих стиль и способ научного мышления, направляет движение мысли в поисках истины.

По итогам выполненной работы можно  сделать выводы о материи как  о наиболее фундаментальном понятии  в философии. Материя является сущим  материального мира, обобщающим понятием глобального характера. Её основные компоненты составляют пространство, время и движение. Понятие материи  есть результат обобщения всех понятий  о материальном мире, начиная с  обыденных понятий, так же понятий  научных (естественных, технических, гуманитарных наук). Но философское же понимание  этой категории является наиболее обобщающим.

 

 

Список используемой литературы:

  1. Спиркин А.Г. С72 Философия: Учебник. — 2-е изд. — М.: Гардарики, 2006. — 736 с., стр 237 - http://www.alleng.ru/d/phil/phil023.htm
  2. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 623 с.
  3. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 131
  4. Введение в курс философии (Под ред. акад. Ф.С. Файзуллина) - http://www.twirpx.com/file/325/
  5. Философия: Учебник / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. Стр. 230
  6. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник
  7. . –– 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 608 с. - http://pedlib.ru/Books/2/0279/2_0279-450.shtml
  8. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 623 с. - http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/frol/index.php
  9. http://shporiforall.ru/shpory/fil-v-asp/28-filosofskoe-ponimanie-materii.html
  10. http://www.prog10.narod.ru/glava2_2.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Философское понимание материи