Философское понимание материи

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:55, контрольная работа

Описание работы

Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Он возник вместе с зарождением философии и будет постоянно сопровождать ее, пока будет существовать мыслящее человечество. Это вечный вопрос. И глубина его содержания неисчерпаема. Из всех многообразных форм бытия в центре внимания философов всегда находились две: материальная и идеальная.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..2
1.Философское понятие «материи». Атрибутивные свойства материи и структурные уровни материи как объем реальности …………………………3
2. Движение, пространство, время………………………………………….……7
3. Новое в философии и науке XX – XXI …………………………………..…12
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы……

Работа содержит 1 файл

философия контрольная.docx

— 41.68 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

Кафедра философии, истории и права

 

 

 

Контрольная работа

По философии.

«Философское понимание материи»

ВАРИАНТ № 26

 

 

 

 

 

Проверил:

Работу выполнил:

Факультет: финансово-кредитный

Группа:

Личное дело:

 

 

 

 

Барнаул 2012

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….…..2

1.Философское понятие  «материи». Атрибутивные свойства  материи и структурные уровни  материи как объем реальности …………………………3

2. Движение, пространство, время………………………………………….……7

3. Новое в философии  и науке XX – XXI …………………………………..…12

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы…………………………………………………………...….16

.

 

Введение:

Любое философское рассуждение  начинается с понятия о бытии. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом  философствовании. Он возник вместе с зарождением философии и будет постоянно сопровождать ее, пока будет существовать мыслящее человечество. Это вечный вопрос. И глубина его содержания неисчерпаема. Из всех многообразных форм бытия в центре внимания философов всегда находились две: материальная и идеальная.

Первое, что поражает воображение  человека, когда он наблюдает окружающий мир, — это удивительное многообразие предметов, процессов, свойств и  отношений. Нас окружают леса, горы, реки, моря. Мы видим звезды и планеты, восхищаемся красотой северного  сияния, полетом комет. Разнообразие мира не поддается счету. Нужно было совершить величайший научный подвиг, чтобы увидеть за многообразием  вещей и явлений мира их общность и единство[1.]

Философы показывают специфику человеческого бытия через противопоставление идеального (разума, сознания) материальному (всему остальному). Поэтому категории «материя» и «сознание» неизбежно выдвигаются на первый план.

Цель моей работы рассмотреть  понятие материи, раскрыть вопрос о  материи как объективной реальности а также рассмотреть ее атрибутивные свойства и структурные уровни организации.

 

1. Философское понятие  «материи». Атрибутивные свойства  материи и структурные уровни  материи как объем реальности

В многовековой истории развития материалистического мировоззрения  можно выделить два основных, хотя и взаимосвязанных, но все-таки достаточно четко различающихся между собой  подхода к определению понятия  материи. Один из них, получивший широкое  распространение уже в Новое  время, идет по линии определения  понятия материи в контексте  того, как оно относится к сознанию. Французские материалисты эпохи  Просвещения (П. Гольбах, К. А. Гельвеций  и др.) выработали понимание материи  как всего многообразия предметов, которые, существуя независимо от человека, доступны ему с помощью органов  чувств. Как писал П. Гольбах, материя "есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства".

Другая традиция в подходе  к определению материи, также  получившая развернутое выражение  у философов-материалистов эпохи  Просвещения (но своими корнями уходящая значительно глубже - в эпоху формирования первых атомистических концепций античности), - это понимание материи именно как субстанции, основы всего существующего в мире. Такое понимание материи как субстанции не противоречит ее пониманию как реальности, доступной человеку через ощущения. Эти два внешне различных подхода к определению понятия материи на самом деле есть как бы два угла зрения на одну и ту же реальность, выделяемые с целью решения определенных мировоззренческих (материя основа всего) и гносеологических (материя постигается через ее проявления) проблем.[ 2.]

В материалистической философии  «материя» выступает как наиболее общая, фундаментальная категория, в которой фиксируется материальное единство мира; разнообразные формы  бытия рассматриваются как порожденные  материей в ходе ее движения и развития. Определение понятия «материя»  было дано В. И. Лениным в его работе «Материализм и эмпириокритицизм»

«Материя, – писал Ленин, – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».[ 3.]

Категория «материя» обозначает объективную реальность. Но что значит «объективная реальность»? Это все  то, что существует вне сознания человека и независимо от него. Итак, главное свойство мира, фиксируемое  с помощью категории «материя», состоит в его самостоятельном, независимом от человека и от познания существовании. В определении материи, по существу, решается основной вопрос философии, вопрос о соотношении  материи и сознания. И при этом утверждается приоритет материи. Она  первична по отношению к сознанию. Первична во времени, ибо сознание возникло относительно недавно, а материя  существует вечно; первична и в том  отношении, что сознание есть исторически  возникающее свойство высокоорганизованной материи, свойство, которое появляется у общественно развитых людей.

В основе современных научных  представлений о строении материи  лежит идея о сложной системной  организации ее. Окружающий нас материальный мир можно представить как  специфически различающиеся, но генетически связанные неорганическую, органическую (живую) и социально организованную материю. В каждой из них, в соответствии  с современным уровнем развития науки, следует выделить структурные уровни, качественно отличающиеся друг от друга и подчиняющиеся своим особым законам.

В самом общем виде можно выделить следующие структурные уровни материи:

 

    1. Элементарные частицы  и поля.
    2. Атомно-молекулярный уровень.
    3. Все макротела, жидкости и газы.
    4. Космические объекты: галактики, звездные ассоциации, туманности и т.д.
    5. Биологический уровень, живую природу.
    6. Социальный уровень - общество.

 

 Каждый структурный  уровень материи в своем движении, развитии подчиняется своим специфическим  законам. Так, например, на первом  структурном уровне свойства  элементарных частиц и полей  описываются законами квантовой  физики, которые носят вероятностный,  статистический характер. Свои законы  действуют в живой природе.  По особым законам функционирует  человеческое общество. Имеется  целый ряд законов, действующих  на всех структурных уровнях  материи (законы диалектики, закон  всемирного тяготения и др.), что  является одним из свидетельств  неразрывной взаимосвязи всех  этих уровней.

 

 Всякий более высокий  уровень материи включает в  себя более низкие ее уровни. Например, атомы и молекулы включают  в себя элементарные частицы,  макротела состоят из элементарных  частиц, атомов и молекул. Однако  материальные образования на  более высоком уровне не являются  просто механической суммой элементов  низшего уровня. Это качественно  новые материальные образования,  со свойствами, коренным образом  отличающимися от простой суммы  свойств составных элементов,  что и находит свое выражение  в специфике законов, описывающих  их. Известно, что атом, состоящий  из разнородно заряженных частиц, нейтрален. Или классический пример. Кислород поддерживает горение,  водород горит, а вода, молекулы  которой состоят из кислорода  и водорода, гасит огонь. Далее.  Общество есть совокупность отдельных  людей - биосоциальных существ.  Вместе с тем общество несводимо  ни к отдельному человеку, ни  к некоторой сумме людей. Избранное нами то или иное основание классификации есть лишь отражение многообразия самой объективной реальности. Можно выделить микро-, макро- и мегамир. Этим классификация структуры материи не исчерпывается, возможны и другие подходы к ней.

 [4.]

Итак, первым шагом в конкретизации  понятия материи является признание  сложной организации объективной  реальности, в составе которой  различимы собственно материальные объекты (вещи), а также их свойства и отношения. Какой предмет или  явление в известном нам мире ни возьми, это обязательно будет  либо вещь, либо ее свойство, либо отношение.

Следующим шагом в конкретизации  понятия «материи» является приписывание всем материальным объектам некоторых  общих атрибутивных свойств. (Словом «атрибут» в философии обозначают такое свойство, без которого материальный объект не может существовать.) К  таким атрибутивным свойствам материи  обычно относят:

 

  • системность (упорядоченность, структурную определенность);
  • активность (движение, изменение, развитие);
  • самоорганизацию;
  • пространственно-временную форму бытия;
  • отражение;
  • информативность.

[9.]

 

 

2. Движение, пространство, время

Исходя из вышесказанного, мы вправе говорить и о некоторых свойствах  материи, которые имеют характер атрибутов, т. е. таких свойств, которые  всегда и везде присущи как  всей материи, так и любым материальным объектам. Таковыми являются пространство, время и движение. Поскольку все  вещи существуют в пространстве, движутся в пространстве, и при этом само существование человека и окружающих его вещей протекает во времени, понятия «пространство» и «время»  были сформулированы и использовались довольно давно.[ 5.]

 

Рассмотрим пространство и время. Обсуждение вопроса о сущности пространства и времени в истории философии  распадалось на три группы проблем:

  1. Каков гносеологический статус этих понятий? Являются ли они характеристиками материального бытия или характеризуют устройство нашего сознания?
  2. Каково отношение пространства и времени к субстанции?
  3. Каковы основные свойства пространства и времени? (Эта проблема оказывалась связанной с развитием естественнонаучных представлений о пространственно-временных характеристиках вещей, ее решение в значительной степени обусловливалось решением первых двух групп проблем).

Вопрос о познавательном статусе  категорий пространства и времени  решался по-разному. Одни философы считали  пространство и время объективными характеристиками бытия, другие — чисто  субъективными понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира. Были и  философы, которые, признавая объективность  пространства, приписывали чисто  субъективный статус категории времени, и наоборот.

Но пространство и время являются столь же объективными характеристиками бытия, как его материальность и  движение.

 

В истории философии существовали две точки зрения об отношении  пространства и времени к материи. Первую из них можно условно назвать  субстанциальной концепцией. В ней  пространство и время трактовали как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Соответственно отношение между  пространством, временем и материей представлялось как отношение между  двумя видами самостоятельных субстанций. Это вело к выводу о независимости  свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов.

Вторую концепцию можно именовать  реляционной (от слова relatio — отношение). Ее сторонники понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем. [6.стр. 450]

В начале XX в. была создана теория относительности, которая заставила пересмотреть традиционные воззрения на пространство и время и отказаться от субстанциальной  концепции. Теорию относительности  можно рассматривать как концепцию, нацеленную на раскрытие диалектических связей в природе. Основное философское  значение теории относительности состоит  в следующем:

1. Теория относительности исключала  из науки понятия абсолютного  пространства и абсолютного времени,  обнаружив тем самым несостоятельность  субстанциальной трактовки пространства  и времени как самостоятельных,  независимых от материи форм  бытия.

2. Она показала зависимость пространственно-временных  свойств от характера движения  и взаимодействия материальных  систем, подтвердила правильность  трактовки пространства и времени  как основных форм существования  материи, в качестве содержания  которых выступает движущаяся  материя. Сам Эйнштейн, отвечая  на заданный ему вопрос о  сути теории относительности,  сказал: «Суть такова: раньше считали,  что если каким-нибудь чудом  все материальные вещи исчезли  бы вдруг, то пространство и  время остались бы. Согласно же  теории относительности вместе  с вещами исчезли бы пространство  и время».

 

3. Теория относительности нанесла  удар субъективистским, априористским  трактовкам сущности пространства  и времени, которые противоречили  ее выводам.

Информация о работе Философское понимание материи