Философское понимание материи

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:20, лекция

Описание работы

Понятие «материи» родилось из стремления выявить изначальное единство всего существующего на свете, свести все многообразие вещей и явлений к некоей общей, исходной основе. Из истории философии мы знаем, что на роль первоосновы мира у античных греков последовательно претендовали вода(Фалес), воздух(Анаксимен), огонь(Гераклит), а то и все эти стихии разом(Эмпедокл)

Содержание

1.Оцените мировоззренческое и познавательное значение категории «материя» для обоснования материалистического понимания мира………2-5

2.Как развивалось понятие «движение» и как взаимосвязаны материя и движение……………………………………………………………………………………………………….6-9

3.Выявите сущность пространства и времени и покажите связь их с материей и движением. …………………………………………………………………………………………….10-13

4.Список использованной литературы …………………………………………………………14

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

Тема 12.Философское  понимание материи.

Содержание

1.Оцените  мировоззренческое и познавательное  значение категории «материя»  для обоснования материалистического понимания мира………2-5

2.Как развивалось  понятие «движение» и как взаимосвязаны  материя и движение……………………………………………………………………………………………………….6-9

3.Выявите  сущность пространства и времени  и покажите связь их с материей  и движением. …………………………………………………………………………………………….10-13

4.Список  использованной литературы  …………………………………………………………14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 1.

 Понятие  «материи» родилось из стремления  выявить изначальное единство  всего существующего на свете, свести все многообразие вещей и явлений к некоей общей, исходной основе. Из истории философии мы знаем, что на роль первоосновы  мира у античных греков последовательно претендовали вода(Фалес), воздух(Анаксимен), огонь(Гераклит),  а то и все эти стихии разом(Эмпедокл). Не менее значимы были и попытки приписать искомому первоначалу идеальный характер («эйдосы» у Платона, «нус», т.е. ум у Анаксагора и т.д). Одной из самых удачных концепций в этом плане стала атомистическая гипотеза Демокрита, основная идея которой входит и в современное мировоззрение.

В 19 веке обнаружилось существование невещественного вида объективной реальности (электромагнитного поля), стало ясно, что понятие материи нуждается в новом определении, учитывающем возможное множество различных видов материи. Попытки дать такое определение встречались в философии и раньше (П.Гольбах), но особенно актуальными и востребованными они стали на рубеже 19-20 веков, в период перехода от классически-механистической картины мира к современной, релятивистской. Наиболее удачное определение материи в ту пору было сформулировано В.И.Лениным:  «Материя есть философская  категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Итак, материя  есть объективная реальность, данная нам в ощущениях.

Ленинское определение материи как подлинно научное решение основного вопроса мировоззрения тесно связано с разработкой принципа партийности в философии.

Поскольку решение основного вопроса философии  вызывает ожесточенную борьбу двух основных философских направлений, разделение философов на два непримиримых лагеря сообразно тому, как они отвечают на этот вопрос, то и главная категория материалистической философии— категория материи — всегда стояла в центре борьбы этих лагерей. В.И. Ленин отмечал, что определение основных понятий — материи и сознания — есть указание направления философской линии. Именно в зависимости от того, что считается первичным — материя или сознание, существует два основных вида мировоззрения, два основных направления в философии: материализм и идеализм.

Марксистское  положение о том, что подлинно научное понимание практики как основы познания и критерия истины невозможно без признания существования материи, объективного мира вне и независимо от практической деятельности людей, направлено против субъективного понимания практики как личного успеха, индивидуальной деятельности человека, удовлетворения его желаний и стремлений.

Развивая  положение Ф. Энгельса о мировоззренческом  значении категории материи, В.И. Ленин  писал, что признание объективной  реальности есть признание основ  материализма, что материализм и идеализм — это две партии в философии, и их борьба в последнем счете выражает идеологию враждебных классов антагонистических формаций. Отбрасывая с порога утверждения Богданова и его последователей о том, что Маркс и Энгельс якобы не дали определения материи, В.И. Ленин писал: «Гениальность Маркса и Энгельса и проявилась между прочим в том, что они презирали гелертерскую игру в новые словечки, мудреные термины, хитрые „измы", а просто и прямо говорили: есть материалистическая и идеалистическая линия в философии, а между ними разные оттенки агностицизма».

«Маркс и  Энгельс от начала и до конца были партийными в философии...», подчеркивает В.И. Ленин, последовательно проводили  основной тезис материализма о первичности  материи и ее познаваемости во всех областях знания, как в области естественных, так и общественных наук, двигали вперед одно основное направление в философии, вели беспощадную борьбу со всеми разновидностями идеализма, с малейшими отступлениями от материализма, решительно и неуклонно критиковали всякого рода философские шатания в сторону идеализма и фидеизма.

Марксистско-ленинское  понимание практики органически  связано с признанием материи  источником наших знаний, с признанием существования объективной истины, того, что объект деятельности человека, как познавательной, так и практической, существует вне и независимо от него. Практическая деятельность человека основана на объективных законах внешнего мира как природы, так и общества. Марксистское положение о том, что подлинно научное понимание практики как основы познания и критерия истины невозможно без признания существования материи, объективного мира вне и независимо от практической деятельности людей, направлено против субъективного понимания практики как личного успеха, индивидуальной деятельности человека, удовлетворения его желаний и стремлений. В.И. Ленин писал: «Для материалиста „успех" человеческой практики доказывает соответствие наших представлений с объективной природой вещей, которые мы воспринимаем. Для солипсиста „успех" есть все то, что мне нужно на практике....

Итак, определение  материи как гносеологической категории  своим содержанием отвечает на вопрос об источнике наших ощущений, понятий, теорий, знания в целом. Положение  диалектического материализма, что  источником наших ощущений является материя, объективная реальность, лежит в основе решения важнейших .вопросов теории познания: о сущности познания, о доверии человека к показаниям органов чувств, о роли ощущений в познании, об объективном содержании понятий, категорий, законов науки, о ступенях, этапах познания, о теории отражения, об объективной, абсолютной и относительной истине и ее критерии. Материя выступает как источник ощущений, представлений, понятий, суждений и т.п. потому, что она существует вне и независимо от них и способна отражаться в ощущениях, представлениях, понятиях и т.п., т.е. гносеологическое значение категории материи связано с ее значением как категории объективного бытия. 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 2.

Под движением в философии понимают любое изменение вообще, начиная с простого пространственного перемещения предметов и заканчивая человеческим мышлением.

Движение  есть атрибут материи, т.е неотъемлемое свойство любого материального объекта. Исторически первым было изучено движение механических систем. В последующие периоды развития философии наблюдалась тенденция абсолютизации механической формы движения материи. Движение трактовалось как перемещение тел в пространстве. Такое понимание движения не охватывало всего многообразия изменений, свойственных материи. Диалектическим материализмом было дано определение движения как изменения вообще. То есть категорией "движение" обозначаются любые изменения, которые происходят в объективной действительности.

Материалистическая  философия утверждает, что движение есть способ существования материи, что нельзя мыслить материю без движения и, наоборот, движение без материи. Вторая половина данного тезиса означает, что «движение вообще», движение как таковое-это абстракция, т.е отвлеченное нашим сознанием от реальных материальных предметов свойство изменять свои параметры. Поэтому движение в «чистом виде» существует только в голове, в мышлении; в реальности же существуют только движущиеся материальные объекты. При этом их способность изменяться является всеобщей и не имеет исключений. Не может быть абсолютно неподвижного материального объекта. Последнее утверждение можно вывести чисто логически, способом «от противного».  

Абсолютный  покой мыслим лишь там, где нет материи. Итак, нельзя отделять от материи ни движения как такового, ни какой-либо из его форм, например механической силы; нельзя противопоставлять материи движение как нечто особое, чуждое ей, не приходя к абсурду.      (Энгельс Ф. Из подготовительных работ к "Анти-Дюрингу". – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 631-632.)

Как неотъемлемое, необходимое, существенное свойство материи  движение абсолютно. Но, имея в виду, что движение вещи осуществляется только в отношении к некоторой другой вещи, можно говорить об относительности  движения. Таким образом, движение есть единство абсолютного и относительного. Из относительности движения вытекает понимание покоя как момента движения. Понятием "покой" фиксируются устойчивость и равновесие в абсолютном движении материи. Покой есть движение в равновесии. Все законы сохранения являются яркими примерами устойчивых, равновесных состояний связи и взаимодействия соответствующих сторон. Покой всегда относителен, обрести абсолютный покой, с точки зрения материализма, значит, признать, что движение привнесено в материю извне Богом, Разумом и т.п.

Систематизация  форм движения материи принадлежит  Ф. Энгельсу. Он выделил пять основных форм: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. Все  они связаны с определенными  уровнями структурной организации  материи и каждой из них присущ свой материальный носитель. Имеет место тенденция, которая отрицает качественное своеобразие высшей формы движения материи и сводит ее к низшей. Такая тенденция получила название редукционизма. Одной из его разновидностей является механицизм, который все явления мира объясняет, исходя из законов такой всеобщей и универсальной формы движения материи, как механическая. Между высшими и низшими формами движения материи имеет место генетическая связь. Это означает, что высшие формы возникают из низших, и закономерности, характеризующие высшие формы движения материи, могут быть поняты на базе соответствующих законов низших форм. При этом высшая форма движения обладает по отношению к своим исходным основам относительной самостоятельностью, своеобразием. Например, биологические явления обладают свойствами, не присущими химическим процессам, а социальные явления отличаются от биологических.

Учение о  формах движения материи совершенствуется с прогрессом научного знания о мире.

Использование философским идеализмом новой физики или идеалистические выводы из нее  вызываются не тем, что открываются  новые виды вещества и силы, материи  и движения, а тем, что делается попытка мыслить движение без материи...

Представим  себе последовательного идеалиста, который стоит, положим, на той точке зрения, что весь мир есть мое ощущение или мое представление и т.д. (если взять "ничье" ощущение или представление, то от этого изменится только разновидность философского идеализма, но не изменится его сущность). Идеалист и не подумает отрицать того, что мир есть движение, именно: движение моих мыслей, представлений, ощущений. Вопрос о том, что движется, идеалист отвергнет и сочтет нелепым: происходит смена моих ощущений, исчезают и появляются представления, и только, Вне меня ничего нет. "Движется" – и баста. Более "экономного" мышления нельзя себе представить. И никакими доказательствами, силлогизмами, определениями нельзя опровергнуть солипсиста, если он последовательно проводит свой взгляд. Основное отличие материалиста от сторонника идеалистической философии состоит в том, что ощущение, восприятие, представление и вообще сознание человека принимается за образ объективной реальности. Мир есть движение этой объективной реальности, отражаемой нашим сознанием. Движению представлений, восприятий и т.д. соответствует движение материи вне меня. Понятие материи ничего иного, кроме объективной реальности, данной нам в ощущении, не выражает. Поэтому оторвать движение от материи равносильно тому, чтобы оторвать мышление от объективной реальности, оторвать мои ощущения от внешнего мира, т. о. перейти на сторону идеализма. Тот фокус, который проделывается обыкновенно с отрицанием материи, с допущением движения без материи, состоит в том, что умалчивается об отношении материи к мысли. Дело представляется так, как будто бы этого отношения не было, а в действительности оно протаскивается тайком, остается невысказанным в начале рассуждения, но выплывает более или менее незаметным образом впоследствии.

Неуничтожимость движения выражена в положении Декарта, что во вселенной сохраняется всегда одно и то же количество движения. Естествоиспытатели, говоря о "неуничтожимости силы", выражают эту мысль несовершенным образом. Чисто количественное выражение Декарта тоже недостаточно: движение как таковое, как существенное проявление, как форма существования материи" неуничтожимо, как и сама материя, – эта формулировка включает в себя количественную сторону дела. Значит, и здесь естествоиспытатель через двести лет подтвердил философа.( Энгельс Ф. Диалектика природы. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 560-561).

Задание 3.

Пространство  есть категория для обозначения протяженности и структурности всех материальных объектов.

Информация о работе Философское понимание материи