Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:49, контрольная работа
Культура – это определенный способ организации человеческой деятельности, представленный системой материальных и духовных ценностей и социокультурных норм, а также сам процесс самореализации и раскрытие творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни.
Сегодня существует целая совокупность наук – философия, история, социология, антропология, которые исследуют культуру в самых различных аспектах. Однако это не решает проблему понимания ее как целостности, так как каждая наука рассматривает культуру под собственным углом зрения и применяет для ее изучения только ей присущую методику исследования. Именно с этим связано существование огромного
По существу, в морфологическом учении о культурах можно выделить два направления: теория стадиального развития цивилизации и теории локальных цивилизаций. К одному из них можно отнести американского антрополога Ф.Нортропа, А. Крёбера и П.А. Сорокина. К другому — Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера и А. Тойнби.
Стадиальные теории изучают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные стадии (этапы). Этот процесс начался в глубокой древности, когда стало распадаться первобытное общество и часть человечества перешла в состояние цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время в жизни человечества произошли большие изменения, которые коснулись социально-экономических отношений, духовной и материальной культуры.
Как
указывает П.А. Сорокин,
между обоими направлениями
есть ряд точек
соприкосновения, и
выводы, к которым
пришли представители
обоих направлений,
очень близки. Те
и другие признают
наличие сравнительно
небольшого числа
культур, не совпадающих
ни с нациями, ни с
государствами и
различных по своему
характеру. Каждая такая
культура является целостностью,
холистическим единством,
в котором части и целое
взаимосвязаны и взаимообусловлены,
хотя реальность целого
не соответствует сумме
реальностей отдельных
частей. Обе теории –
стадиальная и локальная
– дают возможность
по-разному увидеть
историю. В стадиальной
теории на первый план
выходит общее – единые
для всего человечества
законы развития. В теории
локальных цивилизаций
– индивидуальное, разнообразие
исторического процессия.
Таким образом, обе теории
имеют преимущества
и взаимно дополняют
друг друга.
3. Единство и многообразие культур.
Материальная и Духовная
Если, к примеру, взять наиболее общий критерий /мерило/ - географический /региональный/, - то всю мировую культуру мы можем разделить на такие ее виды, как европейская, азиатская, африканская, латиноамериканская, североамериканская культуры. И естественно здесь будут определенные различия между ними, их непохожесть: африканская культура будет отличаться от азиатской, та в свою очередь от европейской и т.д. Можно разделить культуру и по другому критерию – вероучению, т.е. взять за основу существующие мировые религии. В результате мы получим христианскую культуру, исламскую, иудейскую, буддийскую, которые в свою очередь, тоже не однородны: то же христианство делится на православие, католицизм, протестантство.
Так как культура пронизывает все сферы общественной жизни, то в соответствии с этим, мы можем классифицировать ее по роду деятельности и специфике отношений: культура земледелия, производственная культура, культура сферы обслуживания /сервис/, культура быта, культура застолья, культура поведения, политическая, правовая культуры и т.д. В каждом виде человеческой деятельности культура характеризует степень развития и проявления творческих сил человека.
Человеческая деятельность осуществляется в общественно-исторических формах материального и духовного производства. Соответственно материальное и духовное производство предстают как две основные сферы развития культуры. На основании этого вся культура естественным образом подразделяется на материальную и духовную.
Различия
материальной и духовной культуры исторически
обусловлены конкретными
Но при всей относительности различий между материальной и духовной культурой эти различия существуют, что позволяет рассматривать каждый из этих видов культуры как относительно самостоятельную систему. Основание водораздела этих систем является ценность. В самом общем определении ЦЕННОСТЬ – это все, что имеет для человека то или иное значение /значимо для него/, а, следовательно, как бы «очеловечивается». А с другой стороны, способствует «возделыванию» /культивированию/ самого человека.
Ценности подразделяются на природные /все, что существует в естественно-природной среде и имеет значение для человека – это и минеральное сырье, и драгоценные камни, и чистый воздух, и чистая вода, лес и т.д. и т.п./ и культурные /это все, что создал человек, что является результатом его деятельности/. В свою очередь, культурные ценности делятся на материальные и духовные, которые в конечном итоге и определяют материальную и духовную культуру.
Материальная культура включает в себя всю совокупность культурных ценностей, а также процесс их создания, распределения и потребления, которые призваны удовлетворять так называемые материальные потребности человека. Материальные потребности, вернее их удовлетворение, обеспечивают жизнедеятельность людей, создают необходимые условия для их существования – это потребность в пище, одежде, жилище, средствах передвижения, связи и т.д. И чтобы их удовлетворить человек /общество/ производит продукты питания, шьет одежду, строит дома и другие сооружения, делает автомобили, самолеты, корабли, компьютеры, телевизоры, телефоны и т.д. и т.п. И все это как материальные ценности и есть сфера материальной культуры.
Но
эта сфера культуры не является определяющей
для человека, т.е. самоцелью его
существования и развития. Ведь человек
живет не для того, чтобы есть,
а он ест для того, чтобы жить,
а жизнь человека – это не простой
обмен веществ как у какой-
Духовная культура есть совокупность духовных ценностей, а также процесс их создания, распределения и потребления. Духовные ценности призваны удовлетворять духовные потребности человека, т.е. все то, что способствует развитию его духовного мира /мира его сознания/. И если материальные ценности, за редким исключением, скоротечны – дома, станки, механизмы, одежда, транспортные средства и прочее и прочее, то духовные ценности могут быть вечными, пока существует человечество. Скажем, философским суждениям древнегреческих философов Платона и Аристотеля без малого две с половиной тысячи лет, но они и сейчас такая же реальность как и в момент их высказывания – достаточно взять в библиотеке их произведения или получить информацию через Интернет.
Пожалуй, нет ничего многоцветнее, чем культура. В языке, символах, традициях, привычках, предрассудках, особенностях межличностного общения, гастрономических пристрастиях, фольклорных формах, этикетных церемониях, архитектуре и т. д. и т. п. Невообразимое множество почти несовместимых фактов культурного бытия. Очень экспрессивно рассказывал об этом американский культуролог Р. Редфилд, описывая впечатление человека, впервые приступившего к изучению мировой культуры. Он рассказывает, как ему при чтении знаменитой "Золотой ветви" Фрезера пришлось испытать огромный восторг. "Как на параде, - писал он, - передо мной проходили великолепные и экзотические матери, тела которых отливали белизной, жрицы в масках, умащенные благовониями и принесенные в жертву богам; демоны, изгоняемые из дворцов Камбоджи; девушки из индийской деревни, которых по достижении зрелости заставляли сидеть в одиночестве в темноте, короли, умерщвленные как боги, и боги, которые восстают из мертвых, когда их убивают - дивное, невообразимое множество табу, магических ритуалов и обычаев, связанных с женитьбою, урожаем, опасностью и смертностью, половодье странного и чудесного..."
Мы уже говорили, что только языковые различия (не считая диалектных) выражаются цифрой около 2800. А культура, конечно, неотделима от языка. Хайдеггеровское выражение "язык - дом бытия" веско и красноречиво, глубоко и выразительно. Но в мире уже функционируют языки, обретающие международный статус. Так, официальными языками ООН являются английский, испанский, китайский, русский, французский. К ним был добавлен и арабский. Это языки крупнейших этнических и надэтнических образований, языки-посредники, на которых издается основной массив научной и политической литературы, ведутся радио- и телепередачи и т. д.
Собственно культурные характеристики (ни в сфере материальной жизни, ни в духовной области) до сих пор всерьез никем не классифицированы и не исчислены (если вообще это возможно). Выделяемые этнографами историко-культурные типы лишь в самом общем виде (да и то на уровне очень специфичном, бытовом, обыденном) фиксируют лишь факт многообразия культурных форм.
И
оно наблюдается не только в районах,
экзотических для нас, жителей европейской
части России или в сельской глуши,
оно легко обнаруживается и в
современных урбанизированных районах,
где видны порождаемые
И все-таки культура от своего возникновения до наших дней никогда не была трафаретно единообразной, безлико монотонной, она не похожа на уныло одинаковые конвейерно-серийные продукты.
Массовая стандартизация, присущая развитому промышленному производству, конечно, накладывает свою печать на культуру. Особенно наглядно такие процессы всеобщей шаблонизации проявились в странах Запада, породив то, что называется масс-культурой. Впрочем, ее поток захлестывает теперь и Восток, и Африку, и Латинскую Америку. Но зримее всего он виден именно на Западе. Да, и мы, в России, с ним вплотную ныне столкнулись. Это уже не та Западно-Европейская - "высокая" культура, которая пришла из прошлого. Не культура Возрождения, Гете, Леонардо да Винчи, Бетховена и других титанов прошлого. Это культура, которую А. Зиновьев назвал культурой "западнизма". У ее истоков стояли мощные фигуры: Пруст и Джойс, Пикассо и Кандинский, Кафка и Ионеско, Швейцер и Беккет, и им подобные. На смену им пришли тысячи дельцов от культуры, людей, имитирующих талант, менеджеров от "масс-медиа". Их усилиями создано гигантское поле культурного бизнеса, покрывавшее всю планету. Шоу-бизнес во всех его формах стал доходной и престижной формой приложения капитала. Делание телезвезд, кинозвезд, топ-моделей, рекламный бум вокруг тех или иных "имен", "книг года", эстрадных идолов - стало делом профессионалов, причисленных к масс-культу.
Да, мировая культура сейчас формируется трудно, в пароксизмах и противоречиях. Восток (и вообще все, что не подпадает под определение "Запад") стонет, буквально вопиет от "культурного колониализма", "культурной агрессии", засилья западных фильмов, мод, наступления английского языка, особенно его сленга, манер и т. п. Но и Восток проникает в Западный мир. Феномен "Востока" на Западе многолик. Это и проникновение восточных религий типа дзен-буддизма, и создание сети чайна-таунов, и успех восточной гастрономии, и элементов Востока в модных одеяниях, и распространение философских учений то Даосов, то Рама Кришны и т. п. Фактически идет как бы взаимопроникновение культур, их частичное перемешивание, как бы первичная выработка общей основы мирового культурного поля. Когда-то американские культурологи рассматривали США с точки зрения проходящих там процессов как "плавильный котел", полагая, что основные их культуры сплотятся и в итоге дадут какую-то новую амальгаму. Теперь они высказываются осторожнее и применяют иную метафору: "крупно нарезанный салат"! Этим как бы подчеркивается, что "блюдо" целостное, но его компоненты все же раздельны. Нечто подобное происходит в мировой культуре. Диффузия, смешение, переосмысление, взаимное оплодотворение стали распространенными формами контакта, тем, что называют "диалогом" культур, а применительно к миру, точнее, их многогранным полилогом. Симфоническое, многоголосое целое - такой предстает сегодня мировая культура.