Философский мистицизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 01:34, реферат

Описание работы

Тема «Философский мистицизм» имеет особую актуальность, так как, начиная с XIX века, в культурной жизни Европы все заметнее становится роль так называемого внецерковного или философского мистицизма. В XX веке он превращается общемировое явление и начинает конкурировать с традиционными религиозными и религиозно-философскими учениями.
Основной целью реферата является изучение причин возникновения мистических настроений в обществе, путем рассмотрения основных школ философского мистицизма конца XIX – начала XX века.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ЧТО ТАКОЕ МИСТИКА И МИСТИЦИЗМ?
2. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ ФИЛОСОФСКОГО МИСТИЦИЗМА
Елена Петровна Блаватская
Николай Константинович Рерих и Елена Ивановна Рерих
Георгий Иванович Гурджиев
Петр Демьянович Успенский
Рудольф Штейнер
Даниил Леонидович Андреев
Рамана Махариши
Джидду Кришнамурти
Шри Ауробиндо Гхош


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

философский мистицизм.docx

— 40.06 Кб (Скачать)

       Основатель  антропософского учения и соответствующей системы воспитания, немецкий философ-мистик Рудольф Штейнер (1861 - 1925) осуществил собственную попытку синтеза восточных и западных «тайных» учений с традицией европейской научности. По его мнению, в отличие от принятого деления жизни на внешнюю и внутреннюю, следует вычленить несколько уровней природы человека и соответственно несколько уровней его жизни: физический, эфирный (жизненный, энергетический), астральный, ментальный. Используя особые методики — медитацию, танцы, музыку, — человек активизирует все свои уровни, в том числе и не признанные в культуре. Каждый имеет, с одной стороны, опыт, переживания особых состояний психики, с другой — опыт состояния сна. Это, по мнению Штейнера, свидетельствует о реальности уровневого строения человека и возможности их независимого существования. Каждую ночь во сне астральное тело покидает физическое и выходит в астральный космос. Человек «должен добиваться того, чтобы состояние, которое он создал для себя сначала во время сна, он мог бы переносить и в свое бодрствующее сознание. Тогда чувственный мир обогатится для него совершенно новым содержанием»6. В конечном пункте саморазвития души она бессмертно погружается в сверхчувственные миры, нравственно преображается и вступает в общение с тамошними существами, наблюдая свою предшествующую жизнь как в духовном, так и в земном ее существовании. Подобные представления о сущности жизни человека лежат в основе педагогической практики так называемых «Вальдорфских школ», распространенных по всей Европе и появившихся в современной России.

       Оригинальный  вариант мистицизма развивал поэт и мыслитель Даниил Леонидович Андреев (1906 - 1959). Сын писателя Леонида Николаевича Андреева, он с 1947 по 1957 год находился в заключении. Там было продумано содержание трактата «Роза мира» (впервые опубликован в 1991 году). По своей структуре это произведение многослойное и описывает сложный духовный Космос, каким он предстал в мистических видениях автора. Основная идея трактата: «реальный» мир находится в состоянии невидимой для обычного человека космической битвы Добрых и Злых Сил, отблески ее в земной истории и в душевной жизни людей. Человечество должно и может объединиться и стать на сторону Добра.

       В XX веке после осознания кризиса  того типа личности, который играл принципиальную роль в организации индивидуальной и общественной жизни в Европе, и кризиса идеи прогрессивного развития человечества в регионы христианской культуры началась экспансия восточных ценностей. Бесчисленное множество «гуру», учителей и проповедников принялись распространять учения бывших и ныне живущих «великих учителей Востока», подстраивая их под особенности европейского менталитета. Во имя человека с его истинной природой – Нирваной, Сверхразумом, Пурушей, Атманом, Предвечным и т. п. - отрабатываются и предлагаются различные пути изменения человеческой психики: от наиболее короткого и соответственно сложного до наиболее длинного и понятного.

       Учение  Раманы Махариши (1879 – 1951) - пример первого пути. По его убеждению, человек в любой ситуации должен спросить себя: «Кто тот я, который сейчас мыслит (или страдает, или желает и т. п.)»? Погружаясь полностью в смысл подобного вопрошания, человек постепенно отходит от отождествленных с ним его ложных Я, субъектов мысли, страстей и т.п. Очищая себя духовно, человек приходит к эмоционально переживаемой истине: «Я есмь Бытие», психологически ощущая самобытие как единственную реальность, а остальной мир - как картинки на экране. Элементы этого учения и практики лежат в основе одной из систем «трансцендентальной медитации», существующей в США и Европе на правах разновидности психотерапии. В общих чертах таков же путь, предлагаемый и Джидду Кришнамурти (1872 - 1986). Пример второго пути - «Интегральная Йога» Шри Ауробиндо Гхоша (1872 - 1950). В своем учении он пытался объединить идеи древнеиндийской философии и некоторые идеи западной мысли, усматривая в них средство освобождения всего человечества от эгоистических устремлений. Гхош занимался также оккультной психологией.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Парадоксально, но и внутри святая святых «Европейской культуры - науки - наблюдается встречный порыв к мистике и мистицизму. На фоне умаления идеалов Просвящения и Разума обнаруживаются теневые, «иррациональные» стороны философствования и основ классических наук, что воспринимается как прямой призыв к пересмотру значимости наук. Представители различных отраслей знания и культуры, например, медик Дж. Лилли, историк Т. Роззак, психиатр С. Гроф, литератор А. Кёстлер, религиовед Р. Генон, физик Дж. Беннет (последователь Гурджиева), этнограф К. Кастанеда, отрицая свою причастность к философии, создают оригинальные гипотезы и учения о субстанциональном либо динамическом единстве душевного мира человека и «истинного» Космоса. То, что, по их мнению, действительно существует или является ведущим в мире, - будь то вакуум, информационные поля, космическое Сознание и тому подобные представления, взятые подчас из области современной физики, наделяются антропоморфными чертами (памятью, творчеством, программированием), а нередко и божественными свойствами (творением из ничего, всеведением и т. п.). Такого рода построения можно оценить как возврат к досократической натурфилософии.

       Таким образом, можно сделать вывод, что всякого рода мистические проявления характерны для периодов социальных неурядиц, неблагополучия культурных изломов, что сопровождается апокалипсическими настроениями.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.
  2. Рерих Е.И. У порога Нового Мира. М., 1997.
  3. Успенский П.Д. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.
  4. Фролов И.Т. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. М.: Республика, 2004. – 623 с.
  5. Шри Ауробиндо Гхош Беседы с Павитрой. Киев, 1992.
  6. Штейнер Р. Путь к посвящению. М., 1991.

Информация о работе Философский мистицизм