Философский мистицизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 01:34, реферат

Описание работы

Тема «Философский мистицизм» имеет особую актуальность, так как, начиная с XIX века, в культурной жизни Европы все заметнее становится роль так называемого внецерковного или философского мистицизма. В XX веке он превращается общемировое явление и начинает конкурировать с традиционными религиозными и религиозно-философскими учениями.
Основной целью реферата является изучение причин возникновения мистических настроений в обществе, путем рассмотрения основных школ философского мистицизма конца XIX – начала XX века.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ЧТО ТАКОЕ МИСТИКА И МИСТИЦИЗМ?
2. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ ФИЛОСОФСКОГО МИСТИЦИЗМА
Елена Петровна Блаватская
Николай Константинович Рерих и Елена Ивановна Рерих
Георгий Иванович Гурджиев
Петр Демьянович Успенский
Рудольф Штейнер
Даниил Леонидович Андреев
Рамана Махариши
Джидду Кришнамурти
Шри Ауробиндо Гхош


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

философский мистицизм.docx

— 40.06 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

«МАМИ» 

Факультет экономический

Кафедра «Философия и психология» 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Философия» 

на тему «Философский мистицизм» 
 
 
 
 

              Выполнила: студентка группы 3-ЭФС-4

              очного отделения

              Панова  Татьяна Евгеньевна 

              Проверила: к. филос. н., доцент

              Головко Юлия Владимировна 

              ___________________________

              (зачтено/не зачтено) 
               
               
               
               
               

Москва, 2011 г. 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЧТО ТАКОЕ МИСТИКА И МИСТИЦИЗМ? 4
2. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ ФИЛОСОФСКОГО МИСТИЦИЗМА 7
    Елена Петровна Блаватская
7
    Николай Константинович Рерих и Елена Ивановна Рерих
7
    Георгий Иванович Гурджиев
8
    Петр Демьянович Успенский
9
    Рудольф Штейнер
9
    Даниил Леонидович Андреев
10
    Рамана Махариши
11
    Джидду Кришнамурти
11
    Шри Ауробиндо  Гхош
11
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
 
12
СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

       В религиозных и религиозно-философских учениях помимо стороны, объясняющей мир, обязательно присутствует и вторая, выражающая основания и способы спасения человека от зла. Классический христианский вариант спасения — трансцендентное, не поддающееся разумному объяснению движение Бога к человеку. Однако во всех мировых религиях существует и другой, духовно-мистический вариант спасения: движение человека к Богу. Этот вариант доминирует в некоторых течениях и сектах христианства: от гностицизма до некоторых видов монашества. В исламе это — суфизм. В буддизме — многочисленные направления индивидуального спасения. Но мистика в церковной жизни является одной, причем не доминирующей ее стороной. Практически поведение верующих определяется откровениями Писания и каноническими нормами церкви.

       Тема  «Философский мистицизм» имеет особую актуальность, так как, начиная с XIX века, в культурной жизни Европы все заметнее становится роль так называемого внецерковного или философского мистицизма. В XX веке он превращается общемировое явление и начинает конкурировать с традиционными религиозными и религиозно-философскими учениями.

       Основной  целью реферата является изучение причин возникновения мистических настроений в обществе, путем рассмотрения основных школ философского мистицизма конца XIX – начала XX века.

       Для реализации данной цели необходимо выполнить  следующие задачи:

       1) выяснить, что понимается под мистикой и мистицизмом;

       2) изучить основные школы философского мистицизма конца XIX – начала XX века;

       3) проанализировать причин возникновения мистических настроений в обществе.

 

1. ЧТО ТАКОЕ МИСТИКА И МИСТИЦИЗМ? 

       Под мистикой в широком смысле понимается единство необычных («мистических») состояний психики человека и «мистицизма», то есть «теорий», объясняющих и оправдывающих эти состояния. Особые, явно диссонирующие с обычным течением жизни состояния психики испытывали, вероятно, все люди. Это подтверждают психологи, этнографы, медики. Практически каждый человек бывал в состоянии потери чувства реальности мира, или потери своего Я, или экстаза, яркого сна и т. п. Тем не менее мистическими эти состояния можно назвать лишь в том случае, если они перемещаются с периферии сознания в его центр, становясь более значимыми, существенными и желаемыми, чем в обычных условиях. Мистицизм, используя метафоры, символы, философские понятия, некоторые естественнонаучные данные, мифологические образы и аналогии, личные откровения и другие выразительные средства, систематизирует структуру и динамику этих состояний, придает им онтологический (бытийный) статус, утверждает их судьбоносную ценность для человека и для существования Вселенной. В конечном счете, мистицизм утверждает, что целенаправленное изменение сознания — это и есть путь спасения, путь освобождения от зла «неистинного существования».

       Естественный  мир, согласно большинству мистиков, пребывает в радикальном зле  или является иллюзией сознания. Спасение в мире и с миром невозможно. Но каждый человек (или только избранные) может освободиться от зла неподлинного существования, радикально изменив свой внутренний мир, личным усилием выйдя за пределы господства чувственно данной природы, как и вообще господства любого культурного мира. Как говорит индийский философ-мистик Шри Ауробиндо Гхош, «когда внутреннее сознание полностью пробудится, оно поглотит внешнее сознание. То, что может быть поглощенным, будет отброшенным... Я видел, слышал, но ничего во мне не откликалось на это. И тогда на меня снизошла абсолютная тишина. Все, что происходило снаружи, я видел как в кино»1. Подобное дистанцирование от мира предметов чувственного опыта ощущается как разрушение их ценностных смыслов и эмоциональных переживаний. А затем (и это рассматривается как наиболее значимый психологический эффект мистики) человек освобождается от страхов, страданий и зла внешнего мира. Отныне новая родина человека — это переживаемая как истинно существующая, невыразимая для другого и подобная экстазу реальность.

       Путь  к этой реальности, как полагают многие мистики, пролегает через ряд этапов конструирования особых состояний сознания человека, как правило, под руководством Учителя и с использованием психотехник: медитации, релаксации, аскезы, дыхания, транса, особых снов, иногда наркотических веществ и т.п. По свидетельству мистиков, подобная психопрактика эпизодически сопровождается всплесками ужаса, связанного с ощущением отрыва от твердой почвы обычного существования. В большинстве мистических направлений разработаны своеобразные «топографии» потустороннего мира, согласно которым каждый этап изменения психики символизируется прибытием души в соответствующую зону (уровень, мир, сферу и т. п.), где происходит ее психологическое «обустройство» и подготовка к дальнейшему ее изменению.

       С социальной стороны, мистика — это  способ решения жизненных проблем, в том числе обретения нравственного смысла жизни, проблем психологической адаптации и собирания себя в личностную целостность, проблем, связанных с психическими травмами и страхами, когда отсутствуют общепринятые средства их решения. Однако вопрос не в том, насколько радикально может быть изменена психика человека, а в том, насколько человек с измененным сознанием может быть «встроен» в существующий тип культуры, производства, науки. С большой долей вероятности можно предположить, что общество, где господствуют мистические настроения, не совместимо с принципом активности в сфере экономики, с научным подвижничеством, с риском в налаживании личных отношений. О справедливости подобного вывода свидетельствует тот факт, что, как правило, для современного человека мистика не кажется практически полезной, а потому знакомство с мистической литературой проходит на уровне обычной беллетристики.

       С философской стороны, мистика —  это вненаучная духовная практика, сознательно снимающая противоположность  субъекта и объекта познания и  деятельности. Строго говоря, это не тип познания, а сотворение уникальной духовной реальности, уникальной в том смысле, что создается каждым мистиком лично, что наряду с природной реальностью и реальностью культурного мира здесь утверждается существование специфически иной, третьей реальности, явно не имеющей характеристик трансцендентного Бога традиционных религий. Мистик идет путем, противоположным научному. Если ученый в процессе познания старается сознательно и или максимально учесть субъективные факторы, то мистик, наоборот, очищает от объективно-научного и других культурных предпосылок мышления, находя «по ту сторону души» искомую сверхэмпирическая реальность.

 

2. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ ФИЛОСОФСКОГО МИСТИЦИЗМА 

       С начала XX века и позже наиболее заметными среди философско-мистических были: теософия Е.П. Блаватской, учение «Живой этики» Н.К. и Е.И. Рерихов, «Четвертый путь» Г.И. Гурджиева, антропософия Р. Штейнера, восточные школы мистики и т.д.

       Елена Петровна Блаватская (1831 – 1891) - одна из предшественниц философского мистицизма XX века. В 1875 году со своими последователями основала «Всемирное теософское общество», в задачи которого входило: изучение древних «тайных» знаний; изучение скрытых способностей человека; основание нового братства людей вне зависимости от их расовой, национальной и религиозной принадлежности.

       Ее  учение впитало в себя преимущественно буддийские и другие восточные представления, элементы оккультных наук, христианские мотивы, идеи, почерпнутые из европейской науки середины XIX века. Она включает детально разработанную иерархию и историю чувственной и сверхчувственной реакции, учение о мистической эволюции космоса, земли, человека. Истинная сущность человека включает три тела: физическое, астральное (душа), ментальное (духовное). Под руководством «посвященных» Учителей человек способен управлять силами своей природы, достигая состояния ясновидения, проникновения в высшие оккультные сферы. Однако русский философ Н.А. Бердяев заметил: «Теософия принуждена отрицать бесконечное значение индивидуальной души… Теософия и антропософия антиперсоналистичны… Для теософии все повторимо и множественно… Теософия не знает личности и не понимает смысла истории. Она находит во власти дурной бесконечностии и повторяемости»2.

       Николай Константинович Рерих (1874 1947) и Елена Ивановна Рерих (1879 – 1955) развивали мистику в русле прозрений Е.П. Блаватской, причем Е.И. Рерих с детства имела видения и озарения. Они предпринимали попытки организовать общемировое движение за новую культуру.

       Вселенная, по их мнению, состоит из трех миров - физического, тонкого (астрального) и «огненного». «Тонкий мир находится вокруг нас, и размеры его гораздо обширнее... Он имеет много сфер, или слоев, и другое деление между ними, нежели по качеству сознания, не имеется, потому сколько сознаний, столько и ступеней... Мир Огненный является особо высокой ступенью совершенства сознания, и поэтому обитатели этой сферы могут лишь редко, в исключительных обстоятельствах, приближаться к нашей земной сфере. Их приближение может вызвать большие пертурбации как в Тонком Мире, так и на Земле»3. По содержанию Вселенная является совокупностью разнородных энергетических структур, включая психоэнергетические. Управляемая Высшей силой согласно жестким, «естественным» законам, Вселенная и ее обитатели проходят эволюционный путь к высшим энергетическим и духовным состояниям. Осознав эволюционные планы, люди под руководством Учителей следуют им, и тем самым они выполняют необходимую роль в космическом развитии. В XX веке совершается грандиозный эволюционный скачок: человек переходит от исчерпавшей себя пятой расы к новой шестой - расе Огненного Духа. Согласно Е.И. Рерих, в 1949 произошла первая невидимая битва миром Света и миром Тьмы и Зла, с победой первого. Ядро новой, шестой расы людей складывается в России, причем роль женского начала будет гораздо более значительна. «Наступающая эпоха приоткроет и завесу над Миром Надземным... Границы между духовным и материальным, между земным и надземным начнут постепенно стираться, и люди еще при земной жизни будут сознательно готовить себе приложение в Мире Надземном»4.

       В космологическом учении Георгия Ивановича Гурджиева (1877 - 1949) центральное место занимает идея реально существующего Абсолютного, которое с помощью «луча творения» создает бесконечное множество миров, деградирующих по мере удаления от него. Человечество обитает в наиболее далеком и соответственно наименее благоприятном углу Вселенной. Задача человека (однако сейчас это задача лишь для немногих людей) - совершить обратное героическое восхождение по этому лучу в направлении Абсолютного. Исходно любой человек - не более чем «машина», раздираемая противоречиями, с преобладанием полусонных природных реакций. Только путем упорной работы человек может последовательно приобрести на базе исходного «физического» тела более тонкое «астральное», а затем «ментальное» и «причинное». Бессмертие его высших тел создается усилиями самого человека, хотя и разными путями: аскетическим подвижничеством, религиозным горением, интеллектуальным взлетом духа или «четвертым путем» — сознательным, целенаправленным и радикальным изменением основ своей внутренней жизни. Видимый мир - это не более чем среда обитания «физического» тела, которая должна преодолеваться в ходе психотехнической работы над собой под руководством учителей (специалистов). По словам теоретика и комментатора учения Г.И. Гурджиева Петра Демьяновича Успенского (1878 - 1947), тот, кто достиг всего возможного для человека, имеет «постоянное Я и свободную волю. Он способен контролировать все состояния своего сознания и уже не может утратить что-либо из им обретенного... Он бессмертен в пределах Солнечной системы»5.

Информация о работе Философский мистицизм