Философские учения Древней Индии, Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

Любой исследователь, интересующийся историей политической науки, сталкивается с множеством вопросов: когда возникла эта научная и образовательная дисциплина? Какие именно факторы способствовали ее возникновению? Кого можно считать ее основателями и разработчиками? Какие этапы, она прошла в своем развитии? и т.д.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1.Философские учения Древней Индии, Древнего Китая……………..5

Глава 2. Учения древнегреческих философов (Платон, Аристотель)………9

Глава 3.Учения древнеримского философа Цицерона……………………….13

Заключение………………………………………………………………………17

Литература……………………………………………………………………….19

Приложение………………………………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

Философские учения Древней Индии.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

  Этика должна помочь человеку осознать главные  цели своей жизнедеятельности и  решить вопрос о возможности воспитания в государстве добродетельных граждан, поэтому она наряду с политикой  является очень важной наукой.

  Выделяя этический аспект проблемы взаимоотношения личности и общества Аристотель стремится найти пути их гармонического взаимодействия в разумном ограничении индивидом стихии эгоистических потребностей, ориентации его на общественное благо – с одной стороны, и в содействии государства процветанию свою граждан – с другой. Социальная гармония не должна подавлять личных интересов. Нравственность человека, опирающаяся на разум и волю, приводит его цели, желания, потребности в соответствие с интересами государства. Рассматривая данную проблему, Аристотель высказывает чрезвычайно важную догадку, согласно которой источник морали нужно искать в государственных отношениях.

  Учение  о счастье. Отдавая дань традиции, высшим благом Аристотель признает счастье, внося много инновационных оттенков в интерпретацию этого понятия. Счастье – это особое состояние удовлетворенности, получаемое от совершенной (добродетельной) деятельности. Отмечая единство морали и счастья, Аристотель подчеркивает, что достижение состояния высшего удовлетворения жизнью зависит от поступков, деятельности человека. Среди многочисленных условий счастья главными: являются: нравственное и интеллектуальное совершенствование, здоровье и наличие внешних благ, активная гражданская позиция, дружба.

  Учение  о добродетели.

  В отличии от Платона, Аристотель отрицает врожденный характер добродетелей, что  дает ему возможность поставить  проблему нравственного воспитания. Добродетель связана с общественно  значимым действием ("Добродетелями вообще мы называем похвальные приобретенные свойства души"), обладает нормативным характером (это не то, что дано от природы, а то, что должно быть воспитано). Поскольку мораль основана на разуме и воле, Аристотель выделяет добродетели дианоэтические, связанные с разумной частью души (мудрость, практичность, изобретательность и др.) и этические (мужество, умеренность, великодушие, общительность, справедливость, правдивость и др.).

  Аристотель  предлагает также конкретно подходить  к определению меры добродетели (например, понятие мужества зависит от того, о ком мы ведем речь — о младенце или атлете), высказывает идею о том, что каждая добродетель – середина между двумя крайностями (мужество, например, это середина между трусостью и "безумной отвагой"). Множество интересных наблюдений содержит также анализ отдельных добродетелей, в том числе главных: справедливости, мудрости, мужества, умеренности.

  Учение  о дружбе представляет собой первый опыт постановки и решения проблемы общения. Подчеркивая высокую нравственную ценность дружбы, Аристотель анализирует ее количественные и качественные параметры, предлагает классификацию ее различных видов (дружба ради наслаждения, ради пользы, ради добродетели).

 

   Глава 3.Учения древнеримского философа Цицерона 

  Марк  Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.)— знаменитый римский оратор, юрист, государственный  деятель и мыслитель. В его  обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам государства  и права. Специально эти вопросы  освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях (например, в работе «Об обязанностях»), а также в его многочисленных политических и судебных речах.

  Государство (respublica) Цицерон определяет не только как естественный организм, но и как искусственное образование, как дело, достояние народа (res populi), "народное установление". Под народом понимается "соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов". Следовательно, право выступает основой государства, а само государство - не только моральное, но и правовое сообщество.

  Таким образом, Цицерон стоит у истоков  той юридизации понятия государства, которая в последующем имела  много приверженцев, вплоть до современных сторонников идеи правового государства.

  Целью государства является охрана имущественных  интересов граждан. Охрана собственности - одна из причин его образования. Нарушение  неприкосновенности частной и государственной  собственности Цицерон характеризовал как осквернение и нарушение справедливости и права.

  Цицерон уделял большое внимание анализу  различных форм государственного устройства, поиску "наилучшей" формы.

  В зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). Все эти формы не совершенны и если бы предстоял выбор среди них, предпочтительнее - царская, а на последнем месте - демократия.

  Однако  царская власть чревата произволом и легко вырождается в тиранию, власть оптиматов превращается в господство клики богатых и знатных, демократия ведет к произволу толпы, к ее тирании.

  Эти уродливые виды властвования уже  не являются формами государства, поскольку  в таких случаях оно отсутствует  вовсе, поскольку отсутствуют общие интересы, общее дело и общеобязательное для всех право.

  Предотвратить подобное вырождение государственности  можно лишь в условиях наилучшего, смешанного вида государственного устройства. Политический идеал Цицерона - аристократическая  сенатская республика, поддерживаемая "согласием сословий", "единомыслием всех сословий", сочетающая начала монархии (власть консулов), аристократии (правление сената) и демократии (народное собрание и власть трибунов).

  Лицо, ведающее делами государства, должно быть мудрым, справедливым, воздержанным и красноречивым. Оно должно быть сведущим в учениях о государстве и "владеть основами права, без знания которых никто не может быть справедлив". Это должен быть "первый человек в республике", "умиротворитель", блюститель и попечитель" в эпохи кризисов, сочетающий в себе греческую философскую теорию и римскую политическую (ораторскую) практику. Образцом такого деятеля Цицерон считал себя.

  Говоря о народе в своем определении государства, Цицерон имел в виду исключительно землевладельцев и крупных торговцев. Ростовщиков, мелких торговцев, владельцев ремесленных мастерских, всех трудящихся он причислял к числу презренных людей. С такими людьми у достойных граждан не может быть никаких общих интересов (трактат "Об обязанностях").

  Естественно, что это касалось и рабов. Рабство  обусловлено самой природой, которая  дарует "лучшим людям владычество  над слабыми". К рабам, полагал  Цицерон, следует относиться как  к наемникам. Такой подход к определению  рабства - заметный шаг вперед в сравнении с рабом как "говорящим оружием".

  Правовая  теория Цицерона базировалась на апелляции  к природе, к ее разуму и законам. В основе права лежит присущая природе справедливость. Природе  присущи разум и определенный порядок. Именно это ее духовное свойство и является подлинным источником и носителем естественного права.

  Естественное  право, истинный закон - это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей... отменить его невозможно, и мы ни постановлением сената, ни постановлением народа освободиться от этого закона не можем.

  Бог - создатель, судья, автор закона.

  Основной  принцип естественного права - справедливость, "она воздает каждому свое". Справедливость, согласно Цицерону, требует  не вредить другим и не нарушать чужую собственность.

  Естественное  право (высший, истинный закон), по Цицерону, возникло "раньше, чем какой бы то ни было писаный закон". Отсюда вытекает требование, чтобы человеческие установления (писаные законы, политические учреждения) соответствовали справедливости и праву. Законы, принимаемые в государстве, должны соответствовать установленному в нем строю, традициям и обычаям предков. Для укрепления божественного авторитета закон должен иметь преамбулу (введение). При этом "под действие закона должны подпадать все".

  Если  бы права устанавливались повелениями  народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, то существовало бы право прелюбодействовать, право  предъявлять подложные завещания, если бы права эти могли получать одобрение голосованием или решением толпы.

  Писаное право Цицерон делит на частное  и публичное. Так называемое международное  право (право народов) трактуется им как часть положительного права  разных народов и как часть  естественного права международного права (т.е. как международное естественное право). Он был сторонником соблюдения обязательств, налагаемых международными договорами. Проводя различие между справедливыми и несправедливыми войнами, он считал несправедливой и нечестивой всякую войну, которая "не была возвещена и объявлена".

  Наследие  Цицерона в области государства  и права оказало большое влияние  на всю последующую человеческую культуру и юридическую науку.

 

     Заключение 

     История политической мысли уходит в глубокую древность, поскольку политические идеи рождаются вместе с появлением государства. Первоначально они носили отрывочный характер, но уже с II и I тысячелетий до нашей эры дошли до нас крупные памятники законотворчества и философско-правовые учения. Индия и Китай оставили нам великие памятники человеческой мысли, а также целые философские системы (конфуцианство, зороастризм). Однако современная политическая наука развивается на основе эволюции западной политической мысли, начало которой было положено в эпоху античности.

     Политическая  наука это совокупность знаний о  политике, образованных развитой системой специализированных наук и научных дисциплин, изучающих политические явления и процессы. Политическая наука составляет в то же время часть более общей системы политического знания, из которого она и возникла. Это знание образовано политической философией, наукой и эмпирическим уровнем познания политики.

     Формирование  и развитие политической науки  в  период Античности было тесным образом  связано с идеями Платона, Аристотеля, Цицерона. Главное значение формирования состоит в накоплении и передаче от поколения к поколению политического и политико-философского знания.

     Платон  выделил четыре формы отрицательного государства, это - тимократия, олигархия, демократия и тирания.

     Всем  вышеозначенным формам государственности  Платон противопоставляет проект наилучшего государства, основным принципом которого выносит справедливость. Таким государством управляет меньшинство, но в отличие от олигархии способное меньшинство. Каждому гражданину здесь отводится специальное занятие и специальное положение. Это государство сильное, самодостаточное и способное защищать себя от враждебно настроенной среды, оно также способно обеспечить своих граждан необходимыми благами и блюдет в себе духовную деятельность и творчество.

     Аристотель  выдвинул предположение о естественном происхождении государства; назвал человека политическим существом; классифицировал формы государственного устройства по числу властвующих;  выделял: правильные формы государственного правления: монархия, аристократия, полития, при которых целью политики является общее благо; неправильные формы: тирания, олигархия, демократия, где преследуются лишь собственные интересы и цели власть имущих; залогом стабильности государства считал наличие в обществе большого слоя средне обеспеченных граждан; высказывал идею верховенства закона.

     Особый  интерес представляют, в частности, идеи Цицерона о формах государства, о смешанном правлении, сочетающем в себе достоинства личной, аристократической, демократической власти, о государстве как деле народа и правовом сообществе, о естественном праве и вечном, неизменном и неотъемлемом свойстве природы и человека, о гражданине как субъекте права и государства.

     Экономические, политические и правовые идеи Платона, Аристотеля, стоиков, Цицерона впоследствии были восприняты многими мыслителями, вплоть до современности. Их труды безусловно имеют чрезвычайно большую историческую, а также теоретическую ценность, ведь именно на этих учениях строились в последствии многочисленные теории и трактаты.

 

      Литература. 

  1. Гаджиев К.С. Политология / К.С. Гаджиев. – М., 2007.
  2. Политология: Хрестоматия / Сост. М.А. Василик, М.С. Вершинин. – М., 2001.
  3. Политология: Словарь-справочник / Сост. М.А. Василик, М.С. Вершинин и др. – М., 2001.
  4. Алмонд Г. Политическая наука // Полис. – 1997. - № 6. – С. 174.
  5. Политология: Учебник / Под ред. М.А. Василика. – М., 2005.

Информация о работе Философские учения Древней Индии, Древнего Китая