2.2
Византизм
К. Н. Леонтьев первым
употребил и объяснил понятие
византизм в своем труде «Византизм
и славянство». Для понимания
значения этого термина нам придется
обратиться к этой его работе. В
первой главе книги Леонтьев определяет
византизм как царизм, самодержавие,
особую форму христианства с чертами,
отличающими его от западного
и раскольнического. Византизм не
имеет идеалов в земном мире, только
в божественном. Он отрицает земное
счастье, чистоту личности и всеобщее
благоденствие народов. Идея византизма
является противоположной идее всеобщего
довольства, равенства и всеобщей
свободы. Леонтьев считает путь византизма
единственно истинным для России.
Так же, тема византизма довольно подробно
затрагивается и в его письмах
к В. Соловьеву.
В письмах к
Соловьеву ведется речь о критике
«Византизма и славянства». Множество
философов критиковали эту книгу
Леонтьева и само его понятие
византизм, однако мало кто потрудился
объяснить, в чем идея византизма
плоха, и чего сам он хочет. Леонтьев, пишет,
что все понимали его термин неправильно,
слишком сложно, нет так, как он имел в
виду. В том числе это были Астафьев и Соловьев.
Критики, которые хоть как-то объясняют
свое недовольство византизмом, говорят,
что русское православие должно отойти
от него и вернуться к «временам до Константина»21.
Другими словами эту идею можно выразить
так: "Настоящее Православие не Истина
мистическая сама по себе, а только школа,
приготовляющая человечество ко всеобщему
миру, ко всеобщей любви, морали и благоденствию
на этой земле"22. Леонтьев не согласен
с этим изречением, так как душа, в любой
христианской церкви (Римская, Греческая,
Российская, Англиканская и т.д.) стремится
к упокоению и счастью в загробном мире
путем попадания в Царствие Божие. А пример
православия, приведенный критиками Леонтьева,
он называет филаретовским и считает,
что оно составляет только одну сторону
его византийского православия. Он считает,
что благочестивым, исполнительным христианином
можно быть, придерживаясь любой формы
православия, однако, что бы стать святым,
нужно придерживаться византизма. Так
же, Леонтьев подчеркивает, что все самые
известные и почитаемые святые как раз
из Византии. Здесь в пример можно привести
столпников Симеона и Даниила, отшельники
Анатолий, Сысой и Онуфрий Великий и др.
Византийские святые предшествовали русским,
кроме того, Святая Литургия, которую можно
услышать в русском храме, появилась именно
в Византии. Византийские деятели были
основателями, начинателями православия,
а русские – лишь продолжателями.
Так же Леонтьев
описывает те предпосылки толчки,
которые заставили выбрать его
именно византизм. Во-первых, на взгляды
Леонтьева существенно повлияли
такие мыслители как Данилевский,
Хомяков, Аксаков и Герцен. Кто-то
в большей степени, кто-то в меньшей.
Однако, в идеях этих философов чего-то
не хватало, по мнению Леонтьева. Во-вторых,
в года перед написанием «Византизма…»
(конец 60-х) Леонтьев мечтал о разностороннем
развитии русского народа, о его возвышении,
образовании, о сохранении старых и создании
новых путей к развитию оригинальной общественной
мысли. Однако, вскоре он понял, что без
удерживающей, формирующей границы такой
прогресс может привести к ассимиляции
и демократизации, которых он так боялся.
И этим удерживающим звеном он выбрал
именно греко-российское православие,
без которого русская культурная самобытность
погибнет и которое приведет к спасению
человечества в загробном мире. Таким
образом и появилась его идея о византизме.
Астафьев, критикуя
византизм, говорит о том, что
никто никогда не слышал о византийской
национальности, и по этому, нельзя
использовать ее строй, как пример для
России. Однако, Леонтьев находит достаточно
доводов, что бы доказать, что византийская
национальность все-таки существовала.
Дело в том, что она называлась
греческой. Никто не станет называть
эту национальность византийской, так
как преобладающей национальность
в Византии была греческой, к тому
же греческая нация делилась на две:
древнеэллинскую и христиано-византийскую.
Различия между этими цивилизациями
в том, что древнеэллинская образовалась
на чистой эллинской почве, а византийская
– на почве, смешанной предшествующими
завоеваниями римлян. Леонтьев даже замечает,
что сам Астафьев, утверждающий,
что византийской национальности не
существует, упомянул ее в своей
статье «Национальное сознание». "Этот
именно строй (органически-национальный),
налагающий резкую, отличительную печать
на представителей разных исторических
национальных культур (грек, римлянин,
еврей, англичанин, француз, немец, византиец
и т. д.), своею органическою целостью дает
и самым входящим в него общечеловеческим
идеалам и стремлениям не только особую
национальную окраску, но и политическую
и внутреннюю правду, и действенную силу"23.
По словам Астафьева, византиец все-таки
был представителем национальной культура,
а значит и представителем национальности.
Леонтьев говорит,
что за всю мировую историю
существовали только две цивилизации,
которые были настолько сильны и
мощны, что смогли образовать свои религии.
Это индусы, основавшие брахманизм,
и греки, сначала подчинившиеся
православию, а потом и развившие
его в сложную систему богопочитания.
Греки абсолютно отреклись от
своей прежней религии – язычества,
и совершенно без остатка отдались
новой, в которой наши истину. Они
упорядочили догматы и нравственные
понятия православия, которые чтятся
и с благоговением соблюдаются
христианами и поныне. Для греков
православие стало достоянием их
национальности, и остается таковым
до сих пор. Однако, другие стороны
византизма, такие как общественный
строй, искусство и т.д. в современной
Леонтьеву России соответствовали
ему намного больше, чем современной
Леонтьеву Греции. В те годы в
России царило самодержавие, как и
в Византии раньше. Русская литература
и живопись пропитана греко-византийским
православием намного больше, чем
в Греции.
Употребляя слово
византизм, Леонтьев лишь имел в виду,
что корни православия уходят
именно в Византию, что не следует
искать какого-то другого православия,
чем греко-византийское. Оно дало
нам практически все, что мы почитаем
и во что верим, и хотя бы поэтому
его следует уважать, чтить и
соблюдать его каноны.
Заключение.
В своей работе
я постаралась проанализировать
биографии К. Н. Леонтьева и В.
С. Соловьева, их основные философские
мысли, а так же факторы, повлиявшие
на их формирование. В работе большое
значение уделено взаимоотношениям
двух философов и их взаимному
влиянию друг на друга. Филосо
- Леонтьев
К. «Кто правее? Письма к В. С. Соловьеву»
[Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://knleontiev.narod.ru/texts/kto_pravee.htm
- ЛЕОНТЬЕВ
К.Н.: pro et contra. Книга 1. Издательство: Издательство
Русского Христианского Гуманитарного
Института; Серия: Русский путь; Антология.
1995 г.
- Бердяев Н.А.
«Константин Леонтьев» [Электронный ресурс]/
- Режим доступа: http://www.vehi.net/berdyaev/leontev/index.html
- В. В. Розанов
«К 20-летию кончины К. Н. Леонтьева»
- А.Г. Спиркин
Философия Москва 2001
- А.А. Корольков
Гефсиманский скит. Упокоение Константина
Леонтьева. Православный летописец №42
- Философский
словарь Библиотека Гумер [Электронный
ресурс]/ - Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Dict_Fil/_Index.php
- Материалы
к биографии Вл. С. Соловьева: (Из архива
С. М. Лукьянова) [Электронный ресурс]/ -
Режим доступа: http://az.lib.ru/s/solowxew_wladimir_sergeewich/text_0150.shtml
- Балашов Л.
Е.Философия: Учебник. 2-я редакция, с изменениями
и дополнениями. Электронная версия —
М., 2005. — с. 672.
- К. Леонтьев
«Национальная политика как орудие всемирной
революции» [Электронный ресурс]/ - Режим
доступа: http://holyrussia.narod.ru/national_politic.html
- Е. Н. Трубецкой
«Миросозерцание В. Соловьева» [Электронный
ресурс]/ - Режим доступа: http://www.vehi.net/etrubeckoi/soloviev/101.html