Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 00:39, курсовая работа
Работа посвящена философским мыслям, освещенным Леонтьевым в своих письмах к Соловьеву. Я собираюсь подробно рассмотреть личность самого автора, его биографию, основные идеи, а так же факторы, повлиявшие на их формирование. Леонтьев был консерватором и рассматривал все через призму христианства. Мне интересно проследить за его мыслями, за тем, как он видел настоящее и будущее России.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Описание личности К. Леонтьева и его взаимоотношений с В. С. Соловьевым………………………………………………………………………..4
1.1Биография К. Леонтьева и описание его основных идей…………………...4
1.2 К. Леонтьев и В. Соловьев в их взаимных отношениях……………………8
2.Основные идеи, обозначенные К. Леонтьевым В письмах к В.Соловьеву..15
2.1 Проблема национализма и национальной политики……………………..15
2.2Византизм…………………………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованной литературы…………………………………………..24
Теперь нужно
перейти непосредственно к
Одной из проблем Леонтьева было то, что он всю жизнь искал серьезной, основательной критики своих идей. Но его друзья и враги удерживали его труды к печати, поэтому его жажда в ней не удовлетворялась. И как раз Соловьев мог ее утолить. Он считал Леонтьева «умнее Данилевского, оригинальнее Герцена и лично религиознее Достоевского»12, но не решался писать статью о нем, так как во многом их взгляды, все же, расходились. Однако, через год Соловьев объявил Леонтьеву, что готовит статью «Идейный консерватизм», в которой, в большей степени, речь пойдет о Леонтьеве и его философских соображениях. Однако, статья так и не появилась ни в одной из газет. Ожидание статьи доставляло истинное удовольствие Леонтьеву, ему было интересно, что напишет о нем столь близкий его друг.
Однако, вскоре Леонтьева постигло разочарование в Соловьеве и его поведении. Дело в том, что в своих выступлениях Соловьев полемизирует против славянофильства и пропагандирует католичество. Он продвигает панславизм и считает верным путь «идти под Папу», то есть подчиниться католической церкви. Конечно, эти идеи абсолютно чужды для Леонтьева, и он не может их принять ни при каких обстоятельствах. Однако, не смотря на все это, он защищает Соловьева, ссылаясь на его молодость, жажду осязательного и ясного и гениальность. В письме к священнику Фуделю он пишет: «самая мысль «идти под Папу» ясна, практична, осуществима и в то же время очень идеальна и очень крупна…»13. Он считает, что эти доводы аргументируют выступления Соловьева. Кроме того, неприемлемость мыслей Соловьева Леонтьев оправдывал, считая, что он попросту искренне и глупо заблуждается. Ему безумно хотелось в это верить. Ему было жалко образа Соловьева, который он с такой любовью создал в своем сознании – «чистого образа молодого мудреца»14. Все последние идеи Соловьева были созданы в том направлении мысли, с которым Леонтьев никак не мог смириться. Они были абсолютно противоположны тем идеям, к которым всей душой и сердцем он принадлежал. Это были идеи о пользе демократического прогресса, злохуления христианского аскетизма, нападки на славянофильство критика Данилевского. Практически все это Леонтьев готов был простить Соловьеву во имя их чистой и искренней дружбы, однако, следующую его выходку он стерпеть не смог. Последние дни жизни Леонтьева были омрачены ненавистью к человеку, которого он любил, едва ли, не больше всех.
19 октября 1891
года Соловьев представил
Последние недели
его жизни были омрачены страстной
ненавистью к Соловьеву. Он даже совершает
попытки обезвредить его, предлагая
выслать Соловьева заграницу
и попросить митрополита
Вскоре после его смерти Соловьев написал статью «Памяти К. Н. Леонтьева». Она была написана с нежностью и теплотой, не свойственной для Соловьева, и создавала у читателя образ Леонтьева, максимально приближенный к реальному. Фудель говорит об этой статье, как о лучшей из всех написанных работ о Леонтьеве. Силой статьи является то, что автор понимает натуру Леонтьева, проникает в его душу.
Оценивая отношения Леонтьева и Соловьева, можно сказать, что судьбы двух этих потрясающих личностей были похожи. Они оба основывали свои идеи на славянофильстве, были оригинальны, самобытны и смелы в своих взглядах. И хотя пути их были совершенно разными, они оба пришли к одному и тому же: они поняли, что идеи их совершенно не осуществимы, а единственным жизненным путем увидели религиозность и веру в Бога.
2.Основные идеи, обозначенные К. Леонтьевым В письмах к В.Соловьеву
2.1 Проблема национализма и национальной политики.
Взгляды на национализм и национальный вопрос занимали огромное место в жизни и философской деятельности Константина Леонтьева. Он посвятил этой теме множество работ: «Византизм и славянство», «Враги ли мы с греками?», «Письма отшельника» (1879), «Панславизм» (1880), «Письма о восточных делах» (1882–1883) и др. В этих произведениях начинают обозначаться его идеи о национализме. В них он понемногу начинает критиковать политический национализм и переходит на сторону культурного. Так же некоторые аспекты национального вопроса затрагиваются Леонтьевым в статьях «Панславизм на Афоне», «Ещё о греко-болгарской распре», «Территориальные отношения», «Наши окраины» и т.п., однако, в этих трудах уже не рассматриваются концептуальные вопросы, а описываются только некоторые частные моменты.
Вскоре Леонтьев
пишет две фундаментальных
Вследствие
издания «Национальной
Именно из-за этой полемики и возник цикл писем к Соловьеву. Леонтьев просил товарища помочь в разрешении этого спора и рассудить, кто правее, он или Астафьев? Однако, полемика не состоялась из-за пренебрежительного отношения Астафьева на ответные статьи Леонтьева, и Леонтьев посчитал нужным завершить обсуждение вопроса о национализме с Астафьевым, но в письмах к Соловьеву продолжил выражать свои мысли по этому поводу.
Астафьев в
«Национальном самосознании»
Так же следует уделить внимание тому, как понимает Леонтьев термин нация. Что бы облегчить себе задачу, сначала он дает определения понятиям племя и культура. По мнению Леонтьева племя можно определить как совокупность людей, объединенных физиологическими признаками (такими как кровь и язык), а культуру, как совокупность людей, объединенных идеальными признаками. Под идеальными признаками Леонтьев понимает религию, государственный строй, экономический уклад, мода, обычаи, традиции, вкусы и т.п. Теперь, исходя из этих двух определений, Леонтьев говорит, что нация – это совокупность идеальных и физиологических признаков, племени и культуры.
Еще одной бедой мирового развития он считает стремление к революции. Значение слова революция для Леонтьева совпадает со значениями слов прогресс (не прогресс как развитие, а прогресс как уравнение) и ассимиляция. Обращаясь к Прудону18, Леонтьев определяет революцию как «движение человечества к всеобщему земному умеренному благоденствию и высшей справедливости, необходимым условием которых должна быть всеобщая ассимиляция до полнейшего однообразия всех людей, даже и умственного»19. Он считает, что революция – процесс, который уничтожит существующие государственные образования и их культуры и, рано или поздно, приведет мир к погибели, превратив его довольно однородную, однообразную социальную массу. Именно в однообразии Леонтьев и видит погибель человечества. Он говорит, что любые процессы, ведущие к объединению, сообщению государств и космополитизму ведут к разрушению жизни на земном шаре. Одним из проявлений ассимиляции Леонтьев считает попытки распространения христианства в странах с другой религией. Он считает эти действия революционными, так как они ведут к погибели культуры буддистских, мусульманских, конфуцианских стран и стран с другими религиями. Так же внедрение православия в нехристианские страны приведет, опять же, к смешению культур и ослаблению оригинальности государств. Однако, после этих слов, говорит, что человек, считающий себя христианином и служителем Бога, должен стараться воцерковить как можно больше людей, не зависимо от их принадлежности к той или иной нации или культуре. Это противоречит теории Леонтьева о вреде распространения христианства по всему миру, однако полностью совпадает с целями христианской церкви и любого верующего человека, с чем Леонтьев не может не согласиться.
Так же Леонтьев говорит и о национальном идеале России. Русский национальный идеал он понимает и описывает так: «Православие и его усиление; Самодержавие и его незыблемость; быть может (если это удастся), сообразный с настоятельными потребностями жизни (и по этому самому своеобразный) сословный строй; сохранение неотчуждаемости крестьянских земель (и, если возможно, то и закрепление дворянских); сохранение в быте нашем, по мере сил и возможности, как можно больше русского; а если посчастливится, то и создание новых форм быта; независимость в области мышления и художественного творчества»20. Именно этими тезисами он описывает идеальный русский строй, который считает правильным во всех отношениях. Именно к такому положению вещей должна стремиться наша страна по мнению Леонтьева.Он ни в коем случае не вычеркивает себя из списка националистов, говоря «я не желаю, чтобы меня считали противником культурного национализма…», а подчеркивает свою, и всего русского народа, искреннюю любовь к русской культуре и готовность бороться и защищать ее.
Информация о работе Философские мысли в письмах Леонтьева к Соловьеву