Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 18:39, реферат
Философия в чистом виде появилась у древних греков. Само слово «философия» греческого происхождения. Поэтому можно утверждать, что философию, как таковую, придумали греки. Они прочертили весь круг философских проблем и вопросов и наметили пути их решения. Последующие народы и эпохи развивали дальше, обогащали и продолжали те первоначальные положения и идеи, которые были сформулированы греками1.
Введение………………………………………………………………………3
1. Особенности и черты греческой философии……………………………5
2. Философские взгляды элеатской школы……………………...…………7
3. Философия пифагорейцев……………………………...………………..17
Заключение………………………………………………….………………32
Список использованной литературы………………………..…………….35
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Владимирский
государственный университет
Факультет философских и социальных наук
Кафедра «Философии и религиоведения»
РЕФЕРАТ
по философии
Тема: «Философские идеи пифагорейцев и элеатов и их анализ»
Проверила: Геранина Г.А.
Владимир – 2013 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Особенности и черты
греческой философии……………………………
2. Философские взгляды элеатской школы……………………...…………7
3. Философия пифагорейцев……………………………...…………
Заключение………………………………………………….
Список использованной литературы………………………..…………….35
Введение
Философия в чистом виде появилась у древних греков. Само слово «философия» греческого происхождения. Поэтому можно утверждать, что философию, как таковую, придумали греки. Они прочертили весь круг философских проблем и вопросов и наметили пути их решения. Последующие народы и эпохи развивали дальше, обогащали и продолжали те первоначальные положения и идеи, которые были сформулированы греками1.
Пифагорейская философия представляет собою переход от реалистической философии к интеллектуальной. Ионийцы говорили: сущность, первоначало, есть нечто материально определенное. Ближайшее дальнейшее воззрение должно было состоять в том, чтобы абсолютное понималось не как природная форма, а как форма определения мысли, и, кроме того, определения должны быть теперь положены, между тем как первоначало ионийцев было совершенно неопределенным. Оба эти шага сделала пифагорейская философия.
Замечательна еще одна черта учения пифагорейцев о душе: это – переселение душ. Цицерон (Tusc. Quaest., I, 16) говорит: «Ферекид, учитель Пифагора, был первым, сказавшим, что душа человека бессмертна»2. Учение о переселении душ распространено до глубин Индии, и Пифагор, без сомнения, почерпнул его у египтян
Элеатская школа, основанная Ксенофаном, возникла из пифагорейской; однако она носит уже совершенно своеобразный характер, обращает большое внимание на субъективную сторону, тонко разбирает права разума и чувственных восприятий как источников истинного познания и всецело стоит на стороне разума; поэтому она исходит из понятий и приходит к совершенно противоречащим опыту выводам – например, к невозможности движения; она остается, значит, верною абстрактному познанию, ноумену, в противоположность чувственно познаваемому, феномену.
В последнее время вновь обратили большое внимание на элеатов, потому что у них есть сходство со спинозизмом, который тоже лишь в наши дни вошел в почет. Во всяком случае, элеатские философы Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс были весьма глубокими мыслителями, как доказывают немногие сохранившиеся фрагменты: Brandis comment Eleaticae.
Наше исследование посвящено изучению философских взглядов пифагорейской и элеатской школ.
1. Особенности и черты греческой философии.
Философия начинается собственно тогда, когда ощущается потребность найти чисто рациональное изъяснение явлений – из их естественных причин и когда появляются попытки удовлетворить этой потребности.
Попытки такого рода возникли в Греции приблизительно за шесть веков до Рождества Христова; следовательно, к этому времени нужно относить и начало греческой философии. Но гораздо раньше того, как в Греции возникла и выступила на путь развития философия – в виде самостоятельной науки, проблески философской мысли и зачатки философствования мы находим у древних греческих поэтов и мудрецов.
В древнейших поэтических произведениях, – эпических, лирических и дидактических, – появившихся в четыре века, предшествовавшие возникновению греческой философии, содержатся заметные попытки установить общие взгляды на окружающие явления и дать руководящие правила для практической деятельности; такие взгляды для современников и потомства служили выражением общепризнанных истин; с этих истин, с их признания или опровержения, греческая философия и должна, была сделать свой первый шаг3.
Наряду с поэзией у греческого народа, перед возникновением у него философии, шло также и развитие, практического нравоучения. Представители его известны под именем мудрецов; им принадлежат разнообразные нравственные сентенции, пословицы и притчи, выражающие правила житейской мудрости. Эта практическая мудрость, несомненно, также находится в связи с началом греческой философии, на что указывает уже то, что в числе так называемых семи мудрецов древности стоял Фалес, родоначальник греческой философии.
История греческой философии вполне соответствует общему ходу и строю всей исторической жизни греческого народа и представляет собою полный, законченный процесс. Этот процесс имеет начало, продолжение и конец; отсюда вся история греческой философии разделяется на три периода. Первый период представляет первое постепенное пробуждение философского духа и соответствует тому состоянию исторической жизни греческого народа, когда он еще не имел политического единства, и греческое образование не имело одного общего центра, а сосредоточивалось в разных местах Греции и отличалось местным характером; соответственно этому и философия греческая в первом периоде не является выражением общего духа нации, а возникает в разных местах Греции и сохраняет характер местного образования.
Второй период греческой философии представляет полное развитие и процветание. Афины, ставшие средоточным пунктом всей политической жизни греческого народа, делаются в этом периоде и общим центром развития философии; последняя становится всеобщей наукой греческого народа и принимает одно господствующее направление.
Третий период греческой философии представляет упадок ее и соответствует общему упадку всей политической и общественной жизни греческого народа; в этом периоде философия теряет и свою самостоятельность, и единство в своем направлении.
Первый период греческой философии начинается с возникновения философии у греков, т. е. с Фалеса, и продолжается до Сократа (с конца VII в. до Р. X. до половины V в.); второй период простирается с Сократа до Аристотеля включительно (до 322 г. пред Р. X.); третий период простирается после Аристотеля до закрытия языческих философских школ Юстинианом I (в 529 г. по Р. X.).
Как видим, эти три периода греческой философии различаются между собою и по внутренним признакам4.
Характерной чертой философии этого периода является преобладающее в ней учение о мире, рассматриваемое в его целом, безраздельном единстве. Первые мыслители еще не отличали человеческий дух от внешней природы – как инородное бытие и все явления, как внешнего, так и внутреннего мира, пытались изъяснить из одного начала. Обращенная на мир, греческая философия первого периода по своему предмету есть философия природы, и существенный интерес состоит в решении вопроса о первоначале и происхождении вселенной. В решении этого вопроса философия принимает различные направления.
Главнейшими направлениями ее являются три, принадлежащие трем философским школам, почти одновременно возникшим при самом же начале греческой философии; эти школы суть: древне-ионийская, пифагорейская и элеатская.
2. Философские взгляды элеатской школы.
Более или менее одновременно с философией Гераклита появилась в Греции философская доктрина, которая была прямо противоположна его взглядам. В ней отрицалась изменяемость мира, и в устойчивости усматривалась исходная черта бытия. Доктрина возникла не на Востоке, а в западных греческих колониях. Центром школы, из которой она вышла, был италийский город Элея, отсюда происходит название философии элеатов. Собственно ее создателем был Парменид из Элей на рубеже VI и V вв5.
Элеатская философия не имела очень большого числа сторонников, но, однако, в течение ряда поколений они были у нее постоянно. Эта философия пережила весь первый этап развития греческой философии, а если включить сюда и мегарскую школу, которую создали ее сторонники, то и второй, и третий этапы. Она дала четыре поколения философов: первое подготовило, второе создало учение элеатов, третье его защищало, а в четвертое оно выродилось.
Предшественником школы был Ксенофан. Он вышел из среды ионийских философов и явился связующим звеном между ионийской и элейской школами. На основе теологических рассуждений он развивал свои идеи. Парменид его доктрине придал философский вид, развивая ее в теории бытия и познания. Зенон сделал более утонченным диалектический метод, который был введен Парменидом, и применил его для защиты его идей. В мегарской школе диалектика становится самоцелью и преобразуется в эристику.
Предшественник Ксенофан происходил из восточных ионийских колоний, в молодости воевал с персами. Когда в 545 г. Иония стала персидской провинцией, он эмигрировал на запад, в Великую Грецию. Родился, повидимому, в 580 г. и дожил почти до 100 лет. Ксенофан вел жизнь странствующего рапсода (певца), а на старости лет поселился в городе Элея, который был основан эмигрантами незадолго до этого. Главным образом он был поэтом по роду занятий, создавал произведения, которые носили эпически религиозный характер. Однако он написал также философский труд «О природе». Это было, прежде всего, критическое произведение, сатирически высмеивающее ошибки и пересуды людей по поводу природы6.
Родом из Ионии, Ксенофан знал ионийскую философию, поскольку был учеником Анаксимандра. Он создал даже собственную теорию, которая, по сути, была аналогична ионийской философии: именно землю он признавал за основу природы. Однако не природа была, собственно, предметом его интересов, а божество.
Он говорил о божестве, что оно едино. В связи, собственно говоря, с представлениями ионийцев о том, что принципом мира является единое, он утверждал, что божество едино. И божеству нельзя приписывать разнообразные и изменяющиеся характеристики.
Ксенофан отрицал политеизм
и антропоморфизм и вместе с тем
пытался также позитивно
Сам Ксенофан трактовал, как правило, божество скорее в духе более поздних пантеистов, чем теистов; скорее как внутренний фактор мира, нежели как внемировую силу. Это соответствовало духу начальной гилозоистской философии: мир заключает в себе божественную силу, которая движет им и управляет, не требуя вмешательства божества извне.
Критическое и полемическое отношение вызывала у Ксенофана не только религия, но и проблемы познания. После активной деятельности нескольких поколений философов, которые достигли весьма разнообразных результатов, не было ничего удивительного в том, что Ксенофан мог усомниться в истинности этих результатов. Он утверждал, что они не более чем правдоподобны, что истина проявляется только постепенно, и даже заявлял: «Что касается истины, то не было никого и не будет, кто бы ее знал о богах и обо всех тех вещах, о которых говорит»7.
Ксенофан из философии ионийцев
выделил мысль о едином. Эту
мысль воспринял Парменид и развил
из нее великую философскую
Парменид. Родился и жил в Элее, в одно время с Гераклитом. Его зрелые годы совпали с 500ми годами. Примерно в 480 – 470 гг. написал свою философскую работу, стихотворную, но совершенно не поэтическую. Был одним из наиболее уважаемых личностей в истории греческой философии.
В первых философских теориях, разработанных в Греции, существовал не сразу осознанный антагонизм единого и многого, поскольку принципом, или началом, мира принято единое, а мир складывается из множества вещей. В них содержался также антагонизм между устойчивостью и изменчивостью, поскольку начало мира признано неизменным, в то время как мир подвергался и подвергается постоянным изменениям.
Первые ионийские философы не различали этих противоречий. Однако в результате деятельности последующих поколений философов выделились определенные позиции: Гераклит усматривал в вещах только разнородность и изменчивость и обращал внимание на скрытые в них противоречия; Парменид же имел уже подготовленные Ксенофаном основания и занимал противоположную позицию.
Характеристика явлений, данная Гераклитом, была достаточно удачной. Парменид ее не отрицал, признавая, что противоречия заключены в явлениях. Но когда Гераклит делал вывод из этого утверждения, что противоречия имеют место в природе самого бытия, Парменид не мог признать его правоту. Он был уверен, что противоречия взаимоисключают друг друга, но если все-таки явления полны противоречий, то это означает лишь, что они не являются истинным отражением бытия.
Информация о работе Философские идеи пифагорейцев и элеатов и их анализ