Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 23:13, реферат
Сегодняшний любитель чтения хорошо знаком с жанром эссе: его можно встретить и на страницах газет (публицистическое эссе), и в ученых трудах (философское эссе), и в научно-популярной литературе (исторический очерк-эссе) и в художественных сочинениях (роман-эссе). Но не все знают, что создателем этого жанра был французский писатель ХVI века Мишель де Монтень: “Эссе” (т.е., в переводе с французского, “опыты”) - так называлась единственная, но обессмертившая имя автора книга, состоящая из множества пестрых и разнообразных главок-раздумий писателя над самыми разными проблемами человеческой жизни - и над самим собой. Эта книга стала одновременно духовной автобиографией Монтеня и философской энциклопедией Возрождения. Она воплотила в себе неувядающую мудрость, “благоразумную и смелую по мерке человека”, оставшись и сегодня “лучшим советчиком для людей нашего времени.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. О личности Монтеня…………………………………………………4
Глава II. Философские идеи Монтеня………………………………………..8
Глава III. Высказывания Монтеня……………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………...19
Список используемой литературы…………………………………………….20
«Разумный человек
не потерял ничего, если он сохранил самого
себя»;
«Самая великая
вещь на свете - уметь принадлежать себе»;
«Предвкушение
смерти есть предвкушение свободы. Кто
научился умирать, тот разучился рабски
служить»;
«Люди ничему не
верят так твердо, как тому, о чём они меньше
всего знают»;
«Что бы ни говорили,
но даже в самой добродетели конечная
цель — наслаждение»;
«Жизнь сама по
себе - ни благо, ни зло: она вместилище
и блага, и зла, смотря по тому, во что превращают
ее»;
«Если жить в нужде
плохо, то нет никакой нужды жить в нужде»;
«Трусость - мать
жестокости»;
«Прекрасное, когда
оно не к месту, перестаёт быть прекрасным»;
«Кого бы ни взялся
изображать человек, он всегда играет
вместе с тем и себя самого»;
«Тщеславие и любопытство
- вот два бича нашей души. Последнее побуждает
нас всюду совать свой нос, первое запрещает
оставлять что-либо неопределённым и нерешённым»;
«Тысячи путей уводят
от цели, и лишь один-единственный ведет
к ней»;
«...Не достигнув
желаемого, они сделали вид, будто желали
достигнутого»;
«Доволен не тот,
кого другие мнят довольным, а тот, кто
сам себя считает таковым»;
«Сильное воображение
порождает событие»;
«Пытливости нашей
нет конца, - удовлетворенность ума - признак
его ограниченности или усталости»;
«Кто попадает далее
цели, тот так же промахивается, как и тот,
кто не попал в цель»;
«Величие души не
столько в том, чтобы без оглядки устремляться
вперёд и всё выше в гору, сколько обойти
препятствия»;
«Мы обычно губим
себя нетерпением. А ведь беды наши имеют
свою жизнь и свой предел, свои болезни
и своё здоровье»;
«Одно из мудрейших
правил в воинском искусстве - не доводить
противника до отчаяния»;
«Наше восприятие
блага и зла в значительной мере зависит
от представления, которое мы имеем о них»
«Сомнение могло
бы служить мягким изголовьем для умной
головы».
Заключение
Ни один крупный писатель конца эпохи Возрождения и Нового времени не прошел мимо книги Монтеня: его уроки усвоили Шекспир и Бэкон, Декарт и Паскаль, Вольтер и Руссо. Но и позже, в ХIХ-ХХ вв. “Опыты” оставались настольной книгой многих поколений читателей и во Франции, и за ее пределами, в том числе и в России. Одним из самых больших любителей Монтеня был Лев Толстой.
Французский критик ХIХ века Ш. Сент-Бев писал об “Опытах” Монтеня:
“Эта книга -
сокровищница опыта и наблюдений
над нравственной природой человека;
на какой бы странице и в каком бы расположении
духа ни развернуть ее, можно быть уверенным,
что найдешь в ней мудрую мысль, облеченную
в яркую и долговечную форму, которая сразу
бросится в глаза и запечатлеется в памяти:
какое-нибудь полнокровное и меткое выражение,
простое или возвышенное, заключающее
в одной сильной строке самый глубокий
смысл. [...] ...в “Опытах” можно почерпнуть
немало того, что способно непосредственно
утешить порядочного человека, рожденного
для частной жизни и вовлеченного в водоворот
смут и революций”.
Список
используемой литературы
1. Монтень М. Избранное. Комм. С.Д. Артамонова – М.: Сов. Россия, 1988. – 416с. ISBN 5-268-00782-3
2. Мишель Монтень. Высказывания и афоризмы. Рипол-Классик, 2009. – 200с. ISBN: 978-5-386-01391-2
3. Монтень М. Опыты. Эссе; пер. с фр. А.С. Бобович, Ф.А. Коган и примеч. Л. Сумм – М.:ЭКСМО, 2007. – 942с. ISBN 978-5-699-22849-2
4. Соколов В.В. «Европейская философия XV - XVIII веков». Москва, 2003. – 468с. ISBN: 5-06-004222-7
5. Стрельцова Г. Я. Монтень Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т.2.: Е – М / Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. обществ. - науч. фонд ; науч.-ред. совет.: В. С. Степин [и др.]. – М.: Мысль, 2001. – С. 606 - 607;
ISBN 5-250-00315 -2
Мишель Эйкем де
Монтень