Философские идеи Монтеня

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 23:13, реферат

Описание работы

Сегодняшний любитель чтения хорошо знаком с жанром эссе: его можно встретить и на страницах газет (публицистическое эссе), и в ученых трудах (философское эссе), и в научно-популярной литературе (исторический очерк-эссе) и в художественных сочинениях (роман-эссе). Но не все знают, что создателем этого жанра был французский писатель ХVI века Мишель де Монтень: “Эссе” (т.е., в переводе с французского, “опыты”) - так называлась единственная, но обессмертившая имя автора книга, состоящая из множества пестрых и разнообразных главок-раздумий писателя над самыми разными проблемами человеческой жизни - и над самим собой. Эта книга стала одновременно духовной автобиографией Монтеня и философской энциклопедией Возрождения. Она воплотила в себе неувядающую мудрость, “благоразумную и смелую по мерке человека”, оставшись и сегодня “лучшим советчиком для людей нашего времени.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I. О личности Монтеня…………………………………………………4

Глава II. Философские идеи Монтеня………………………………………..8

Глава III. Высказывания Монтеня……………………………………………16

Заключение……………………………………………………………………...19

Список используемой литературы…………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

Реферат по философии.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

«Разумный человек не потерял ничего, если он сохранил самого себя»;  

«Самая великая вещь на свете - уметь принадлежать себе»;  

«Предвкушение смерти есть предвкушение свободы. Кто научился умирать, тот разучился рабски служить»;  

«Люди ничему не верят так твердо, как тому, о чём они меньше всего знают»; 

«Что бы ни говорили, но даже в самой добродетели конечная цель — наслаждение»; 

«Жизнь сама по себе - ни благо, ни зло: она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что превращают ее»; 

«Если жить в нужде плохо, то нет никакой нужды жить в нужде»; 

«Трусость - мать жестокости»; 

«Прекрасное, когда оно не к месту, перестаёт быть прекрасным»; 

«Кого бы ни взялся изображать человек, он всегда играет вместе с тем и себя самого»; 

«Тщеславие и любопытство - вот два бича нашей души. Последнее побуждает нас всюду совать свой нос, первое запрещает оставлять что-либо неопределённым и нерешённым»; 

«Тысячи путей уводят от цели, и лишь один-единственный ведет к ней»; 

«...Не достигнув желаемого, они сделали вид, будто желали достигнутого»; 

«Доволен не тот, кого другие мнят довольным, а тот, кто сам себя считает таковым»; 

«Сильное воображение порождает событие»; 

«Пытливости нашей нет конца, - удовлетворенность ума - признак его ограниченности или усталости»; 

«Кто попадает далее цели, тот так же промахивается, как и тот, кто не попал в цель»; 

«Величие души не столько в том, чтобы без оглядки устремляться вперёд и всё выше в гору, сколько обойти препятствия»; 

«Мы обычно губим себя нетерпением. А ведь беды наши имеют свою жизнь и свой предел, свои болезни и своё здоровье»; 

«Одно из мудрейших правил в воинском искусстве - не доводить противника до отчаяния»; 

«Наше восприятие блага и зла в значительной мере зависит от представления, которое мы имеем о них» 

«Сомнение могло бы служить мягким изголовьем для умной головы». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Ни один крупный писатель конца эпохи Возрождения и Нового времени не прошел мимо книги Монтеня: его уроки усвоили Шекспир и Бэкон, Декарт и Паскаль, Вольтер и Руссо. Но и позже, в ХIХ-ХХ вв. “Опыты” оставались настольной книгой многих поколений читателей и во Франции, и за ее пределами, в том числе и в России. Одним из самых больших любителей Монтеня был Лев Толстой.

     Французский критик ХIХ века Ш. Сент-Бев писал об “Опытах” Монтеня:

“Эта книга - сокровищница опыта и наблюдений над нравственной природой человека; на какой бы странице и в каком бы расположении духа ни развернуть ее, можно быть уверенным, что найдешь в ней мудрую мысль, облеченную в яркую и долговечную форму, которая сразу бросится в глаза и запечатлеется в памяти: какое-нибудь полнокровное и меткое выражение, простое или возвышенное, заключающее в одной сильной строке самый глубокий смысл. [...] ...в “Опытах” можно почерпнуть немало того, что способно непосредственно утешить порядочного человека, рожденного для частной жизни и вовлеченного в водоворот смут и революций”.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

1. Монтень М.  Избранное. Комм. С.Д. Артамонова  – М.: Сов. Россия, 1988. – 416с.  ISBN 5-268-00782-3

2. Мишель Монтень. Высказывания и афоризмы. Рипол-Классик, 2009. – 200с. ISBN: 978-5-386-01391-2

3. Монтень М.  Опыты. Эссе; пер. с фр. А.С. Бобович,  Ф.А. Коган и примеч. Л. Сумм  – М.:ЭКСМО, 2007. – 942с. ISBN 978-5-699-22849-2

4. Соколов  В.В.   «Европейская   философия XV - XVIII  веков».                       Москва, 2003. – 468с. ISBN: 5-06-004222-7

5. Стрельцова Г. Я. Монтень Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т.2.: Е – М / Ин-т философии Рос.    акад. наук, Нац. обществ. - науч. фонд ; науч.-ред. совет.: В. С. Степин [и др.]. – М.: Мысль, 2001. – С. 606 - 607;

ISBN 5-250-00315 -2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Мишель Эйкем де  Монтень 
 
 
 
 
 

Информация о работе Философские идеи Монтеня