Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 23:13, реферат
Сегодняшний любитель чтения хорошо знаком с жанром эссе: его можно встретить и на страницах газет (публицистическое эссе), и в ученых трудах (философское эссе), и в научно-популярной литературе (исторический очерк-эссе) и в художественных сочинениях (роман-эссе). Но не все знают, что создателем этого жанра был французский писатель ХVI века Мишель де Монтень: “Эссе” (т.е., в переводе с французского, “опыты”) - так называлась единственная, но обессмертившая имя автора книга, состоящая из множества пестрых и разнообразных главок-раздумий писателя над самыми разными проблемами человеческой жизни - и над самим собой. Эта книга стала одновременно духовной автобиографией Монтеня и философской энциклопедией Возрождения. Она воплотила в себе неувядающую мудрость, “благоразумную и смелую по мерке человека”, оставшись и сегодня “лучшим советчиком для людей нашего времени.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. О личности Монтеня…………………………………………………4
Глава II. Философские идеи Монтеня………………………………………..8
Глава III. Высказывания Монтеня……………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………...19
Список используемой литературы…………………………………………….20
Решительно отвергая христианскую этику с ее призывом к умерщвлению плоти и самоуничижению, критикуя этические взгляды стоиков (влияние которых он испытал на себе), Монтень провозглашает гедонизм и индивидуализм. По Монтеню, взгляд, будто образ жизни и образ мыслей его соотечественников единственно разумный и естественный, рушится при ознакомлении с античностью и с народом только что открытого Нового Света. Монтень провозглашал идею естественного равенства людей и идеализировал «естественное состояние» человечества, где счастливая жизнь и исключительно высокие моральные качества людей обусловлены отсутствием сословного и имущественного неравенства, государства и религии. Все эти преимущества были утрачены с развитием цивилизации.
Общепризнанные политические, этические, эстетические положения лишены, по Монтеню, разумных оснований, навязаны силой авторитетов, воспитания и обычаев. Монтень требовал отказа от мнений, принятых на веру, призывал представить все вопросы на суд разума.
Монтень одним из первых в 16 в. выдвинул мысль о важной роли опыта в познании, а также мысль об историческом характере возникающих на пути науки и преодолеваемых преград: «то, что осталось неизвестным одному веку, разъясняется в следующем... Поэтому ни трудность исследования, ни мое бессилие не должны приводить меня в отчаяние, ибо это только мое бессилие» (там же. –«Опыты». Кн. 2. - М.—Л., 1960. - С. 269).
Учение Мишеля де Монтеня о мудрости повседневной жизни стало крайне популярным в XVI—XVII вв., а его «Опыты» - одной из самых читаемых книг. Связано это было с тем, что произведения Монтеня оказались полностью созвучны новой социально-политической и духовной реальности, в которой начала жить Западная Европа в XVI—XVII столетиях. Все более набирающий силу буржуазный уклад жизни постепенно приводил западноевропейскую цивилизацию к торжеству принципов индивидуализма.
Монтень оказался одним из первых, кто откровенно заявил о нуждах и желаниях «личного Я» в условиях новой исторической эпохи. И не зря многие мыслители последующих времен столь часто обращались к мудрости «Опытов» французского философа. Подводя своеобразный итог развитию гуманистических учений, идеи Монтеня были обращены в будущее. Потому и сегодня «Опыты» стоят в ряду книг, в которых современный человек открывает для, себя прелести повседневности.
Опыты Монтеня – это проверки, испытания, которым он подвергает собственные мнения по разным вопросам. Воспитание, дружба, родительская любовь, свобода совести, власть над собственной волей – все рассматривается с точки зрения личного опыта и подкрепляется цитатами. Монтень приходит к выводу об относительности всех вещей.
Согласно одной из легенд, замысел «Опытов»
пришел в голову Монтеня в тот момент,
когда он однажды увидел, как художник
расписывал стены монастыря замысловатой
вязью орнамента. Монтень подумал, что
таким же образом можно сплести в единое
повествование свои размышления о жизни
людей и природе.
Монтень начал работать над «Опытами» на 39-м году жизни; в 1572 г. первое издание «Опытов», включавшее только первую и вторую книги, вышло в Бордо в 1580 г.; первое издание третьей книги — в 1588 году.
Не стремясь к созданию собственной философской системы, Монтень выступил основоположником философско-морализаторского эссе в европейской культуре. В своих «Эссе» он открыл новую разновидность — эссеистику: особый жанр несистематических очерков на самые разные темы. Отказавшись от педантичного следования какой-нибудь теме он предложил читателю свободное, ничем не связанное обсуждение философских, эстетических, социальных и моральных проблем. Это были первые испытания особого литературного приёма — «художественного беспорядка».
Сюжетно все фрагменты «Опытов» строятся одинаково — в каждом из них есть ряд утверждений автора на самые разные темы и множество исторических примеров, совпадающих, подтверждающих или развивающих идеи каждого из основных тезисов. Порядок чередования суждений и иллюстраций к ним закономерно не выражен, всё даётся вперемежку тремя возможными способами:
1) сначала позиция Монтеня, затем примеры;
2) сначала примеры, потом рассуждения Монтеня;
3) произвольное чередование авторского и привлечённого текстов.
«Опыты» оказали важное влияние на развитие философии и культуры в Европе. Они способствовали развенчанию одностороннего рационализма и утверждению принципов натурализма и эмпиризма (Бэкон, Гассенди, Паскаль, Локк и др.), скептицизма (Декарт, Паскаль), вольнодумства (Паскаль, Бейль, Вольтер, Юм, французские материалисты), гуманизма в педагогике (Локк, Руссо).
Монтень сумел осуществить значимый поворот
в системе ценностей западноевропейского
интеллектуализма: "хорошо заполненной
голове" (Рабле) Монтень предпочитал
"правильно выработанный разум",
воспитываемый на исторической эрудиции,
склонности к парадоксам и двусмысленностям.
После Монтеня в Европе был подорван культ «строгого трактатного философствования» и стал популярным свободный стиль размышлений в форме «опытов», или «эссе», получивший наименование «эссеистского стиля философствования». Этой изящной форме в философии отдали дань Бэкон, Паскаль, Вольтер, Юм, Шопенгауэр, Ницше и многие другие.
Целью творчества Монтеня было написание своеобычного "учебника жизни": по Монтеню, "нет ничего более прекрасного и оправданного, чем хорошо и честно исполнить роль человека".
Владея виртуозной техникой интроспекции, Монтень — через описание самого себя — воссоздал в «Опытах» обобщенный образ философствующего аристократа эпохи Возрождения — мыслителя-скептика, гуманиста, моралиста и вольнодумца. 3
Провозгласив, что «философствовать — значит сомневаться» (здесь и далее цит. по изд.: Опыты в трех книгах. Кн. 2. - М., 1980. - С. 307), Монтень выступает с критикой схоластики, всякой отвлеченной философии, догматической теологии, притязаний разума на «всеведение». Однако этот критический скептицизм не мешает ему придерживаться четких позиций натурализма, эмпиризма и эпикуреизма. В отличие от философов-рационалистов он видит не только силу разума, но и его слабость, ограниченность и тенденциозность: вместо «неподкупного разума» человек имеет «инструмент из свинца и воска, который можно удлинять, сгибать и приспособлять ко всем размерам» и благодаря которому легко составить «сто мнений об одном и том же предмете» (Кн. 2. – С. 498).
Схоластическому разуму Монтень противопоставляет «естественный ум» и здравый смысл человека, схоластической науке, «богом которой является Аристотель», и «колючим хитросплетениям диалектики» — «новое знание» и «новую науку», опирающиеся на жизненный опыт, фактическое изучение объектов, свободное исследование. Он признает, что «знание и мудрость являются уделом только Бога» (Кн. 2. - С. 389), человек же постепенно продвигается в познании, и то, «что осталось неизвестным одному веку, разъясняется в следующем» (с. 493); т. о., Монтень занимает гибкую позицию между «чистым неведением» (агностицизмом) и «самомнением всезнания».
Смелый критик исторического христианства с его религиозным фанатизмом, обличитель эмпирических нравов, бытующих в Церкви, Монтень обвиняет современных ему христиан в религиозном нечестии и сетует на то, что «божественное и небесное учение» находится в «столь порочных руках» (Кн. 2. – С. 383). Все последующие вольнодумцы опирались на Монтеня в их оппозиции религии и Церкви.
Вместе с тем атеизм Монтень считал «чудовищным и противоестественным учением», обличал «безумие человеческого самомнения», гордыню «атеистического ума». Монтень намерен обуздать эти «высокомерные притязания» средствами самого разума, просветленного возвышающей верой в Бога-творца, «великого зодчего» вселенной. Он одобряет замысел испанского богослова Раймунда Сабундского обосновать в «Естественной теологии» (в духе Фомы Аквинского) «все положения христианской религии с помощью естественных доводов и доводов человеческого разума» (Кн.2. - С 381).
Монтень видит в философии (не умозрительно-схоластической, а «живой античной мудрости») «умного наставника», высвечивающего главные жизненные ценности и дарующего духовное и физическое здоровье человеку. «Душа, ставшая вместилищем философии, непременно наполнит здоровьем и тело» (Кн. 1. - С150).
Культ «естественного человека», счастья и радостей жизни — основа гуманизма Монтеня, заостренного против христианского аскетизма, стоицистского нравственного ригоризма («пугала, устрашающего род человеческий») и всяческого насилия над личностью. Ему больше по душе «мягкий эпикуреизм», «этика наслаждения», в которой он видел средство избавления от страдания и трагизма жизни. Где для человека польза, там должны быть для него и радость, и здравый смысл. Не «ходульный аскетизм», а жизнь в соответствии с разумом и простыми требованиями нашей «матери-природы» — такова, по Монтеню, основа человеческого достоинства и «естественной добродетели».
Монтень развенчивает схоластическую трактовку человека как «царя природы» и считает его «сыном природы», как бы «забывая» о его сотворении Богом «по своему образу и подобию». Отсюда его «естественные размышления» о жизни и смерти («ни природа, ни разум ничего не говорят нам о бессмертии»), душе и теле и т. д.
Монтень выдвигал прогрессивные педагогические идеи: школа должна не «начинять память» учащегося, а развивать его разум; ни одно философское учение не должно ему преподноситься как догма - ознакомившись с различными воззрениями «пусть сделает выбор самостоятельно» (Кн.1. – С. 195-96). Изучаться должны не только книги, но прежде всего сама жизнь, природа и люди. При этом воспитание интеллекта должно сочетаться с физическим воспитанием.
По мнению Монтеня, "вся мудрость и все рассуждения в нашем мире сводятся в конечном итоге к тому, чтобы научить нас не бояться смерти... Предвкушение смерти есть предвкушение свободы. Кто научился умирать, тот разучился рабски служить".
"Опыты" Монтеня явили собой творческую
процедуру метафорического соединения
мира настоящего и мира прошлого с одновременным
новаторским экспериментом бессюжетного
художественного "беспорядка".
4
Глава
III. Высказывания Монтеня5
«Мозг,
хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг,
хорошо наполненный»;
«Человек
крайне неразумен, он не в состоянии создать
клеща, а между тем десятками создает богов»;
«Никто
не огражден от возможности сказать глупость.
Беда, когда ее высказывают обдуманно»;
«Судить
о чем бы то ни было надо, опираясь на разум,
а не общее мнение»;
«Тому,
кто не постиг науки добра, всякая иная
наука приносит лишь вред»;
«Мы не
столько освобождаемся от наших пороков,
сколько меняем их на другие»;
«Надо
много учиться, чтобы осознать, что знаешь
мало»;
«Не без
основания говорят, что кто не очень-то
полагается на свою память, тому нелегко
складно лгать»;
«Нередко
сам порок толкает нас на добрые дела»;
«Нет ответа
более унижающего, чем презрительное молчание»;
«Ни одна
страсть не помрачает в такой мере ясность
суждения, как гнев»;
«Обвинениям в адрес самого себя - всегда верят, самовосхвалению – никогда»;
«Откровенная
речь, подобно вину и любви, вызывает такую
же откровенность»;
«От недостатка
уважения к себе происходит столько же
пороков, сколько и от излишнего к себе
уважения»;
«Плакать
из-за того, что мы не будем жить сто лет
спустя, столь же безумно, как плакать
из-за того, что мы не жили сто лет назад»;
«Подлинным
зеркалом нашего образа мыслей является
наша жизнь»;
«Ум, не имеющий
никакой определенной цели, теряется;
быть везде - значит быть нигде»;
«Неукоснительно
следовать своим склонностям и быть в
их власти - это значит быть рабом самого
себя»;
«Если бы мне довелось
прожить еще одну жизнь, я жил бы так же,
как прожил; я не жалею о прошлом и не страшусь
будущего»;
«Самым лучшим доказательством
мудрости является непрерывное хорошее
расположение духа»;
«Законы пользуются
всеобщим уважением не в силу того, что
они справедливы, а лишь потому, что они
являются законами»;
«Когда я мысленно
представляю себе человека совершенно
нагим (и именно того пола, который считается
наделенным большей красотой), когда представляю
себе его изъяны и недостатки, его природные
несовершенства, то нахожу, что у нас больше
оснований, чем у любого другого животного,
прикрывать свое тело»;