Философские идеи Ф.Бэкона

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:45, реферат

Описание работы

Имя Фрэнсиса Бэкона - из числа тех имен в истории человечества, которые не принадлежат безраздельно какой-то одной отрасли знания, культуры или политики, как не принадлежат они одной эпохе или одной стране. Крупнейший политический деятель Англии первой четверти XVII в., юрист, лелеявший идею реформы средневекового права, философ, социальный мыслитель, историк, литератор, публицист - это далеко не полный перечень заслуг Френсиса Бэкона. В своих исследованиях он вступил на путь опыта и обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины.

Содержание

Введение
§1. Линия жизни Френсиса Бэкона
§2. Учение Бэкона о методе эмпиризма и основные правила индуктивного метода
§3. Универсальная философия и учение об идолах Ф.Бэкона
§ 4. Классификация системы наук и роль философии.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат философия.docx

— 40.74 Кб (Скачать)

   В категорию идолов театра Бэкон включает ложные представления о мире, некритически заимствованные людьми из различных философских систем. Каждая философская система, по Бэкону, это сыгранная перед людьми драма или комедия. Сколько было создано в истории философских систем, столько было поставлено и сыграно драм и комедий, изображающих вымышленные, искусственные миры. Люди же эти постановки воспринимали “за чистую монету”, ссылались на них в рассуждениях, брали их идеи в качестве руководящих правил для своей жизни.

   Идолы рода и пещеры относятся к естественным свойствам индивида, и их преодоление возможно на пути самообразования и самовоспитания. Идолы рынка и театра приобретены умом. Они являются следствием господства над человеком прошлого опыта: авторитета церкви, мыслителей и т. д. Поэтому борьба с ними должна проходить через преобразования общественного сознания.

В связи с этим важное место в философской системе Бэкона занимает критика господствующей в средние века схоластической философии, которую он считал главным препятствием на пути изучения природы. Бэкон говорил, что схоластическая философия плодотворна на словах, но бесплодна в делах и не дала миру ничего, кроме споров и препирательств. Коренной порок схоластики Бэкон усматривал в ее абстрактности, выразившейся, по его мнению, в сосредоточенности всей мыслительной деятельности на силлогизмах, на выведении из общих положений соответствующих частных следствий. Бэкон доказывал, что пользуясь только силлогизмами, нельзя достичь подлинного познания вещей и законов природы. Для того, чтобы оторвать философию от бесплодных богословских споров и дать философии возможность самостоятельного развития, Бэкон выдвинул теорию двойственной истины. В этой теории он проводил строгое разграничение предмета, функций и способов познания в теологии и философии. Теология изучает Бога - богопознание11. Ее функция - обоснование и защита религиозного вероучения. Предмет философии по Бэкону -  природа; цель философии - изучение законов природы, разработка метода познания природы12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 4. Классификация системы наук и роль философии.

«Наиболее правильным разделением человеческого  знания является то, которое исходит  из трех способностей разумной души, сосредоточивающей  в себе знание»13. История соответствует памяти, поэзия - воображению, философия - рассудку. Историю, сообразованную с памятью - Бэкон делит на естественную и гражданскую, а каждую из них классифицирует еще более конкретно.  Гражданская история разделена на церковную, на историю наук и собственно гражданскую историю. Поэзия разделена на эпическую, драматическую, параболическую. Наиболее дробно разделена и классифицирована философия, которая понимается весьма широко и делится на множество видов и подвидов знания. Но еще до того Бэкон отделяет ее от «теологии боговдохновения»; подразделения последней он предоставляет теологам. Что же касается философии, то она, прежде всего, разделяется на два больших блока: на учение о природе, или естественную философию, и первую философию. В первый блок, или философское учение о природе, входят теоретические учения (физика с ее приложениями, метафизика) и практические (механика, магия с их приложениями).

Бэкон широко и масштабно видит и философию в целом, и философию человека в частности. Так, в философию человека входит учение о теле (в которое включаются медицина, косметика, атлетика, «искусство наслаждения», т. е. изобразительное искусство и музыка) и учение о душе. Учение о душе имеет много подразделов. Надо иметь в виду, что речь идет здесь именно о философском учении о душе, уже отмежеванном от чисто теологических рассуждений. И поэтому неудивительно, что оно включает такие разделы, как логика (понимаемая также не вполне традиционно - не только как теория суждения, но и как теория открытия, запоминания, сообщения), этика и «гражданская наука» (которая делится в свою очередь на три учения - о взаимном обхождении, о деловых отношениях, о правлении или государстве). Полная классификация наук Ф. Бэкона не оставляет без внимания ни одной из существовавших тогда или даже возможных в будущем областей знания. В бэконовской классификации наук наряду с физикой или медициной фигурировали теология и магия.

По стилю  своего философствования Ф. Бэкон - великий  систематизатор и классификатор, что  надо понимать не в чисто формальном смысле14. Вся его работа философа и писателя строится так, что любая глава книги служит как бы частью заранее составленной и строго выполняемой классификаторской схемы.

 

Заключение.

Творчество  Бэкона оказало сильное влияние на общую духовную атмосферу, в которой формировалась наука и философия XVII в., особенно в Англии. Не случайно его призыв обратиться к опыту стал лозунгом для основателей Лондонского естественно-научного общества, куда вошли творцы новой науки - Р. Бойль, Р. Гук, И. Ньютон и др.

Потомкам  Ф.Бэкон известен прежде всего как выдающийся философ-материалист и основоположник экспериментирующей науки. История, как это часто бывает, произвела строгий, но в конечном счете справедливый отбор, высветив в творческом наследии мыслителя и политика непреходящее и оставив в тени другие стороны его деятельности, многие из которых представлялись современникам (и действительно были) не менее важными.

В данной работе я рассмотрела жизненный  путь Ф.Бэкона, события, оказавшие влияние на развитие его философии, кратко проанализировала основные тезисы его философской и научной мысли. Особенно интересным  на мой взгляд, является стремление Ф.Бэкона к классификации изучаемых явлений и стремление к практическому применению получаемых им знаний, особенно в свете того, что зачастую, новые познания им добывались посредством проведения практических опытов, что вызывает восхищение и уважение  его исследовательской деятельности.

  Френсис Бэкон был выдающимся деятелем своего времени. Как бы предвидя свою посмертную славу, он писал: "Что касается моего имени и памяти обо мне, то я завещаю их милосердной людской молве, чужеземным народам и будущим векам"15.

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

 

  1. Ф. Бэкон  «Новый Органон» М., 1967 год
  2. Ф. Бэкон Сочинения: В 2 т. М., 1977-1978 год т. 1
  3. В.М.Караев «Фрэнсис Бэкон: политическая биография»;  Новая и новейшая история, 1980, №3-4
  4. А.А. Радугин. Философия: -2-е изд.- М.: Центр, 1997 год
  5. А.Г.Спиркин «Философия», М; 1998 год
  6. Диссертация  канд.фил. наук Смык Л.В. «Роль Ф.Бэкона в становлении философии как науки», 1991 год, Ленинград

 

1 А.Г.Спиркин «Философия», М; 1998 год

2 А.Г.Спиркин «Философия», М; 1998 год

3 А.А. Радугин. Философия: -2-е изд.- М.: Центр, 1997

4 Бэкон Ф. Новый Органон.- М., 1967.- С. 20

5 Бэкон Ф. Новый Органон.- М., 1967.- С. 37

6 А.А. Радугин. Философия: -2-е изд.- М.: Центр, 1997

7 А.А. Радугин. Философия: -2-е изд.- М.: Центр, 1997

8 Дисс. канд.фил. наук Смык Л.В. «Роль Ф.Бэкона в становлении философии как науки», 1991 г, Ленинград

9 А.А. Радугин. Философия: -2-е изд.- М.: Центр, 1997 год

10 А.А. Радугин. Философия: -2-е изд.- М.: Центр, 1997 год

11 А.А. Радугин. Философия: -2-е изд.- М.: Центр, 1997 год

12 А.Г.Спиркин «Философия», М; 1998 год

13 Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1977-1978. т. 1

14 А.Г.Спиркин «Философия», М; 1998 год

15 В.М.Караев «Фрэнсис Бэкон: политическая биография»;  Новая и новейшая история, 1980, №3-4


Информация о работе Философские идеи Ф.Бэкона