Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:45, реферат
Имя Фрэнсиса Бэкона - из числа тех имен в истории человечества, которые не принадлежат безраздельно какой-то одной отрасли знания, культуры или политики, как не принадлежат они одной эпохе или одной стране. Крупнейший политический деятель Англии первой четверти XVII в., юрист, лелеявший идею реформы средневекового права, философ, социальный мыслитель, историк, литератор, публицист - это далеко не полный перечень заслуг Френсиса Бэкона. В своих исследованиях он вступил на путь опыта и обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины.
Введение
§1. Линия жизни Френсиса Бэкона
§2. Учение Бэкона о методе эмпиризма и основные правила индуктивного метода
§3. Универсальная философия и учение об идолах Ф.Бэкона
§ 4. Классификация системы наук и роль философии.
Заключение
Список использованной литературы
Федеральное
государственное
СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Филиал в г. Калининграде
«Философские идеи Ф.Бэкона»
Реферат по дисциплине
«Философия»
Регистрационный № ___
Дата регистрации: ______
Результат проверки:
Подпись преподавателя: _________________
Калининград
Содержание:
Введение
§1. Линия жизни Френсиса Бэкона
§2. Учение Бэкона о методе эмпиризма и основные правила индуктивного метода
§3. Универсальная философия и учение об идолах Ф.Бэкона
§ 4. Классификация системы наук и роль философии.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Имя Фрэнсиса Бэкона - из числа тех имен в истории человечества, которые не принадлежат безраздельно какой-то одной отрасли знания, культуры или политики, как не принадлежат они одной эпохе или одной стране. Крупнейший политический деятель Англии первой четверти XVII в., юрист, лелеявший идею реформы средневекового права, философ, социальный мыслитель, историк, литератор, публицист - это далеко не полный перечень заслуг Френсиса Бэкона. В своих исследованиях он вступил на путь опыта и обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины. Он считал, что философия должна носить прежде всего практический характер. Высшей целью науки он считал господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь ее законам». В науке речь идет не только о созерцательном благе, но поистине о достоянии и счастье человеческом и о всяческом могуществе в практике. Ученый должен, по Бэкону, идти в своих исследованиях от наблюдения единичных фактов к широким обобщениям, т.е. применять индуктивный метод познания1.
В процессе написания данной работы я уделила особое внимание отношению Ф.Бэкона к науке и знаниям, ведь знание, не приносящее практических плодов, Бэкон считает ненужной роскошью, именно ему принадлежит знаменитый афоризм «Знание – сила!».
Данная работа состоит из четырех параграфов, в которых мной кратко рассмотрены и проанализированы основные части философии Ф.Бэкона - о методе эмпиризма и индуктивном методе, универсальной философии, учении об идолах и классификации наук, а так же уделено некоторое внимание описанию жизненного пути Ф.Бэкона.
§1. Линия жизни Френсиса Бэкона.
Френсис Бэкон родился 22 января 1561 года. Отец Фрэнсиса Николас Бэкон достиг весьма высоких ступеней на поприще юридической и государственной карьеры. В течение 20 лет он занимал должность лорда-хранителя печати, одну из наиболее высоких при елизаветинском дворе. Мать Фрэнсиса, урожденная Анна Кук, была образованнейшей женщиной своей эпохи. Она в совершенстве владела латынью, древнегреческим, итальянским и французским языками. Фанатичная пуританка, Анна Бэкон поддерживала личные контакты и переписку с ведущими теологами-кальвинистами Англии и континентальной Европы.
В 1576 г. Фрэнсис поступил в качестве студента в Грейз-Инн, но уже через несколько месяцев отец добивается его зачисления в состав английского посольства во Франции. Внезапная смерть отца в феврале 1579 г. принуждает Бэкона вернуться на родину. Без особого энтузиазма Фрэнсис вновь поступает в Грейз-Инн, где тщательно штудирует «общее право». Юридическая карьера складывалась удачно. В 1582 г. он получил адвокатский чин барристера, а четыре года спустя, в возрасте 25 лет, стал одним из руководителей коллегии барристеров.
В 1584 г. Бэкон был впервые избран в палату общин от Малкомба (графство Дорсет). Начало его парламентской деятельности совпало с резким обострением борьбы против католических заговоров в стране и за ее пределами, которая приняла характер борьбы за национальную самостоятельность страны перед лицом европейской католической реакции. В 80-е годы Бэкон написал первый философский трактат «Величайшее порождение времени», где выдвинул идею реформы всего человеческого знания и сформулировал понятие нового, индуктивного метода, которое, по словам издателя и крупнейшего знатока его философского наследия Эллиса, «определило характер всех его теорий», оставаясь их душой, животворящим.
В 1597 г. Бэкон выпускает в свет свой первый литературный труд «Опыты и наставления нравственные и политические». Это свод правил морали, почерпнутых «больше из опыта, нежели из книг». В них отчетливо проявляется гуманистический ренессансный характер этики Бэкона, отвергавшего пассивное созерцательное отношение к окружающему миру и считавшего, что счастье и благополучие может быть достигнуто благодаря собственной активности человека. Концепция Бэкона несет в себе оптимистический заряд веры в духовную мощь человека, способного одолеть все, даже страх смерти.
В 1616 г. Бэкон стал членом Тайного совета, в 1617 г. - лордом-хранителем большой печати. В 1618 г. Бэкон - лорд, верховный канцлер и пэр Англии, барон Веруламский, с 1621 г. - виконт Сент-Албанский. В 1621 г. началось расследование коррупции должностных лиц. Бэкон, представ перед судом, признал свою вину - пэры осудили Бэкона весьма сурово - вплоть до заключения в Тауэр, - однако король отменил решении суда. Отставленный от политики, Бэкон отдался тому любимому делу, в котором все решали не интриги и сребролюбие, а чистый познавательный интерес и глубокий ум - научно-философскому исследованию. 1620 г. ознаменован выходом в свет «Нового органона», задуманного как вторая часть труда «Великое восстановление наук». В 1623 г. выходит в свет обширное произведение «О достоинстве и приумножении наук» - первая часть «Великого восстановления наук». Среди других сочинений выдающегося английского мыслителя следует упомянуть также «Мысли и наблюдения», «О мудрости древних», «О небе», «О причинах и началах», «История ветров», «История жизни и смерти», «История Генриха VII» и др.
Бэкон стал жертвой проводимых им опытов: изучая процесс замораживания, он в студеную зимнюю пору набивал тушки кур снегом и погружал их в сугроб. При этом занятии он сильно простудился, заболел и умер. В своем последнем письме, едва держа в руке перо, он не забыл упомянуть, что опыт со снегом удался превосходно2.
§2. Учение Бэкона о методе эмпиризма и основные правила индуктивного метода
Центральная часть философии Бэкона - учение о методе. Метод для Бэкона имеет глубокое практическое и социальное значение. Он - величайшая преобразующая сила, поскольку правильно ориентирует теоретическую и практическую деятельность человека, максимально поднимает ее эффективность. Указывая кратчайший путь к познанию, к новым открытиям и изобретениям, метод увеличивает власть человека над силами природы, содействует человеческому счастью.
Бэкон был родоначальником английского эмпиризма, его метод основывался на признании ведущей роли в познании опыта. Познание, по Бэкону, является ничем иным, как изображением внешнего мира в сознании человека3. Оно начинается с чувственных познаний, с восприятий внешнего мира, но последние, в свою очередь, нуждаются в экспериментальной проверке, в подтверждении и дополнении. «Непосредственному восприятию чувства самому по себе, писал он, мы не придаем много значения, но проводим дело к тому, чтобы чувство судило только об опыте, а опыт о самом предмете»4. Но при этом Бэкон не был сторонником крайнего эмпиризма. Об этом свидетельствует проведенное им разграничение опыта на опыт плодоносный и опыт светоносный. Он придает большое значение плодоносным опытам, практической пользе исследования. «Среди указанных им (то есть опытом) признаков нет более верного и заслуживающего внимания, чем принесенные плоды. Ибо плоды и практические изобретения суть как бы поручителем и свидетелем истинности философии», - пишет он в «Новом Органоне». Бэкон не абсолютизирует роль практической пользы, в связи с этим он указывает на важность светоносных опытов, непосредственных теоретических исследований в целях более глубокого познания предмета. «Развитию науки способствуют только те опыты, которые сами по себе не приносят пользы, но содействуют открытию причин и аксиом. Следует заботиться о большом запасе данных опытов»5. Опыты, по Бэкону, должны ставиться по определенному методу. Таким методом в философии Бэкона выступает индукция6. Бэкон учил, что индукция - это необходимая для наук, опирающаяся на показания органов чувств, единственно истинная форма доказательства и метод познания природы. Если в дедукции порядок движения мысли об общего к частному, то в индукции - от частного к общему.
Предложенный Бэконом метод, предусматривает последовательное прохождение пяти этапов исследования, каждый из которых фиксируется в соответствующей таблице. Таким образом, весь объем эмпирического индуктивного исследования, по Бэкону, включает в себя пять таблиц. Среди них:
-таблица присутствия (перечисление всех случаев встречающегося явления);
-таблица отклонения или отсутствия (сюда заносятся все случаи отсутствия того или иного признака, показателя в представленных предметах);
-таблица сравнения или степеней (сопоставление увеличения или уменьшения данного признака в одном и том же предмете);
-таблица отбрасывания (исключение отдельных случаев, которые не встречаются в данном явлении, не типично для него);
-таблица “сбора плодов” (формирование вывода на основе того общего, что имеется во всех таблицах)7.
Бэкон иллюстрирует действенность индуктивного метода на примере анализа тепла. Но этот метод применим ко всему эмпирическому научному исследованию, и с тех пор конкретные науки, прежде всего, науки, опирающиеся на непосредственные эмпирические исследования, широко используют индуктивный метод, разработанный Ф. Бэконом.
§ 3.Универсальная философия и учение об идолах Ф.Бэкона.
Бэкон объявляет философией всю область научного знания, всю человеческую деятельность, основанную на рассудке. И математика, и физика, и все остальные науки, строго говоря, являются у Бэкона частями философии, не входят сюда лишь те виды интеллектуальной деятельности, которые основаны на фантазии, памяти или внушены непосредственно Богом. У Аристотеля, на чье учение опирается Бэкон, было иначе: философии у него была высшей мудростью, первой наукой, но не включала в себя никакие другие науки. Они принципиально отличались от других наук и по предмету, и по методу. Философия делится у Бэкона на три части: божественная философия, философия человека и философия природы, в зависимости от объекта и способа познания. Бог воздействует на нас или прямо, либо через природу (как бы преломленными лучами), либо через на нас самих (отраженным светом). Все эти области знания (Бог, природа. человек) могут быть, по Бэкону, предметом реформированной философии. У Бэкона также существует прафилософия или предфилософия, которая является матерью и фундаментом всех других наук, это первая философия8.
Кроме
того, сам Бэкон относил к
Наука, по мнению Бэкона, не может служить только целям обоснования Бога, а также быть знанием ради знания. Конечная цель науки - изобретения и открытия. Цель же изобретений и открытий - человеческая польза: удовлетворение потребностей и улучшение жизни людей, повышение потенциала ее энергии, умножение власти человека над природой. Но наука, по Бэкону, в современном виде не способна решать позитивные задачи, необходимо перестроить здание науки. Для этого, по его мнению, следует проделать два вида работ: критическую и позитивную.
Критическая, разрушающая часть философской системы Бэкона направлена на выявление причин человеческих заблуждений и на выработку рекомендаций по их преодолению. Здесь можно выделить два основных направления: учение об идолах или призраках и критику схоластического метода познания9.
Главным препятствием на пути познания природы Бэкон считал засоренность сознания людей так называемыми идолами - искаженными образами действительности, ложными представлениями и понятиями. Он различал четыре вида идолов, с которыми человечеству следует бороться: идолы рода, идолы пещеры, идолы рынка, идолы театра.
Идолами рода Бэкон считал ложные представления о мире, которые присущи всему человеческому роду и являются результатом ограниченности человеческого ума и органов чувств. Эта ограниченность чаще всего проявляется в антропоморфизации вещей, то есть наделении природных явлений человеческими характеристиками, примешивание к естественной природе своей собственной человеческой природы. Чтобы уменьшить вред, наносимый познанию идолами рода, людям необходимо сопоставлять показания органов чувств с предметами окружающего мира и тем самым проверять их правильность.
Идолами пещеры Бэкон называл искаженные представления о действительности, связанные с субъективностью восприятия окружающего мира. У каждого человека, считает Бэкон, есть своя пещера, свой субъективный внутренний мир, что накладывает отпечаток на все его суждения о вещах и процессах действительности. Неспособность человека выйти за пределы своей субъективности и есть причина данного вида заблуждений10.
К идолам рынка или площади Бэкон относит ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов. Люди в одни и те же слова часто вкладывают различный смысл, и это ведет к пустым бесплодным спорам из-за слов, увлечении словопрениями, что в, конечном счете, отвлекает людей от изучения явлений природы и правильного их понимания. Идолами рынка или площади Бэкон их называет потому, что в средневековых городах и во времена Бэкона схоластические словопрения по поводу таких проблем как, например, сколько чертей может разместиться на конце иглы, происходили в местах скопления людей - рынках и площадях.