Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:15, реферат
В данной работе рассматриваются положения науки о истории моделирования, методологии основ моделирования и целесообразности применения бизнес-моделирования для анализа бизнес-процессов предприятия.
ВВЕДЕНИЕ…...……………………………….………….......…….…… 3
1.ИСТОРИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛИРОВАНИЯ………………………….. 4
2.МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ…… 8
3.МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………… 10
4.БИЗНЕС-МОДЕЛИРОВАНИЕ: ЗАДАЧИ И ИНСТРУМЕНТЫ…… 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..………………………………………...…… 18
Бизнес-моделирование, безусловно, необходимо в высококонкурентной, динамичной бизнес-среде, там где скорость проведении внутренних изменений, сопутствующие им риски являются критическими факторами успеха компании.
4 этап: 2000 г.г. XXI века, и до настоящего времени
Бизнес-моделирование, поддержанное соответствующим программным обеспечением, постепенно развилось до отдельной методологии менеджмента, которая получила название "бизнес-инжиниринга". Стержневая идея бизнес-инжиниринга заключается в анализе и совершенствовании деятельности компании посредством широкого применения ее бизнес-моделей, созданных с применением процессного подхода.
Существующая динамика изменений внешней бизнес-среды выдвигает новые требования к проведению соответствующих им внутренних изменений. Скорость проведения изменений, улучшений во многом определяется возможностями анализа того или иного аспекта деятельности организации, будь-то бизнес-процесс или организационная структура. Наличие навыков проведения внутренних изменений, их системное применение являются необходимым условием выживаемости и успешности компании. Бизнес-моделирование является тем инструментом, который позволяет облегчить проведение внутренних изменений, улучшений на уровне соответствующем сложности этой задачи.
2 МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Растущий интерес философии и методологии познания к теме моделирования был вызван тем значением, которое метод моделирования получил в современной науке, и в особенности в физике, химии, биологии, кибернетике и технических науках.
Однако моделирование как специфическое средство и форма научного познания не является изобретением XIX или XX века. Достаточно указать на представления Демокрита и Эпикура об атомах, их форме, и способах соединения, об атомных вихрях и ливнях, объяснения физических свойств различных веществ с помощью представления о круглых и гладких или крючковатых частицах, сцепленных между собой. Эти представления являются прообразами современных моделей, отражающих ядерно-электронное строение атома вещества.
В настоящее время нельзя назвать область человеческой деятельности, в которой в той или иной степени не использовались бы методы моделирования. Остановимся на философских аспектах моделирования, а точнее общей теории моделирования.
Методологическая основа моделирования заключается в следующем. Все то, на что направлена человеческая деятельность, называется объектом (лат. objectum – предмет). Выработка методологии направлена на упорядочение получения и обработки информации об объектах, которые существуют вне нашего сознания и взаимодействуют между собой и внешней средой.
В научных исследованиях большую роль играют гипотезы, то есть определенные предсказания, основывающиеся на небольшом количестве опытных данных, наблюдений, догадок. Быстрая и полная проверка гипотез может быть проведена в ходе специально поставленного эксперимента. При формулировании и проверки правильности гипотез большое значение в качестве метода суждений имеет аналогия.
Аналогией называют суждение о каком либо частном сходстве двух объектов, причем такое сходство может быть существенным и несущественным. Необходимо отметить, что понятия существенности и несущественности сходства или различия объектов условны и относительны. Существенность сходства (различия) зависит от уровня абстрагирования и в общем случае определяется конечной целью проводимого исследования. Современная научная гипотеза создается, как правило, по аналогии с проверенными на практике научными положениями. Таким образом, аналогия связывает гипотезу с экспериментом.
Гипотезы и аналогии, отражающие реальный, объективно существующий мир, должны обладать наглядностью или сводится к удобным для исследования логическим схемам. Такие логические схемы, упрощающие рассуждения и логические построения или позволяющие проводить эксперименты, уточняющие природу явлений, называются моделями. Другими словами модель (лат. modulus - мера) – это объект заместитель объекта-оригинала, обеспечивающий изучение некоторых свойств оригинала.
Моделированием называется замещение одного объекта другим с целью получения информации о важнейших свойствах объекта-оригинала с помощью объекта-модели. Таким образом, моделирование может быть определено как представление объекта моделью для получения информации об этом объекте путем проведения экспериментов с его моделью. И.Т. Фролов отмечал, что «моделирование означает материальное или мысленное имитирование реально существующей системы путем специального конструирования аналогов (моделей), в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы». Здесь в основе мысль, что модель средство познания, главный ее признак - отображение. Теория замещения одних объектов (оригиналов) другими объектами (моделями) и исследование свойств объектов на их моделях называется теорией моделирования.
Определяя гносеологическую роль теории моделирования, то есть ее значение в процессе познания, необходимо, прежде всего, отвлечься от имеющегося в науке и технике многообразия моделей и выделить то общее, что присуще моделям различных по своей природе объектов реального мира. Это общее заключатся в наличии некоторой структуры (статической или динамической, материальной или мысленной), которая подобна структуре данного объекта. В процессе изучения модель выступает в роли относительно самостоятельного квазиобъекта, позволяющего получить при исследовании некоторые знания о самом объекте.
Если результаты моделирования подтверждаются и могут служить основой для прогнозирования процессов, протекающих в исследуемых объектах, то говорят, что модель адекватна объекту. При этом адекватность модели зависит от цели моделирования и принятых критериев.
Обобщенно моделирование можно определить как метод опосредованного познания, при котором изучаемый объект-оригинал находится в неком соответствии с другим объектом-моделью, причем модель способна в том или ином отношении замещать оригинал на некоторых стадиях познавательного процесса. Стадии познания, на которых происходит такая замена, а также формы соответствия модели и оригинала могут быть различными:
1. Моделирование как познавательный процесс, содержащий переработку информации, поступающей из внешней среды, о происходящих в ней явлениях, в результате чего в сознании появляются образы, соответствующие объектам.
2. Моделирование, заключающееся в построении некоторой системы-модели (второй системы), связанной определенными отношениями подобия с системой-оригиналом (первой системой), причем в этом случае отображение одной системы в другую является средством выявления зависимостей между двумя системами, отраженными в соотношениях подобия, а не результатом непосредственного изучения поступающей информации.
Следует отметить, что с точки зрения философии моделирование – эффективное средство познания природы. Процесс моделирования предполагает наличие:
- объекта исследования;
- исследователя, перед которым поставлена конкретная задача;
- модели, создаваемой для получения информации об объекте и необходимой для решения поставленной задачи.
По отношению модели исследователь является экспериментатором, только в данном случае эксперимент проводится не с реальным объектом, а с его моделью. Любой эксперимент может иметь существенное значение в конкретной области науки только при специальной его обработке и обобщении. Единичный эксперимент никогда не может быть решающим для подтверждения гипотезы, проверки теории. Следует помнить о том, что критерием истины являются опыт, практика, экспериментальное исследование.
3. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Любое исследование подразумевает использование методологии, под которой понимается совокупность объединенных единым философским подходом методов, применяемых в процессе исследования. Такие методологии могут быть специализированными, т.е. применимыми для решения узкого класса задач или более или менее универсальными. Одной из универсальных методологий, используемых в различных отраслях человеческой деятельности, является методология системного анализа. В рамках такой методологии исследуемый объект рассматривается как система. При этом под системой понимают совокупность взаимосвязанных, целенаправленно взаимодействующих элементов.
Если разговор идет об исследование того или иного предприятия с целью анализа его деятельности и дальнейшей реорганизации, то в рамках системного подхода такое предприятие также рассматривается как система. При этом выделяют основные элементы, т.е. составляющие предприятия и отслеживают связи между ними. Любое, даже самое небольшое предприятие представляет собой довольно сложную систему, состоящую из множества элементов, переплетенных разнообразными связями. При этом выделяемые элементы в большинстве случаев настолько сложны, что сами могут рассматриваться как системы, представляя собой подсистемы исследуемого предприятия.
В общем случае можно выделить следующие крупные подсистемы предприятия:
- подсистема стратегического управления;
- производственная подсистема;
- подсистема управления производством;
- подсистема управления финансами;
- подсистема реализации продукции;
- подсистема организации складского хранения и т.п.
Очевидно, что в процессе исследования столь сложных объектов выявляется достаточно большой объем информации о них. Эта информация требует обобщения и анализа.
Выявляемая в процессе исследования деятельности предприятия информация в большинстве своем не структурирована и требует формализации. Такая формализация достигается путем построения моделей.
Моделью принято называть символическое описание системы, позволяющее получить информацию и ответить на все вопросы относительно системы. Процесс построения моделей называют моделированием.
Можно выделить различные виды моделей в зависимости от их назначения. С точки зрения учета временного фактора выделяют статические, имитационные и динамические модели.
Статические модели описывают содержательную сторону системы. Они могут быть:
- функциональными, т.е. описывать принципы функционирования системы;
- информационными, т.е. описывать структуру информации, на основе которой функционирует система;
- структурными, т.е. описывать структуру системы.
Имитационные модели позволяют моделировать поведение системы в зависимости от вводимой исходной информации.
Динамические модели позволяют моделировать поведение системы во времени, учитывая фактор ее развития.
На сегодняшний день рынок программных продуктов предлагает разнообразный инструментарий для проведения анализа и моделирования систем.
Прежде всего, это специализированные методо-ориентированные пакеты, использующие тот или иной метод анализа. Например, пакеты, использующие методы статистического анализа, методы экономико-математического моделирования и т.п.
В последнее десятилетие на отечественном рынке появились так называемые CASE-средства. Они обладают широким спектром функциональных возможностей и в том числе могут использоваться для построения разнообразных моделей на основе самых различных методов. Большинство таких продуктов ориентировано на использование одного метода или семейства методов в рамках единого узкого методологического подхода. В некоторых случаях это является серьезным ограничительным фактором их использования.
В настоящее время все явственнее вырисовывается тенденция интеграции разнообразных методологий моделирования и анализа систем, осуществляемая форме создания интегрированных средств анализа и моделирования.
4. БИЗНЕС-МОДЕЛИРОВАНИЕ: ЗАДАЧИ И ИНСТРУМЕНТЫ
В целесообразности применения средств бизнес-моделирования и анализа бизнес-процессов сегодня уже мало кто сомневается. Консалтинговые проекты, связанные с описанием архитектуры организации, с реинжинирингом ее бизнес-процессов, аудитом и сертификацией деятельности, а также проекты, сопряженные с автоматизацией отдельных аспектов деятельности компании либо внедрением ERP-системы, — вот далеко не полный список областей применения этих инструментов.
Невозможно себе представить успешное завершение перечисленных проектов без использования средств бизнес-моделирования.
Основное назначение средств бизнес-моделирования — обеспечение взаимопонимания на всех уровнях организации, преодоление разрыва между стратегическим видением бизнеса (в самом широком понимании этого слова) и практической его реализацией.
С этой целью в современных средствах бизнес-моделирования используются специальные языки, понятные и легко осваиваемые и менеджерами высшего звена, включая финансовых директоров, и аналитиками, и руководителями IT-департаментов, у каждого из которых свое видение решения бизнес-задач.
С помощью таких языков строятся графические модели, диаграммы, наглядно демонстрирующие, уровень за уровнем, шаг за шагом, как построены в компании бизнес-процессы, как организовано взаимодействие между людьми и что необходимо изменить для оптимизации архитектуры организации в целом. Это означает, что современные средства бизнес-моделирования являются средствами проектирования и анализа бизнеса, а не IT-технологий, призванных обеспечить информационную поддержку успешного функционирования бизнеса.
Средства проектирования информационных систем и соответствующие им языки описания (самый известный среди них язык UML — Unified Modeling Language) предназначены для решения чрезвычайно важных, но все же вспомогательных задач бизнеса. Проще говоря, сначала следует понять, что нужно (и нужно ли) автоматизировать в архитектуре организации, а затем уже эту автоматизацию осуществлять. Бизнес-модель, в частности (и только в частности), помогает ответить на этот вопрос.