Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 12:01, реферат
Люди обращаются к изучению буддизма еще и по той причине, что один тот факт, что идеями живет более трети всего человечества, просто обязывает понять моральные устои и нравственные установки этой восточной части человечества, которые проистекают из их буддистского верования и поклонения Богу, которым для миллионов представителей Азии является Будда.
Данный реферат посвящен, прежде всего, рассмотрению основных философских аспектов буддизма. В нем рассматриваются также обстоятельства и причины возникновения буддизма, освещаются положения его вероучения, главные особенности культа; направления и школы буддизма.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Возникновение буддизма……………………………………………………….5
2 Учение Будды…………………………………………………………………….9
3 Основные направления и школы буддизма……………………………..........20
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы……………………………………………24
Содержание
Введение………………………………………………………
1 Возникновение
буддизма……………………………………………………….
2 Учение
Будды…………………………………………………………………
3 Основные
направления и школы буддизма……
Заключение…………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………24
Введение
Буддизм – древнейшая из трех мировых религий. Он «старше» ислама на целых двенадцать столетий, а христианство «моложе» его на пять веков. В искусстве и культуре азиатских стран буддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах Америки и Европы.
Китайский
буддизм – это религия, которая
говорит с верующими на языке
китайской культуры и национальных
представлений о самых важных
ценностях жизни. Японский буддизм
– синтез буддийских идей, японской
культуры. Эта удивительная способность
гармонично вписываться в окружающий
культурный ландшафт, которая выделяет
буддизм среди остальных
Европейцы,
в отличие от азиатов, стали проповедовать
буддизм совсем недавно, хотя с этим
видом «идолопоклонства»
Только в первой четверти 19 века начинаются интенсивные исследования, посвященные буддизму, возрастает интерес к этому учению, появляется многочисленная литература о нем. Благодаря индологам, китаеведам, японистам, искусствоведам, русским востоковедам была создана обширная литература по буддизму, которая, однако, крайне противоречива.
Один
из знатоков буддизма О. О. Розенберг
сказал: «Буддизм является силою, к
которой одни относятся с крайним
отвращением, другие с чрезвычайной
симпатией»*. А известный специалист
в области индийской
Многих верующих буддизм привлекает именно тем, что не требует коренной ломки их образа жизни и привычек, в том числе и отказа от обрядов, посвященных местным богам; буддист может одновременно исповедовать даосизм, синтоизм или любую другую “местную” религию, поэтому довольно сложно установить точное количество буддистов в мире. В настоящее время только буддийских монахов и монахинь насчитывается около 1000000. Число же миран – последователей буддизма – определить просто невозможно.
Изучение
философских начал буддизма чрезвычайно
важно в настоящее время
Люди обращаются к изучению буддизма еще и по той причине, что один тот факт, что идеями живет более трети всего человечества, просто обязывает понять моральные устои и нравственные установки этой восточной части человечества, которые проистекают из их буддистского верования и поклонения Богу, которым для миллионов представителей Азии является Будда.
Данный реферат посвящен, прежде всего, рассмотрению основных философских аспектов буддизма. В нем рассматриваются также обстоятельства и причины возникновения буддизма, освещаются положения его вероучения, главные особенности культа; направления и школы буддизма.
1. Возникновение буддизма
На вопрос о возникновении этой религии любой буддист ответит, что более двух тысяч лет назад ее возвестил людям Шакьямуни («отшельник из племени шакьев»), то есть Будда, что означает «просветленный высшим знанием». Среди буддистов нет единого мнения о годах его жизни. По научной версии время жизни основоположника буддизма – с 566 по 486 гг. до н. э. Если верить наиболее консервативной буддийской школе – Тхеревада – Будда жил с 624 по 544 гг. до н. э.
Задолго до возникновения буддизма Индия имела оригинальные религиозные учения, традиции и культуры. Существовала такая религия, как ведизм, который уже содержал черты, характерные для более поздних индийских религий, в том числе и буддизма. К этим чертам можно отнести почитание некоторых растений и животных, большинство бытовых и семейных обрядов2.
В ведийской религии отражалось классовое расслоение общества, она освещала неравенство людей, объявляя, что деление людей на варны (касты) установлено высшим божеством Брахмой.
В соответствии с брахманизмом общество делилось на варны:
Ведизм отражал сохранение значительных элементов племенной раздробленности, неразвитость антагонистических противоречий в индийской общине. К середине первого тысячелетия до н. э. Эти черты приходят в более резко выраженное противоречие с теми сдвигами в общественных отношениях, которые и явились главной причиной возникновения буддизма.
Изучение
обстоятельств возникновения
Классовые отношения осложнялись системой варн, которая отражала усиливающуюся классовую дифференциацию и классовую борьбу. Самые различные группы населения подверглись жестокой эксплуатации. Часто оказывались в худшем положении, чем рабы, различные категории внекастовых, всевозможные «наемные работники».
В
6 в. до н. э. на территории Индии существовало
множество небольших
В 5 в. до н. э. делаются попытки увеличить рабовладельческое хозяйство, использовать труд рабов более рационально. Высшей фазой развития рабовладения в Индии был период объединения ее империей Маурья. «Именно в маурийскую эпоху возникли и оформились многие основные черты социальной структуры, сословно-кастовой организации, важнейшие институты древнеиндийского общества и государства, получил развитие ряд религиозно-философских течений, в том числе буддизм, который постепенно из сектантского монашеского учения превратился в одну из трех мировых религий»3.
На
фоне такой неспокойной жизни
всегда обостряются религиозные
поиски, люди стремятся обрести душевное
равновесие вдали от общества. Появляется
множество аскетов – людей, не
имеющих собственности и
Центральным вопросом у богословов становится вопрос о сущности души, путях ее «спасения» из пут земного существования. В отличие от периода рабовладельческого строя человек теперь рассматривается не как член определенной варны, а как человек вообще, абстрактный человек. Выдвигается идея единого морального начала как фактора спасения для любого человека. Последовательное выражение этой идее дал буддизм, что, в частности, и явилось одной из причин превращения его в мировую религию.
Один
из исследователей буддизма К. К. Жоль
точно изучил, описал в своей публикации
период, в который возник буддизм:
«Появление буддизма на исторической
арене совпадает по времени со
значительными изменениями в
социально-политической и экономической
жизни древнеиндийского общества. Весьма
активно начинают о себе заявлять
периферийные районы брахманской культуры,
в которых все более
Буддизм связан не только с брахманизмом, но и с другими религиозными и религиозно-философскими системами Древней Индии. Таким образом, появление буддизма было обусловлено и объективными социальными процессами, и подготовлено идейно.
Ранняя история буддизма (6 – 3 вв. до н. э.) изучена очень слабо. Наиболее интересны некоторые разделы книг Г. М. Бонгард – Левина «Индия эпохи Маурьев» и Г. Ф. Ильина. Литературное оформление новое учение получило сравнительно поздно – во 2 – 1 вв. до н. э. Лучше всего сохранился палийский свод канонической литературы, созданный около 80 г. до н. э. на Шри-Ланка и названный позднее «типитака» (санскт. – «трипитака») – «три корзины закона».
Ранний
буддизм был для индийца
Сильнее
и более соответствующим
В
3 – 1 вв. до н. э. и в первых веках
н. э. происходит дальнейшее развитие буддизма,
в частности, создается связное
жизнеописание Будды, складывается
каноническая литература. Монахи-теологи
разрабатывают логические «обоснования»
основных религиозных догм, иногда
именуемые «философией
Одновременно
развивалась и другая, морально-культовая
сторона буддизма, т. е. «путь», который
может привести каждого к прекращению
страданий. Этот «путь» и был тем
идейным оружием, которое способствовало
в течение многих веков удержанию
трудящихся масс в повиновении.
2. Учение Будды
Все
началось вот так. Любимый и избалованный
отцом Сиддхартха Гаутама провел
беззаботное детство и юность.
Он родился в семье северно-