Философская система И. Канта

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 10:23, реферат

Описание работы

1. Критическая философия И. Канта. Антропологические контрацепции.
2. Моральная философия И. Канта. Категорический императив как закон практического разума
3. Гуманизация И. Канта.

Работа содержит 1 файл

Кант.docx

— 28.67 Кб (Скачать)

Иммануил Кант определил средства, с помощью которых категорический императив и свобода реализуются в жизни. Такими средствами являются разум, право и мораль, государство. При помощи разума человек постигает и осознает требования, предъявляемые нравственным законом, посредством права и морали устанавливаются правила, государство следит за исполнением этих правил.

3. Гуманизация И. Канта.

Канта сравнивают с Сократом, ибо философия  его человечна. Древнегреческий  ученый впервые в  истории философии  отвлекся от космоса  и занялся изучением  человеческой природы.

Кант  размышлял о законах  бытия и сознания только с одной  целью: чтобы человек  стал человечнее. Идеи Канта подверглись  трансформации, но продолжают жить. Особенно актуально  они звучат на этапе  развития человеческого  общества - в период гуманизации всех отраслей знания, в том числе и философии. Гуманизм, глубокое уважение к человеку, который выступает как цель, а не средство (Кант) и как универсальный предмет философии (антропологический материализм Фейербаха).

Парадоксы Руссо помогли  Канту заглянуть  в тайники человеческой души.

Вся концепция Канта  направлена на человека, его связь с  природой, изучение человеческих возможностей и справедливо  отметил Фридрих  Шиллер: "О смертном человеке пока еще  никто не сказал более  высоких слов, чем  Кант, что и составляет содержание всей его  философии - "определи себя сам". Эта  великая идея самоопределения  светит нам, отражаясь  тех явлениях природы, которые мы называем красотой".

В Основах метафизики нравственности Кант пишет: Но положим, что имеется нечто такое, существование чего само по себе обладает абсолютной ценностью, что как цель сама по себе могло бы быть основанием определенных законов; тогда в нем и только в нем могло бы заключаться основание возможного категорического императива, т. е. практическом закона. Теперь я утверждаю: человек и вообще всякое разумное существо существует как цель само по себе, а не только как средство, для любого применения со стороны той или другой воли; во всех своих поступках, направленных как на самого себя, так и на другие разумные существа, он всегда должен рассматриваться также как цель. Человек не должен использоваться только как средство для чего бы то ни было! Это высший принцип гуманизма. И сформулировал его Кант. Но что философ имеет в виду под словом человек? Ни в коем случае не отдельного индивида с его зачастую асоциальными капризами, запросами и устремлениями, такого, который вместе с главным героем Записок из подполья Достоевского может заявить: Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить. Борьба Канта с принципом себялюбия и личного счастья это, в первую очередь, борьба против безнравственного индивидуализма. Но под словом человек Кант не имеет в виду также и русского, немца, славянина, арийца, иудея, христианина, аристократа, пролетария.

Человеческих  способностей недостаточно для того, чтобы  привести в соответствие право людей на счастье с их обязанностями, поэтому необходимо признать всемогущее моральное существо как владыку мира. Обоснованию антитезиса посвящен трактат "Религия  в пределах только разума". Кант присматривается  к прошлому, ищет социально - психологические  корни веры в бога и видит в человеке и человечестве в  целом борьбу двух начал - добра и  зла. Философ начинает с размышлений  о нравственной природе  человека. Человек, утверждает он, по природе зол. В нем заключена  неизбывная склонность творить зло, которая выглядит как приобретенная, будучи, однако, изначально ему присущей. Вместе с тем, человек обладает и первоначальными задатками добра. Моральное воспитание в том и состоит, чтобы восстановить в правах добрые задатки, чтобы они одержали победу в борьбе с человеческой склонностью к злому. Такая победа возможна только как революция в образе мыслей и чувств самого человека и требует для этой цели наличия общественной потребности в добре.

Информация о работе Философская система И. Канта