Философская система Гегеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:38, реферат

Описание работы

Понятие "немецкая классическая философия", введенное Ф.Энгельсом и утвердившееся в марксистских работах, обозначает ту линию в развитии новоевропейской мысли второй половины XVIII в. - первой половины XIXв., которая была представлена учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. При всем различии эти учения тесно связаны между собой узами преемственности: после Канта каждый из мыслителей этого направления опирался на воззрения своего предшественника и вдохновлялся творческими импульсами его наследия. Следует отметить, что в учениях Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха нашли выражения наиболее значительные идеи немецкой философской мысли рассматриваемого периода. К концу XVIII в. учения Канта, Фихте, Шеллинга, заняли ведущее место в западноевропейской философии, а потом в полном своем развитии, завершаемом учениями Гегеля и Фейербаха, немецкая классическая философия приобрела всемирно-историческое значение, состоящее, прежде всего в том, что благодаря своим достижениям она явилась непосредственным теоретическим источником марксизма в области философии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…..3
Жизненный путь Г.В.Ф Гегеля………………….…………………………..….4
Философская система Гегеля…………………………………………………..7
Логика………………………………………………………….………………...9
Философия природы………………………………………….………………..14
Философия духа…………………………………………………..……..…….16
Феноменология духа……………………………………………….…………..18
Заключение………………………………………………..…………………….20
Список литературы…………………………………………………………….22

Работа содержит 1 файл

Реферат философия 2.docx

— 49.06 Кб (Скачать)

Что же Гегель понимал под  духом? Что за проблемы решает он в  системе философии духа? Здесь  ставится много задач. Главная задача -- интерпретация ключевых для философии  понятий, а именно, "дух', (разделенный  на субъективный, объективный, абсолютный дух), логическая идея, мышление, разум, рассудок. Это целая "семья" понятий, характеризующих духовное. В гегелевской  философии есть в какой-то мере единая интерпретация этих понятий, т. е. такая  интерпретация, относительно которой  нужна особая историко-философская  реконструкция. Можно выделить три  среза, три измерения, относящихся  ко всем этим понятиям разума у Гегеля.

Первое измерение, которое  придается у Гегеля и разуму, и  духу, и мышлению, и идее -- измерение  субстанциональное. Это значит, что  духовное понимается как первичное, как субстанция, причем субстанция, восходящая к божественной, как то, из чего все рождается, во что все  разрешается, как порождающее начало. Субстанционально и понимание идеи, разума, мышления. Поход к различным  ипостасям духовного в принципе един. Различие смыслов такое: абсолютный дух -- так сказать, "самое субстанциональное", далее идет "менее субстанциональное", но тоже субстанциональное -- идея, логическая идея, затем разум, а после -- мышление. Здесь философия Гегеля выступает  в качестве классического объективного идеализма, который обосновывается самыми различными способами, причем именно с применением данных понятий. Это  вообще широкий вопрос, и он относится не только к Гегелю, но и к Платону, к другим формам объективного идеализма. Но в гегелевской философии есть специфические основания объективного идеализма; И их легче понять, если не забыть о втором значении, о второй ипостаси духовного. Второе измерение состоит в том, что духовное, согласно Гегелю, есть реализующиеся деятельность и активность, причем активность такого субъекта, который сообразуется с законами самого духа. Оттенок субстанциональности, т. е. первичности, переходит в диалектический активизм.

Третий аспект заключается  в том, что субстанция, а значит и дух, и логическая идея, понимаются как субъект. Иными словами, здесь  вводится -- в гегелевском понимании  проблема субъективности, субъекта, которая, однако, не сводится к человеческому  Я, хотя в определенном аспекте она  соприкасается с вопросом о Я  человека. Итак, в духе, по Гегелю, есть и объективность, и субъективность, благодаря которым дух способен как бы "проходить" через природу, "отчуждать" ее от себя в виде своего инобытия. Благодаря объективности, дух способен "проходить" и  через человека, через все человеческое, выступая и в виде своего рода объективной  субъективности и субъективной объективности. Для Гегеля очень важно не столько  то, что все люди разные, но то, что  все они -- субъекты, принадлежащие  к одному роду, к единой субъективности. Еще раз надо упомянуть об объективном  духе, о философии права -- на этот раз как одном из главных обоснований  системы объективного идеализма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Феноменология  духа"

К концу Йенского периода Гегель склоняется к тому, что в основе философии в качестве ее предпосылки должна быть положена феноменологическая модель. "Феноменология духа" -- вершина философии йенского периода. Работа делится на три главных раздела: сознание, самосознание, абсолютный субъект. Что же касается раздела "сознание", то здесь речь идет о как будто традиционных сюжетах: о чувственной достоверности, мнении, восприятии, рассудке. "Самосознание" -- тоже довольно традиционная тема. "Абсолютный субъект", где речь идет о достоверностях и истине разума, где героем становится именно разум, -- тоже раздел на первый взгляд более или менее традиционный для тогдашней философии. Понятия духа, истинного духа, нравственности, религии, абсолютного знания также присутствуют в "Феноменологии духа".

Гегель пытается создать  произведение, основанное на понятии  являющегося духа. Это было понятие, в какой-то мере новое для тогдашней  философии. Ведь Гегель уже принял идею системы. Он понял, что система должна составиться из разветвленной целостности  философских проблем и соответственно философских дисциплин. Но вот подвести к этому построению системы, например, подвести к логике, нужно с помощью  какой-то другой дисциплины, которая  как бы вырвет человека, живущего обыденной  жизнью и не настроенного на волну  науки, из этой стихии обыденности и  подведет его через ряд промежуточных  этапов к идее науки. Гегель исходит  из того, что история уже проделала  с человечеством подобную работу. Когда-то развитие человеческого познания протекало так, что человечество постепенно выработало для себя принцип  науки и научности, создало науку. И вот пройти через "станции", какие были оставлены духом в  истории человечества, но пройти через  них как бы на быстром ходу, в  ускоренном развитии, -- такую задачу и ставит перед собой Гегель в "Феноменологии духа". Нужно  подвести и индивидуального субъекта, и систему философии к понятию  науки. Но провести их придется через  ряд других проявлений или явлений  человеческого духа, через разные формы человеческого знания.

Другая задача состоит  в следующем. Гегель продолжает развивать  хорошо известное немецкой классической философии, но, как представляется, по-новому понимаемое понятие субъекта и субъективности. С одной стороны, идеалист Гегель исходит из того, что  дух образует основу мира. Но Гегель полагает, что нельзя ограничиться чистой простотой принципа тождества  бытия и мышления, который к  этому времени уже был развит

Работа открывается такими понятиями, как чувственная достоверность, восприятие, рассудок. На эти три  формы и делится первый раздел гегелевской феноменологии духа, а именно, раздел о сознании. Затем  от анализа сознания Гегель переходит  к самосознанию. Самосознание же и  есть исследование рассудка. Затем  на сцену выступит разум, который  будет рассматриваться Гегелем в разделе "абсолютный субъект". Таким образом, членения очень напоминают категории предшествующей философии.

"Феноменология духа" предстает не просто как гносеологическое  произведение или рассказ о  формах являющегося сознания: это  не просто теория познания  и сознания. Гегель исходит из  того, что любая форма являющегося  сознания как бы вступает на  живую, движущуюся, но постоянно  сохраняющуюся сцену взаимодействия  индивидов в истории. Человек  может каким-то образом переживать  свое отношение к форме чувственной  достоверности, но это переживание  не есть просто и только  его индивидуальное переживание,  возникающее и тут же исчезающее. Оно как бы выступает на  сцену форм являющегося духа. Это особенно очевидно в других  разделах "Феноменологии духа", например, посвященных самосознанию. Здесь Гегель анализирует диалектику  господского и рабского сознания, рассматривает так называемое  несчастное сознание, не скрывая  связи форм являющегося знания  и сознания с некоторыми легкоузнаваемыми  историческими прототипами, например  теми, которые выступили в период  Французской революции.

Что касается диалектики господского  и рабского сознания, то это -- одна из самых блестящих глав "Феноменологии  духа". Она связана как раз  с дальнейшим развитием той категории, которая относится к более  ранним годам йенского периода -- к  работам о системе нравственности и реальной философии. Это упоминавшаяся  ранее категория признания. Анализируется  диалектика господского и рабского сознания. Что заставляет раба именно рабски подчиняться и трудиться? Гегель показывает, что в основе отношения господства и рабства  лежит особый тип сознания, когда, с одной стороны, раб признает в господине именно господина, т. е. существо, которое вправе распоряжаться  его волей, его судьбой, им как  человеческим существом. С другой стороны, господское сознание тоже признает свою зависимость от раба, от труда раба, от его покорности и т. д.

Что касается других разделов "Феноменологии духа", то здесь  речь идет о просвещении и добродетели, нравственности сознания, мудрости, религии  и т. д. Все они "портретируются" Гегелем, и тем самым ставится множество проблем, которые связаны  с совершенно необычным прояснением  понятий рассудка, разума, духа.

Таким образом, его система -- это объективный идеализм: абсолютная идея существует до природы и человека как "чистая мысль", порождает  природу и общество. Система построена  на основе "триады" -- тезиса -- антитезиса и синтеза. Эта "триада" делает гегелевскую философскую систему  строгой, четкой, с одной стороны, а с другой -- позволяет Гегелю показать поступательный характер развития мира, использовать энциклопедичность  знаний.

 

Заключение

Оценивая историческое значение философии Гегеля в мировой культуре, нельзя не признать, что занятое  им место в ряду гениев мысли –  одно из самых почетных. Его философский  авторитет до сих пор прочен и  непоколебим. Уж очень часто Гегель оказывался прав в своих суждениях. Не ошибся он и в предположении, что  никакая философия не идет дальше своего времени. Философию Гегель полагает высшей ступенью развития абсолютного  духа, ведь в ней дух представлен  в адекватной ему понятийной форме. Поэтому философия есть своеобразное мышление о мышлении, общий итог развития действительности, самое существенное знание о мире. Философия, по выражению  Гегеля, есть «эпоха, схваченная в мысли», и поэтому никакая философия  не идет дальше своего времени. 
 
Гегель сознательно отказывается строить какие бы то ни было прогнозы относительно будущего – он не хочет лишить философию научности, ибо, по его убеждению, лишь ретроспекция, т.е. исследование осуществившегося развития, есть подлинно научный способ познания. Ему доступно лишь то, что уже оформилось, определилось, развернуло все свои возможности.  Мудрость, как известно, с молодостью обычно не в ладах.  
 
Философия Гегеля – это классика первой половины XIX столетия. Классическим этот стиль философствования именуют не в «музейном» смысле, а подразумевая ряд основополагающих принципов, составляющих предпосылки данного способа мышления. Это, прежде всего, безграничная вера в «рацио», разум как человеческий, так и природный, мировой. Это неискоренимая убежденность в том, что мир в целом устроен достаточно упорядоченно, закономерно, разумно, что он не враждебен человеку, а, наоборот, соразмерен, удобен ему. Это, наконец, отсутствие сомнений в том, что разум человека ли, мира ли в целом в принципе открыт, доступен для анализа. 
 
Иными словами – все это принципы торжествующего рационализма, «правившего бал» в философии Нового времени практически до конца XIX века. Именно эти принципы и составляют суть менталитета, если можно так выразиться, восходящей буржуазной эпохи, а соответственно и гегелевской философии, которая именно тем и велика, что сумела выразить эту рациональность наиболее ярко, последовательно и глубоко. Значительная часть философии ХХ века, однако, пошла другим путем, противопоставив тезису рациональности антитезис иррационального истолкования мира, сделав упор на «античеловечности», неустроенности, враждебности природного и социального мира человеку. Летопись событий прошлого века дает достаточно оснований и для таких выводов, но это уже другая история. А наш почтенный Гегель опять-таки оказался прав и в том своем предположении, что мировой дух или мышление человечества, мировая духовная культура, развиваясь, «не оставляет ничего позади себя», а вбирает, впитывает, «снимает» все мало-мальски значимые достижения духовной жизни, а следовательно, и гегелевские диалектику,историзм,рационализм. 
 
    Список литературы

1.Блинников Л. В.. Великие философы. Слов.-справ. - Москва.: "Логос", 1998

2.История философии в кратком изложении/Пер. с чеш. И. И. Боргута. : "Мысль", 1991

3.Керимов Д.А. и Версесянц В.С. "Философия права": История и современность. Изд-во "Мысль", 1990

4.Кохановский В.П. Философия.Учебник для высших учебных заведений.Ростов-на-Дону. "Феникс".1998

5.Мальковский Б.С. Учение Гегеля о государстве и современность, 1989

6.Радугин А.А. Философия. Курс лекций, изд-во Центр, 1996

7.Скирбекк, Гуннар. История философии: Учеб. пособие для студентов высш.      учеб. заведений. - Москва.: Владос, 2001

 


Информация о работе Философская система Гегеля