Философская мысль в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:53, реферат

Описание работы

Светская культура, в том числе и философия как ее важнейшая мировоззренческая часть, приобретала все большее значение.
Все это свидетельствует о постепенной смене в 17 веке средневекового типа русской философии ее новоевропейским типом. 18 век–время секуляризации философии, освобождение ее от церковного влияния и возникновение материализма в России.

Содержание

Введение……………………………………………………............................3
Философская мысль в России
1. Философская культура средневековой Руси………………………….. …….5
2. Философская мысль в Росси в18 в………………………………………..…..7
3. Философская мысль в Росси в19 в.………………………..…………………10

Заключение…………………………………………………………………..17
Список литературы…………………………………………………………18

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 33.40 Кб (Скачать)

Содержание

  Введение……………………………………………………............................3

Философская мысль в России

1. Философская культура средневековой Руси………………………….. …….5

2. Философская мысль в Росси в18 в………………………………………..…..7

3. Философская мысль в Росси в19 в.………………………..…………………10 

  Заключение…………………………………………………………………..17

  Список  литературы…………………………………………………………18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Всякая  философия является мировоззрением, её совокупностью наиболее общих  взглядов на мир и место в нем  человека.

     Однако  это не означает, что всякое мировоззрение  является также философией.

     Понятие ''мировоззрение'' шире понятия ''философия''. Это означает, что первое включает в себя второе. Оно включает в  себя и другие виды мировоззрения–мифологическое, художественное, религиозное и т. д.

     Начальный период становления русской философии  –11–17 века

     Этот  этап называют по–разному; древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Русская философия этого времени очень близка по своему типу к западно – европейскому средневековью с его религиозной направленностью. Ее отличительной особенностью является отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения. Центрами духовной жизни в этот период являются монастыри.

     Несмотря  на общее единство этого исторического  типа философии, внутри него можно вычленить  и более конкретные периоды; 11–14 вв. – процесс формирования древнерусской философии; 15–16 вв. – эпоха ее расцвета; 17в.– начало постепенной смены философии средневекового типа новоевропейским.

     С самого начала своего зарождения русская  философия характеризуется связью с мировой философией, но вместе с тем ей присуща и самобытность. Она возникает в Киевской Руси и тесно связана с процессом  христианизации, начало которому было положено крещением Руси в 988 году.

     Русская философия впитала в себя идеи античной, византийской, древнеболгарской мысли в христианизированном  виде. При этом она с самого начала использовал свой собственный письменный язык, созданный в 9 веке Кириллом и Мефодием. Характерной особенностью развития русской философии является то, что оно идет через развитие всей русской культуры.

     Воплощение  и выражение многих философских  идей осуществляется через образы литературы, изобразительного искусства, архитектуры.

     Мировоззренческая глубина духовного состояния  и опыта Древней Руси запечатлена, прежде всего, в иконах и храмах. Это органическое единство философии  и культуры имело положительные  и отрицательные последствия.

     Поскольку монастыри были концентрацией духовной жизни Древней Руси, то это, прежде всего и повлияло на характер философских  учений. И этическая и историческая мысль, в общем, основывалась на теократическом принципе христианства; эмпирическая, земная, светская реальность должна быть подчинена божественному началу.

     Русская церковь взяла от Византии идею священной  миссии царской власти. Согласно ей, царь подобен всевышнему Богу.

     Интенсивное проникновение в Россию западноевропейской науки, просвещения, распространение  теории Коперника, которую преследовала церковь, – все это играло важную роль в обмирщении всей культуры и ее секуляризации.

     Светская  культура, в том числе и философия  как ее важнейшая мировоззренческая  часть, приобретала все большее  значение.

     Все это свидетельствует о постепенной  смене в 17 веке средневекового типа русской философии ее новоевропейским  типом. 18 век–время секуляризации философии, освобождение ее от церковного влияния и возникновение материализма в России. 
 
 
 

ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ

     1. ФИЛОСОФСКАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ 

       Древнерусская мудрость как начальный этап развития отечественной мысли имеет ряд отличительных особенностей в качестве целостного культурно–исторического феномена. С одной стороны, она восприняла некоторые элементы восточнославянского языческого мировоззрения, многокомпонентного по своему составу, поскольку древнерусская народность формировалась с участием угро–финского, балтского, тюркского, нормандского, иранского этносов. По письменным, археологическим, этнографическим источникам специалисты (Б.А. Рыбаков, Н.Н. Велецкая, М.В. Попович) пытаются реконструировать дохристианскую картину мира и модель бытия.

     С другой стороны, после принятия христианства в качестве официальной идеологии  и вытеснения языческого типа мировидения  на периферию сознания отечественная  мысль интенсивно впитывала в  себя и творчески перерабатывала через византийское и южнославянское посредничество теоретические положения, установки и концепции развитой восточно–христианской патристики. От Византии, хранительницы античного наследия, самой развитой страны раннего средневековья, Русь получила немало имен, образов, понятий основополагающей для всей европейской культуры эллинской цивилизации, но не в чистом, а в христианизированном виде и не в полном, но в частичном варианте, поскольку греческим языком владели немногие, а имевшиеся переводы охватывали прежде всего массив святоотеческой литературы. Сочинения античных философов были известны фрагментарно, по пересказам, сборникам типа издававшейся в XIII в. «Пчелы», часто лишь по именам. Одним из исключений является наличие в древнерусской среде переведенного на Балканах сочинения Эпиктета «Энхиридион» с комментариями Максима Исповедника. Под названием «Сотницы» оно было включено в многосторонний обиход как аскетическое наставление монашествующим [4, с. 96–137].

     Теперь  о периодизации древнерусской мысли. На рубеже X–XI вв. происходит смена языческого типа мировоззрения христианским с внедрением богословских и философских представлений; в XII–XIII вв. раннесредневековая русская философия выступает как сложившееся явление. После кризиса, вызванного падением Киевской Руси в результате монгольского нашествия, начинается постепенный ее подъем в XIV–XV вв.; XVI в. предстает апогеем развития средневековой мысли; в XVII в. начинается постепенная замена древнерусского типа мышления новоевропейским, и средневековые каноны культуры размываются веяниями барокко.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИ В18 в. 

     Второй  крупный период развития русской  философии начинается с18 века. Исторически  и логически он совпадает с  переходом от Руси московской к Руси петровской.

     Два важных взаимосвязанных фактора, под  влиянием которых развивается не только, но и вся духовная культура этого времени – процесс европеизации России, связанный с реформами Петра Великого, и секуляризации общественной жизни.

     Раскол  русской церкви положил начало разрушению идеала '' святой Руси ''. В 18 веке, когда  Московское государство становится Российской Империей, старый идеал  замещается идеалом '' великой Руси '', который и утверждается в национальном сознании. Этому способствовала и  отмена Петром 1 патриаршества и  установление для церкви синодального правления.

     Церковь попала под власть царя и в зависимость  от государственной власти. В это  время Россия многое перенимает из западноевропейской культуры, которая  развивалась под знаменем эпохи  Просвещения.

     Огромное  значение для развития всей духовной культуры России имело основание  в 1755 году Московского университета. Философия становится свободной  от церкви.

     Наиболее  видными представителями философского знания этого периода являются М.В.Ломоносов  и А.Н.Радищев.

     Михаил  Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) свое место в истории русской философии определил, прежде всего, тем, что заложил основы материалистической традиции. Он создал теорию ''корпускулярной философии'', основанной на атомистическом учении. В качестве вывода этой философии он формулирует знаменитый закон сохранения материи и движения. Согласно этому закону, в основе мироздания лежат мельчайшие частицы, которые Ломоносов вслед за Лейбницем назвал монадами.

     Однако  в отличие от последнего, Ломоносов  говорит не о духовных, а о материальных монадах и материальных атомах.

     Понятие материи он определяет следующим  образом; '' Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит  его сущность''. Надо сказать, что  эта дефиниция материи известна еще со времен Аристотеля. Так же, как и последний, Ломоносов говорит, что ''тела состоят из материи и  формы'', но при этом он утверждает зависимость  формы от материи, а не наоборот, как это делал Аристотель.

     То  есть Ломоносов выступает с материалистических позиций, но, как и все материалисты своего времени, он понимал материю  только в качестве вещества. Его  философия носит секуляризованный, антиклерикальный характер.

     Ломоносов довольно резко критикует и церковь, и невежество попов. Но вместе с тем  он стремится примирить естественнонаучное и теологическое объяснение мира и в принципе не отвергает "Бога – творца ". " У многих глубоко укоренилось убеждение, – писал он, – что метод философствования, опирающийся на атомы, либо не может объяснить происхождение вещей, либо, поскольку может, отвергает Бога – творца. И в том, и в другом они, конечно, глубоко ошибаются, ибо нет никаких природных начал, которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего в движения, и никаких, которые с большей настоятельностью требовали бы существования всемогущего двигателя ''.Ломоносов М. В. Избранные философские произведения. М.: 1950. стр. 93.

     Налицо, таким образом, позиция классического  деизма. Близка к этой характерной  для 18 века деистической позиции и  философия Александра Николаевича  Радищева 1749 – 1802.

     Он, как и Ломоносов, был хорошо знаком с западной философией, в том числе  и с французским материализмом. После выхода его знаменитой книги '' Путешествие из Петербурга в Москву'', в которой он беспощадно обличает крепостничество и самодержавие, Радищев становится первым русским философом, провозгласившим идею человечности не в лоне религиозной философии, а в качестве основного стержня секуляризированной, светской общественной мысли.

     В своей социальной философии он опирался на идеи естественного права, что  давало превосходную возможность показать весь ужас существующей социальной реальности.

     Радищев был убежден в объективном  характере природы. '' Бытие вещей, – пишет он, – независимо от силы познания о них и существует по себе ''. Человек же, хотя и является самым совершенным продуктом этой природы, но '' взоры свои отвращает от тления, устремляет за пределы дней своих, и паки надежда возникает в изнемогающем сердце ''. Радищев А.Н. Избранные философские и общественно политические произведения. М.: 1952. стр. 331.

     Другими словами, чтобы обрести надежду  и жизненный смысл, человек все–таки стремится обратить свои помыслы '' за пределы дней своих '', т.е. в потусторонний мир.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИ В19 в. 

     Русская религиозная философия занимала особое место практически во всей истории отечественной общественной мысли, начиная еще с эпохи  Киевской Руси.

     Расцвет же этой философии пришелся на конец 19 и первое двадцатилетие 20 веков. В  этот период она развивалась в  качестве своеобразной альтернативы по отношению к философии Запада с ее культом разума и техники, духом антропоцентризма и прагматизма.

     Русская религиозная философия представляет собой специфическое мировоззрение, в рамках которого были осмыслены  традиционные вопросы, касающиеся мира и бытия человека в нем, общественной жизни и исторического процесса.

     Ее  духовным источником было православие, а в центре внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношение  между ними.

Информация о работе Философская мысль в России