Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:53, реферат
Светская культура, в том числе и философия как ее важнейшая мировоззренческая часть, приобретала все большее значение.
Все это свидетельствует о постепенной смене в 17 веке средневекового типа русской философии ее новоевропейским типом. 18 век–время секуляризации философии, освобождение ее от церковного влияния и возникновение материализма в России.
Введение……………………………………………………............................3
Философская мысль в России
1. Философская культура средневековой Руси………………………….. …….5
2. Философская мысль в Росси в18 в………………………………………..…..7
3. Философская мысль в Росси в19 в.………………………..…………………10
Заключение…………………………………………………………………..17
Список литературы…………………………………………………………18
Содержание
Введение……………………………………………………
Философская мысль в России
1. Философская культура средневековой Руси………………………….. …….5
2. Философская мысль в Росси в18 в………………………………………..…..7
3. Философская
мысль в Росси в19 в.………………………..…………………10
Заключение………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Всякая философия является мировоззрением, её совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.
Однако это не означает, что всякое мировоззрение является также философией.
Понятие ''мировоззрение'' шире понятия ''философия''. Это означает, что первое включает в себя второе. Оно включает в себя и другие виды мировоззрения–мифологическое, художественное, религиозное и т. д.
Начальный период становления русской философии –11–17 века
Этот этап называют по–разному; древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Русская философия этого времени очень близка по своему типу к западно – европейскому средневековью с его религиозной направленностью. Ее отличительной особенностью является отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения. Центрами духовной жизни в этот период являются монастыри.
Несмотря на общее единство этого исторического типа философии, внутри него можно вычленить и более конкретные периоды; 11–14 вв. – процесс формирования древнерусской философии; 15–16 вв. – эпоха ее расцвета; 17в.– начало постепенной смены философии средневекового типа новоевропейским.
С
самого начала своего зарождения русская
философия характеризуется
Русская философия впитала в себя идеи античной, византийской, древнеболгарской мысли в христианизированном виде. При этом она с самого начала использовал свой собственный письменный язык, созданный в 9 веке Кириллом и Мефодием. Характерной особенностью развития русской философии является то, что оно идет через развитие всей русской культуры.
Воплощение и выражение многих философских идей осуществляется через образы литературы, изобразительного искусства, архитектуры.
Мировоззренческая глубина духовного состояния и опыта Древней Руси запечатлена, прежде всего, в иконах и храмах. Это органическое единство философии и культуры имело положительные и отрицательные последствия.
Поскольку
монастыри были концентрацией духовной
жизни Древней Руси, то это, прежде
всего и повлияло на характер философских
учений. И этическая и историческая
мысль, в общем, основывалась на теократическом
принципе христианства; эмпирическая,
земная, светская реальность должна быть
подчинена божественному
Русская церковь взяла от Византии идею священной миссии царской власти. Согласно ей, царь подобен всевышнему Богу.
Интенсивное проникновение в Россию западноевропейской науки, просвещения, распространение теории Коперника, которую преследовала церковь, – все это играло важную роль в обмирщении всей культуры и ее секуляризации.
Светская культура, в том числе и философия как ее важнейшая мировоззренческая часть, приобретала все большее значение.
Все
это свидетельствует о
ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ
1. ФИЛОСОФСКАЯ
КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ
Древнерусская мудрость как начальный этап развития отечественной мысли имеет ряд отличительных особенностей в качестве целостного культурно–исторического феномена. С одной стороны, она восприняла некоторые элементы восточнославянского языческого мировоззрения, многокомпонентного по своему составу, поскольку древнерусская народность формировалась с участием угро–финского, балтского, тюркского, нормандского, иранского этносов. По письменным, археологическим, этнографическим источникам специалисты (Б.А. Рыбаков, Н.Н. Велецкая, М.В. Попович) пытаются реконструировать дохристианскую картину мира и модель бытия.
С другой стороны, после принятия христианства в качестве официальной идеологии и вытеснения языческого типа мировидения на периферию сознания отечественная мысль интенсивно впитывала в себя и творчески перерабатывала через византийское и южнославянское посредничество теоретические положения, установки и концепции развитой восточно–христианской патристики. От Византии, хранительницы античного наследия, самой развитой страны раннего средневековья, Русь получила немало имен, образов, понятий основополагающей для всей европейской культуры эллинской цивилизации, но не в чистом, а в христианизированном виде и не в полном, но в частичном варианте, поскольку греческим языком владели немногие, а имевшиеся переводы охватывали прежде всего массив святоотеческой литературы. Сочинения античных философов были известны фрагментарно, по пересказам, сборникам типа издававшейся в XIII в. «Пчелы», часто лишь по именам. Одним из исключений является наличие в древнерусской среде переведенного на Балканах сочинения Эпиктета «Энхиридион» с комментариями Максима Исповедника. Под названием «Сотницы» оно было включено в многосторонний обиход как аскетическое наставление монашествующим [4, с. 96–137].
Теперь
о периодизации древнерусской мысли.
На рубеже X–XI вв. происходит смена языческого
типа мировоззрения христианским с внедрением
богословских и философских представлений;
в XII–XIII вв. раннесредневековая русская
философия выступает как сложившееся
явление. После кризиса, вызванного падением
Киевской Руси в результате монгольского
нашествия, начинается постепенный ее
подъем в XIV–XV вв.; XVI в. предстает апогеем
развития средневековой мысли; в XVII в.
начинается постепенная замена древнерусского
типа мышления новоевропейским, и средневековые
каноны культуры размываются веяниями
барокко.
2.
ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИ В18 в.
Второй крупный период развития русской философии начинается с18 века. Исторически и логически он совпадает с переходом от Руси московской к Руси петровской.
Два важных взаимосвязанных фактора, под влиянием которых развивается не только, но и вся духовная культура этого времени – процесс европеизации России, связанный с реформами Петра Великого, и секуляризации общественной жизни.
Раскол русской церкви положил начало разрушению идеала '' святой Руси ''. В 18 веке, когда Московское государство становится Российской Империей, старый идеал замещается идеалом '' великой Руси '', который и утверждается в национальном сознании. Этому способствовала и отмена Петром 1 патриаршества и установление для церкви синодального правления.
Церковь попала под власть царя и в зависимость от государственной власти. В это время Россия многое перенимает из западноевропейской культуры, которая развивалась под знаменем эпохи Просвещения.
Огромное значение для развития всей духовной культуры России имело основание в 1755 году Московского университета. Философия становится свободной от церкви.
Наиболее
видными представителями
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) свое место в истории русской философии определил, прежде всего, тем, что заложил основы материалистической традиции. Он создал теорию ''корпускулярной философии'', основанной на атомистическом учении. В качестве вывода этой философии он формулирует знаменитый закон сохранения материи и движения. Согласно этому закону, в основе мироздания лежат мельчайшие частицы, которые Ломоносов вслед за Лейбницем назвал монадами.
Однако в отличие от последнего, Ломоносов говорит не о духовных, а о материальных монадах и материальных атомах.
Понятие материи он определяет следующим образом; '' Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность''. Надо сказать, что эта дефиниция материи известна еще со времен Аристотеля. Так же, как и последний, Ломоносов говорит, что ''тела состоят из материи и формы'', но при этом он утверждает зависимость формы от материи, а не наоборот, как это делал Аристотель.
То
есть Ломоносов выступает с
Ломоносов
довольно резко критикует и церковь,
и невежество попов. Но вместе с тем
он стремится примирить
Налицо, таким образом, позиция классического деизма. Близка к этой характерной для 18 века деистической позиции и философия Александра Николаевича Радищева 1749 – 1802.
Он,
как и Ломоносов, был хорошо знаком
с западной философией, в том числе
и с французским материализмом.
После выхода его знаменитой книги
'' Путешествие из Петербурга в Москву'',
в которой он беспощадно обличает
крепостничество и
В своей социальной философии он опирался на идеи естественного права, что давало превосходную возможность показать весь ужас существующей социальной реальности.
Радищев был убежден в объективном характере природы. '' Бытие вещей, – пишет он, – независимо от силы познания о них и существует по себе ''. Человек же, хотя и является самым совершенным продуктом этой природы, но '' взоры свои отвращает от тления, устремляет за пределы дней своих, и паки надежда возникает в изнемогающем сердце ''. Радищев А.Н. Избранные философские и общественно политические произведения. М.: 1952. стр. 331.
Другими
словами, чтобы обрести надежду
и жизненный смысл, человек все–таки
стремится обратить свои помыслы '' за
пределы дней своих '', т.е. в потусторонний
мир.
3.
ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИ В19 в.
Русская
религиозная философия занимала
особое место практически во всей
истории отечественной
Расцвет же этой философии пришелся на конец 19 и первое двадцатилетие 20 веков. В этот период она развивалась в качестве своеобразной альтернативы по отношению к философии Запада с ее культом разума и техники, духом антропоцентризма и прагматизма.
Русская
религиозная философия
Ее духовным источником было православие, а в центре внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношение между ними.