Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 07:41, реферат
Среди всего многообразия цивилизаций Земли особняком стоит мир великой Индии. Индия – это вымощенный тысячелетиями перекресток нескольких могучих культур. Главный вклад индийской цивилизации в духовную общечеловеческую сокровищницу – это разработка психотехник, путей самосовершенствования, поиск ключей к внутреннему миру человека, исследование и построение карт-путеводителей человеческого сознания.
Введение 3
1. Истоки индийской философии 4
2. Основные этапы развития Индийской философии 6
3. Философские идеи Упанишад 9
3. Школы индийской философии 12
3.1. Ортодоксальные школы индийской философии 13
3.2.Неортодоксальиые школы 18
4. Общие черты индийской философии 23
Заключение 25
Список литературы 27
Вначале буддизм был преимущественно этическим учением, альтернативным брахманистскому. С буддийской точки зрения соблюдение ведийских ритуалов бесполезно. Будда, по преданию, уклонялся от обсуждения «метафизических проблем» считая более важным научить людей тому, как навсегда избавиться от страданий Главные идеи первоначального буддизма — «четыре благородные истины» и «восьмеричный путь спасения». Четыре благородные истины: 1. Жизнь полна страданий. 2. Привязанность к жизни — корень страданий 3. Можно пресечь корень страданий. 4. Есть путь пресечения корня страданий. Это восьмеричный путь спасения, он - срединный, отвергающий и аскетизм, и чувственные наслаждения. Правильно поняв истины, следуя правильному внутреннему настрою и поведению, человек достигнет нирваны (затухание, остывание, распутывание паутины). Будда сравнивает нирвану с угасающим пламенем, не получающим поддержки Она есть отречение от жажды жизни, невозмутимость, самодостаточность — полное освобождение. Вокруг этого ядра складывается философско-религиозное учение. Все существует по закону причинности — закону зависимого возникновения (пратитья-самутпада). Ненавистью нельзя прекратить ненависть, поэтому добром надо отвечать и на добро, и на зло. Безусловно благое состояние — нирвана, она выше добра и зла. Бытие Бога, души, личности не абсолютно, не имеет субстанциональной основы. Истинное бытие — сверхбытие-небытие, которое невыразимо в конкретных характеристиках. Оно может быть отождествлено с нирваной и великой пустотой - шуньей.
Буддизм не признает принципиального различия между субъектом и объектом, духом и материей. Состояния страдания и избавления от страданий — не только субъективны, они суть объективные реалии различных уровней. Страдание — это не только мучения, вызываемые желаниями, но и волнение, пульсация (вспыхивание и затухание) энергетических психофизических элементов бытия — дхарм. Избавление от страданий, освобождение есть одновременно прекращение волнения дхарм. Личность, душа, Я не есть некая неразложимая целостность, это результат действия нескольких наборов дхарм, распадающихся при освобождении. Тогда разрушается причинная связь, приводящая к рождению нового существа и возобновлению страданий. Достижение нирваны — не следствие благодати, а величайшее завоевание самого освобождающегося — победа над собой. Как сказано в Дхаммапяде (популярном произведении из Типитаки), никакое божество не сможет «превратить у такого человека победу в поражение»[1]. Основные философские школы хинаяны — вайбхашика и саутрантика, махаяны — йогачара и мадхьямика [7]. Приблизительно в IV—V в. н. э. начинает формироваться особое направление в буддизме, получившее название Ваджраяна (букв. «Алмазная колесница»), или тантрический буддизм. Отличие этого направления от Махаяны и Тхеравады (Хинаяны) заключалось не в новых философских взглядах (теория была почерпнута и у махаянских авторов, и у Васубандху), а в методах достижения просветления. Главное преимущество Ваджраяны с точки зрения ее учителей состояло в эффективности ее пути, позволяющего адепту в течение одной жизни достичь просветления. Основные методы Ваджраяны могут быть сведены к совершению особых, имеющих сложное символическое значение ритуалов, к практике рецитации небольших фраз с символическим значением — мантр, технике визуализации (мысленного воспроизведения образов) различных божеств и созерцанию особых символических картин-икон — мандал. Практика чтения мантр имела в Ваджраяне столь большое значение, что часто сами адепты называли ее Мантраяной (букв.: «Путь мантр»), в противовес классической буддийской Сутраяне (букв.: «Путь сутр»), т. е. Махаяне и Тхераваде [4].
2. Джайнизм — индийская религия и философское учение, схожие с буддийскими. Основатель — Вардхамана (VI в до н э.), называемый Махавира (Великий герой) и Джина (Победитель). Два основных направления джайнизма: дигамбары («одетые сторонами света», т е. нагие) и шяетмбары («одетые в белое»). В онтологии джайнизма дуализм сочетается с плюрализмом. Из девяти ее категорий две важнейшие — джива (живое) и аджива (неживое). Джива — вечная, живая, духовная сущность — субстанция множества отдельных душ - джив, находящихся на разных уровнях развитости и способных (хотя бы потенциально) к познанию и деятельности. Аджива — сущность остальных (материальных) субстанций. К последним относятся вещество, состоящее из атомов, пространство, время и др. [7].
Особенностью джайнской доктрины является положение о том, что наряду с грубой материей, из которой состоят объекты внешнего мира, существует и особый вид материальной субстанции, представляющий собой тонкое, не воспринимаемое органами чувств вещество. Этот вид материи называется карма. Именно она определяет условия и обстоятельства воплощения души. Кармическая материя бывает восьми основных видов: затемняющая знание, затемняющая видение, порождающая чувства, вводящая в заблуждение, определяющая продолжительность жизни, формирующая тело, определяющая семью и затемняющая силу. Эти виды, в свою очередь, подразделяются на множество подвидов. Кроме того, карма может рассматриваться в качестве добродетельной (пунья), представляющей собой благие заслуги души, и порочной (папа), выражающейся в дурных наклонностях и поступках [4]. Изменения в мире происходят по закону кармы. В несовершенном состоянии джива связана с адживой, страдает от этой зависимости, находясь во власти сансары. Совершенное состояние — нирвана, мокша. Освободившиеся дживы поднимаются на вершину Вселенной и пребывают там, в состоянии духовной чистоты и блаженства, сохраняя свою индивидуальность Правильное познание и строгое выполнение нравственных требований и предписаний ведут к освобождению. Наиболее важным считается соблюдение ахимсы.
3. Локаята (чарвака) («мирская» от лока — мир). Основателем учения считается легендарный мудрец Брихаспати (ок. V в. до н. э.). Произведений локаяты не сохранилось, ее идеи дошли в критическом изложении сторонников других даршан Локая-тики признают истинно существующим только то, что доступно чувственному восприятию, оно же признается единственно надежным источником познания. Утверждается, что каждое явление есть осуществление заложенной в нем изначально собственной, индивидуальной природы (свабхавы). Все существующее, в том числе и сознание, рассматривается как результат взаимодействия материальных первоэлементов. Поэтому отвергается учение об Атмане, карме-сансаре, освобождении, утверждается, что индивидуальное существование полностью прекращается со смертью, смысл жизнь — в удовольствии, особенно — чувственном. Вульгарный материализм и сенсуализм локаяты вполне последовательно дополняется гедонизмом [7].
4. Общие черты индийской философии
Философская традиция Индии очень своеобразна, и по многим своим особенностям значительно отличается от философии европейской. Отчетливо выраженное своеобразие, в значительной степени объясняется ее происхождением и общекультурными основаниями. Философское мышление возникало путем интериоризации ритуальной практики за счет усиления и автономного развития ментальной составляющей ритуала. Познавательный акт рождался как особое ритуальное действие («жертва знанием»), основанное на аскетической отрешенности от мира и подвижничестве («внутренней обрядности»). Философское умозрение обеспечивалось ритуальной по своим истокам практикой медитации, трансформирующей человеческое сознание и выводящей его по ту сторону различий, значимых для обыденного мышления.
Можно отметить общие, наиболее существенные характерные черты индийской философии:
— Параллельное сосуществование множества различных школ и течений. Теисты, атеисты, идеалисты, материалисты, рационалисты, интуитивисты, скептики, гедонисты имели возможность выражать и развивать свои взгляды.
— Преобладание духовной проблематики (спиритуализма) и тесная связь с религиозными учениями. Основой философских систем нередко являлось не просто интеллектуальное умозрение, но особый мистический опыт, который выражался рациональными средствами.
— Философия, как правило, имеет чисто практический характер. Она призвана наилучшим образом организовывать повседневную жизнь человека.
— Высшая практическая и вместе с тем духовная цель жизни человека — достижение освобождения (мокша или мукти) от страданий и материальных оков земного мира.
— Пессимизм в индийской философии является не конечным, а исходным положением. Он основан на душевной неудовлетворенности и беспокойстве за существующий порядок вещей, при котором мир наполнен страданиями. Стремление осознать причину зла и преодолеть его стимулирует развитие философии, которая привносит оптимистическую идею о возможности освобождения.
— Практически все школы, кроме черваки, так или иначе разделяют убеждение в существовании «вечного нравственного миропорядка» - высшей упорядоченности и справедливости, которые властвуют над всеми мирами и их обитателями - богами, людьми и животными.
- Незнание (авидья) расценивается как причина зависимости и страданий живых существ. Освобождение невозможно без приобретения духовного знания о подлинной реальности.
- Нехарактерно противопоставление Бога и человека.
- В большинстве случаев бытие рассматривается с точки зрения идеалистического монизма. Крайний материализм, вроде учения чарваков, в индийской философии большая редкость.
- Несмотря на значительное развитие различных научных дисциплин (математика, механика, астрономия, химия, медицина и др.), связанных с изучением объективной действительности, многие философские учения тяготели к субъективному опыту, а потому не были лишены известной доли умозрительности.
- Вся индийская культура, и философия в том числе, отличается приверженностью традиции. В крайних проявлениях это приводило к исторической инертности и торможению развития передовых культурных тенденций [1].
Заключение
Итак, можно сделать следующие выводы.
Философия Индии, возникшая в середине первого
тысячелетия, закономерно отражала этапы развития индийского общества, переход к патриархальным, а затем – к рабовладельческим отношениям, развитие экономики, сознания человека и особенности политической жизни.
На развитие индийской философской мысли наложили отпечаток климатические условия, своеобразие национального менталитета ведущих рас и этносов Индии, особенности климата, истории и географического положения страны. Всё это обусловило отличительные черты индийской философии:
- обращенность философии внутрь человека;
- жизненные принципы: аскетизм, самоанализ, самоуглубление, недеяние;
- взаимосвязь с религией и национально-культурными традициями;
- окружающий мир и личность тесно связаны;
- абстрактный характер философии;
- учение о перерождении;
- учение о карме.
Историю древней индийской философии можно условно разделить на следующие периоды:
- Ведийский период (XV-VII века до новой эры) - становление индийской философии, развитие мифологических, религиозных и предфилософских учений;
- Классический период (VI—V вв. до н.э.) - первая половина I тыс. н.э. -возникновение и основательное развитие важнейших школ индийской философии (ортодоксальных и неортодоксальных). В этот период сформировались основные классические даршаны.
- Постклассический (или схоластический) период: первая половина I тыс. н.э.—XVIII в. Философия этого периода связана преимущественно с анализом, дальнейшей разработкой и комментированием учений классического периода.
- Период неоиндуизма, или новейшей индийской философии — настоящее время. Происходит возрождение классических и возникновение новых философских учений.
Дальнейшая судьба индийской культурной традиции в Средние века и Новое время крайне напряжена и трагична. Индия видела массовое распространение буддизма, реванш ведической культуры, развитие Тантры и йоги, оформление Вишнуистского и Шиваистского индуизма, влияние мусульманских и европейских завоевателей, гандизм и духовные веяния последних десятилетий. Однако именно в древние времена были заложены истоки основных традиций этой цивилизации и идеологемы, определяющие духовное, а во многом – и социально-политическое развитие Индии до наших времен.
Ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская. Поиск «света, который идет с Востока», «истины о происхождении рода человеческого», которым были заняты многие философы, теософы, и, наконец, хиппи в 60-70 годах ХХ века - очевидное свидетельство той живой связи, которая соединяет западную культуру с Индией. Индийская философия - это не только экзотика, а именно та притягательность целительных рецептов, которые помогают человеку выжить.
Список литературы
1. Аблеев, С Р . История мировой философии : учебник / С. Р. Аблеев. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 414 с.
2. Барковская, А. В. Философия : ответы на экзаменационные вопросы / А. В. Барковская, Е. В. Хомич. - 2-е изд. - Минск: Тетра-Системс, 2009.-160 с.
4. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. — М.: Академический Проект: 2005. — 680 с. — («Фундаментальный учебник»).
5.История философии. Энциклопедия. Главн. научн. ред А.А. Грицанов. -Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом.- 2002.
6. Философия: конспект лекций: учеб. пособие / В.О. Бернацкий
[и др.]; под общ. ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 352 с.
7. Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие/ Е. В. Зорина, Н. Ф. Рахманкулова [и др. ]; под ред. А, П. Алексеева, Л. Е. Яковлевой.— М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- 336 с.
8. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. http://ru.wikipedia.org/wiki/
9. Философия Древней Индии. http://numen.ru/voov/filosofi/
27
[1] Аблеев, С Р . История мировой философии : учебник / С. Р. Аблеев. - М.: АСТ: Астрель, 2005. – С.31-32.
[1] Философия: конспект лекций: учеб. пособие / В.О. Бернацкий
[и др.]; под общ. ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – С.44
[1] Дхаммападя / Пер с пали В Н, Топорова СПб. 1993. С. 81 (VIII. 105).