Философская мысль Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 07:41, реферат

Описание работы

Среди всего многообразия цивилизаций Земли особняком стоит мир великой Индии. Индия – это вымощенный тысячелетиями перекресток нескольких могучих культур. Главный вклад индийской цивилизации в духовную общечеловеческую сокровищницу – это разработка психотехник, путей самосовершенствования, поиск ключей к внутреннему миру человека, исследование и построение карт-путеводителей человеческого сознания.

Содержание

Введение 3
1. Истоки индийской философии 4
2. Основные этапы развития Индийской философии 6
3. Философские идеи Упанишад 9
3. Школы индийской философии 12
3.1. Ортодоксальные школы индийской философии 13
3.2.Неортодоксальиые школы 18
4. Общие черты индийской философии 23
Заключение 25
Список литературы 27

Работа содержит 1 файл

философия древней индии.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

Вначале буддизм был преимущественно этическим учением, альтернативным брахманистскому. С буддийской точки зрения соблюдение ведийских ритуалов бесполезно. Будда, по преда­нию, уклонялся от обсуждения «метафизических проблем» считая более важным научить людей тому, как навсегда изба­виться от страданий Главные идеи первоначального буддиз­ма — «четыре благородные истины» и «восьмеричный путь спа­сения». Четыре благородные истины: 1. Жизнь полна страданий. 2. Привязанность к жизни — корень страданий 3. Можно пресечь корень страданий. 4. Есть путь пресечения корня стра­даний. Это восьмеричный путь спасения, он - срединный, от­вергающий и аскетизм, и чувственные наслаждения. Правиль­но поняв истины, следуя правильному внутреннему настрою и поведению, человек достигнет нирваны (затухание, остыва­ние, распутывание паутины). Будда сравнивает нирвану с угасающим пламенем, не получающим поддержки Она есть отре­чение от жажды жизни, невозмутимость, самодостаточность — полное освобождение. Вокруг этого ядра складывается фило­софско-религиозное учение. Все существует по закону причин­ности — закону зависимого возникновения (пратитья-самутпада). Ненавистью нельзя прекратить ненависть, поэтому добром надо отвечать и на добро, и на зло. Безусловно благое состоя­ние — нирвана, она выше добра и зла. Бытие Бога, души, лич­ности не абсолютно, не имеет субстанциональной основы. Ис­тинное бытие — сверхбытие-небытие, которое невыразимо в конкретных характеристиках. Оно может быть отождествлено с нирваной и великой пустотой - шуньей.

Буддизм не призна­ет принципиального различия между субъектом и объектом, духом и материей. Состояния страдания и избавления от страданий — не только субъективны, они суть объективные реалии различных уровней. Страдание — это не только мучения, вы­зываемые желаниями, но и волнение, пульсация (вспыхивание и затухание) энергетических психофизических элементов бы­тия — дхарм. Избавление от страданий, освобождение есть од­новременно прекращение волнения дхарм. Личность, душа, Я не есть некая неразложимая целостность, это результат дей­ствия нескольких наборов дхарм, распадающихся при освобож­дении. Тогда разрушается причинная связь, приводящая к рож­дению нового существа и возобновлению страданий. Достиже­ние нирваны — не следствие благодати, а величайшее завоевание самого освобождающегося — победа над собой. Как сказано в Дхаммапяде (популярном произведении из Типитаки), никакое божество не сможет «превратить у такого человека победу в поражение»[1]. Основные философские школы хина­яны — вайбхашика и саутрантика, махаяны — йогачара и мадхьямика [7]. Приблизительно в IV—V в. н. э. начинает формироваться особое направление в буддизме, получившее название Ваджраяна (букв. «Алмазная колесница»), или тантрический буддизм. Отличие этого направления от Махаяны и Тхеравады (Хинаяны) заключалось не в новых философских взглядах (теория была почерпнута и у махаянских авторов, и у Васубандху), а в методах достижения просветления. Главное преимущество Ваджраяны с точки зрения ее учителей состояло в эффективности ее пути, позволяющего адепту в течение одной жизни достичь просветления. Основные методы Ваджраяны могут быть сведены к совершению особых, имеющих сложное символическое значение ритуалов, к практике рецитации небольших фраз с символическим значением — мантр, технике визуализации (мысленного воспроизведения образов) различных божеств и созерцанию особых символических картин-икон — мандал. Практика чтения мантр имела в Ваджраяне столь большое значение, что часто сами адепты называли ее Мантраяной (букв.: «Путь мантр»), в противовес классической буддийской Сутраяне (букв.: «Путь сутр»), т. е. Махаяне и Тхераваде [4].

2. Джайнизм — индийская религия и философ­ское учение, схожие с буддийскими. Основатель — Вардхамана (VI в до н э.), называемый Махавира (Великий герой) и Джи­на (Победитель). Два основных направления джайнизма: дигамбары («одетые сторонами света», т е. нагие) и шяетмбары («одетые в белое»). В онтологии джайнизма дуализм сочетается с плюрализмом. Из девяти ее категорий две важней­шие — джива (живое) и аджива (неживое). Джива — вечная, живая, духовная сущность — субстанция множества отдельных душ - джив, находящихся на разных уровнях развитости и спо­собных (хотя бы потенциально) к познанию и деятельности. Аджива — сущность остальных (материальных) субстанций. К последним относятся вещество, состоящее из атомов, пространство, время и др. [7].

Особенностью джайнской доктрины является положение о том, что наряду с грубой материей, из которой состоят объекты внешнего мира, существует и особый вид материальной субстанции, представляющий собой тонкое, не воспринимаемое органами чувств вещество. Этот вид материи называется карма. Именно она определяет условия и обстоятельства воплощения души. Кармическая материя бывает восьми основных видов: затемняющая знание, затемняющая видение, порождающая чувства, вводящая в заблуждение, определяющая продолжительность жизни, формирующая тело, определяющая семью и затемняющая силу. Эти виды, в свою очередь, подразделяются на множество подвидов. Кроме того, карма может рассматриваться в качестве добродетельной (пунья), представляющей собой благие заслуги души, и порочной (папа), выражающейся в дурных наклонностях и поступках [4]. Изменения в мире происходят по закону кармы. В несовершенном состоянии джива связана с адживой, страдает от этой зависимости, находясь во власти сансары. Со­вершенное состояние — нирвана, мокша. Освободившиеся дживы поднимаются на вершину Вселенной и пребывают там, в со­стоянии духовной чистоты и блаженства, сохраняя свою индивидуальность Правильное познание и строгое выполнение нравственных требований и предписаний ведут к освобожде­нию. Наиболее важным считается соблюдение ахимсы.

3. Локаята (чарвака) («мирская» от лока — мир). Основателем уче­ния считается легендарный мудрец Брихаспати (ок. V в. до н. э.). Произведений локаяты не сохранилось, ее идеи дошли в критическом изложении сторонников других даршан Локая-тики признают истинно существующим только то, что доступ­но чувственному восприятию, оно же признается единственно надежным источником познания. Утверждается, что каждое яв­ление есть осуществление заложенной в нем изначально собст­венной, индивидуальной природы (свабхавы). Все существую­щее, в том числе и сознание, рассматривается как результат взаимодействия материальных первоэлементов. Поэтому отвер­гается учение об Атмане, карме-сансаре, освобождении, утвер­ждается, что индивидуальное существование полностью пре­кращается со смертью, смысл жизнь — в удовольствии, особен­но — чувственном. Вульгарный материализм и сенсуализм локаяты вполне последовательно дополняется гедонизмом [7].

4. Общие черты индийской философии

 

Философская традиция Индии очень своеобразна, и по многим своим особенностям значительно отличается от философии европейской. Отчетливо выраженное своеобразие, в значительной степени объясняется ее происхождением и общекультурными основаниями. Философское мышление возникало путем интериоризации ритуальной практики за счет усиления и автономного развития ментальной составляющей ритуала. Познавательный акт рождался как особое ритуальное действие («жертва знанием»), основанное на аскетической отрешенности от мира и подвижничестве («внутренней обрядности»). Философское умозрение обеспечивалось ритуальной по своим истокам практикой медитации, трансформирующей человеческое сознание и выводящей его по ту сторону различий, значимых для обыденного мышления.

Можно отметить общие, наиболее существенные характерные черты индийской философии:

— Параллельное сосуществование множества различных школ и течений. Теисты, атеисты, идеалисты, материалисты, рационалисты, интуитивисты, скептики, гедонисты имели возможность выражать и развивать свои взгляды.

— Преобладание духовной проблематики (спиритуализма) и тесная связь с религиозными учениями. Основой философских систем нередко являлось не просто интеллектуальное умозрение, но особый мистический опыт, который выражался рациональными средствами.

— Философия, как правило, имеет чисто практический характер. Она призвана наилучшим образом организовывать повседневную жизнь человека.

— Высшая практическая и вместе с тем духовная цель жизни человека — достижение освобождения (мокша или мукти) от страданий и материальных оков земного мира.

— Пессимизм в индийской философии является не конечным, а исходным положением. Он основан на душевной неудовлетворенности и беспокойстве за существующий порядок вещей, при котором мир наполнен страданиями. Стремление осознать причину зла и преодолеть его стимулирует развитие философии, которая привносит оптимистическую идею о возможности освобождения.

— Практически все школы, кроме черваки, так или иначе разделяют убеждение в существовании «вечного нравственного миропорядка» - высшей упорядоченности и справедливости, которые властвуют над всеми мирами и их обитателями - богами, людьми и животными.

- Незнание (авидья) расценивается как причина зависимости и страданий живых существ. Освобождение невозможно без приобретения духовного знания о подлинной реальности.

- Нехарактерно противопоставление Бога и человека.

- В большинстве случаев бытие рассматривается с точки зрения идеалистического монизма. Крайний материализм, вроде учения чарваков, в индийской философии большая редкость.

- Несмотря на значительное развитие различных научных дисциплин (математика, механика, астрономия, химия, медицина и др.), связанных с изучением объективной действительности, многие философские учения тяготели к субъективному опыту, а потому не были лишены известной доли умозрительности.

- Вся индийская культура, и философия в том числе, отличается приверженностью традиции. В крайних проявлениях это приводило к исторической инертности и торможению развития передовых культурных тенденций [1].

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, можно сделать следующие выводы.

Философия Индии, возникшая в середине первого
тысячелетия, закономерно отражала этапы развития индийского общества, переход к патриархальным, а затем – к рабовладельческим отношениям, развитие экономики, сознания человека и особенности политической жизни.

На развитие индийской философской мысли наложили отпечаток климатические условия, своеобразие национального менталитета ведущих рас и этносов Индии, особенности климата, истории и географического положения страны. Всё это обусловило отличительные черты индийской философии:

- обращенность философии внутрь человека;

- жизненные принципы: аскетизм, самоанализ, самоуглубление, недеяние;

- взаимосвязь с религией и национально-культурными традициями;

- окружающий мир и личность тесно связаны;

- абстрактный характер философии;

- учение о перерождении;

- учение о карме.

Историю древней индийской философии можно условно разделить на следующие периоды:

- Ведийский период (XV-VII века до новой эры) - становление индийской философии, развитие мифологических, религиозных и предфилософских учений;

- Классический период (VI—V вв. до н.э.) - первая половина I тыс. н.э. -возникновение и основательное развитие важнейших школ индийской философии (ортодоксальных и неортодоксальных). В этот период сформировались основные классические даршаны.

- Постклассический (или схоластический) период: первая половина I тыс. н.э.—XVIII в. Философия этого периода связана преимущественно с анализом, дальнейшей разработкой и комментированием учений классического периода.

- Период неоиндуизма, или новейшей индийской философии — настоящее время. Происходит возрождение классических и возникновение новых философских учений.

Дальнейшая судьба индийской культурной традиции в Средние века и Новое время крайне напряжена и трагична. Индия видела массовое распространение буддизма, реванш ведической культуры, развитие Тантры и йоги, оформление Вишнуистского и Шиваистского индуизма, влияние мусульманских и европейских завоевателей, гандизм и духовные веяния последних десятилетий. Однако именно в древние времена были заложены истоки основных традиций этой цивилизации и идеологемы, определяющие духовное, а во многом – и социально-политическое развитие Индии до наших времен.

Ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская. Поиск «света, который идет с Востока», «истины о происхождении рода человеческого», которым были заняты многие философы, теософы, и, наконец, хиппи в 60-70 годах ХХ века - очевидное свидетельство той живой связи, которая соединяет западную культуру с Индией. Индийская философия - это не только экзотика, а именно та притягательность целительных рецептов, которые помогают человеку выжить.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Аблеев, С Р . История мировой философии : учебник / С. Р. Аблеев. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 414 с.

2. Барковская, А. В. Философия : ответы на экзаменационные вопросы / А. В. Барковская, Е. В. Хомич. - 2-е изд. - Минск: Тетра-Системс, 2009.-160 с.

3. История восточной философии. М.Т.Степанянц.- М.: ИФРАН, 1998

4. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. — М.: Академический Проект: 2005. — 680 с. — («Фундаментальный учебник»).

5.История философии. Энциклопедия. Главн. научн. ред А.А. Грицанов. -Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом.- 2002.

6. Философия: конспект лекций: учеб. пособие / В.О. Бернацкий
[и др.]; под общ. ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 352 с.

7. Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие/ Е. В. Зорина, Н. Ф. Рахманкулова [и др. ]; под ред. А, П. Алек­сеева, Л. Е. Яковлевой.— М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- 336 с.

8. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. http://ru.wikipedia.org/wiki/Индийская_философия

9. Философия Древней Индии. http://numen.ru/voov/filosofi/ind.htm

 

27

 



[1] Аблеев, С Р . История мировой философии : учебник / С. Р. Аблеев. - М.: АСТ: Астрель, 2005. – С.31-32.

 

[1] Философия: конспект лекций: учеб. пособие / В.О. Бернацкий
[и др.]; под общ. ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – С.44

 

[1] Дхаммападя / Пер с пали В Н, Топорова СПб. 1993. С. 81 (VIII. 105).

 


Информация о работе Философская мысль Древней Индии