Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 07:41, реферат
Среди всего многообразия цивилизаций Земли особняком стоит мир великой Индии. Индия – это вымощенный тысячелетиями перекресток нескольких могучих культур. Главный вклад индийской цивилизации в духовную общечеловеческую сокровищницу – это разработка психотехник, путей самосовершенствования, поиск ключей к внутреннему миру человека, исследование и построение карт-путеводителей человеческого сознания.
Введение 3
1. Истоки индийской философии 4
2. Основные этапы развития Индийской философии 6
3. Философские идеи Упанишад 9
3. Школы индийской философии 12
3.1. Ортодоксальные школы индийской философии 13
3.2.Неортодоксальиые школы 18
4. Общие черты индийской философии 23
Заключение 25
Список литературы 27
Роль «Упанишад» в истории всей индийской философии чрезвычайно велика. Они, по существу, являются фундаментом для всех или почти всех последующих философских течений, появившихся в Индии, так как в них были поставлены или разрабатывались идеи, которые длительное время «питали» философскую мысль в Индии. Можно сказать, что в истории Индии, а в известной мере и некоторых близлежащих стран Среднего и Дальнего Востока, «Упанишады» являются тем же, чем для Европы философия Древней Греции [9].
3. Школы индийской философии
Классическая философия Индии насчитывает 9 основных школ: 6 ортодоксальных школ (признающих ведическую философию) и 3 неортодоксальные школы (спорящие с Ведами).
Ортодоксальные школы (астика): ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса, веданта. Ортодоксальные школы признают авторитет Вед, а следовательно, и существование Бога, бессмертие души, жизнь после смерти, перевоплощение души, высшие миры.
Две последние школы основываются непосредственно на текстах Вед. Первые четыре образованы па независимых основаниях. Все отмеченные школы — идеалистические либо тяготеющие к идеализму.
Неортодоксальные школы (настика): адживика, буддизм, джайнизм, червака-локаята. Специфика этих школ определялась отрицанием безусловного авторитета вед и апелляцией не только к брахманам, а к более широким слоям населения.
Строго говоря, важнейшие аспекты философского понимания мира и человека в джайнизме и буддизме не так уж принципиально отличались от ведической философии. В этих школах признавалась и трансцендентная реальность (высшие миры), и посмертная жизнь, и перевоплощение, и сверхчеловеческие (божественные) существа. Острие их критики было направлено против религиозно-культовой и социальной практики браминов (жрецов), монополизировавших духовную истину и превративших ее в пустой, по очень прибыльный ритуал.
А вот воззрения адживиков и черваков, действительно, имели качественные отличия от ведического миропонимания. Сторонники черваки, например, отрицали Бога, посмертное бытие, перевоплощения, высшие миры, существование души. Цель жизни они видели в поиске наслаждений. Червака — наивно-материалистическая школа. Адживика также во многом тяготела к материализму.
Для всех философских школ Индии характерна высокая терпимость друг к другу, несмотря на различие взглядов, особенно среди ортодоксальных школ. Истина одна, но путей к ней может быть много: каждая из систем считает себя одним из таких путей, не исключающим возможности существования других.
Содержательная специфика философских школ Древней Индии (даршан) представлена в таблице 1. [2].
3.1. Ортодоксальные школы индийской философии
Ортодоксальные системы расходятся между собой прежде всего во взглядах на субстанциональную основу мира: веданта и миманса усматривают одну такую основу (брахман), санкхья и йога – две (пуруша-дух и пракрити-материя), ньяя и вайшешика – множество (дживы-души). Однако при этом все они признают существование духовной реальности, находящейся за рамками человеческого сознания, – сверхсознания, сущностную духовность мира.
Несмотря на различия в духовных практиках и представлениях о методах познания, все ортодоксальные школы видят человеческий разум ограниченным и признают мистическую интуицию главным путем истинного познания. Общей идеей является также идея сансары, представление о цикличности развития мира. Все ортодоксальные мыслители признают естественность космической и социальной иерархии, необходимость кастового деления общества [6]. Кратко охарактеризуем их.
1. Санкхья (перечисление, рассмотрение). Одна из самых древних школ, основателем ее считается легендарный мудрен Капила (VII в до н.э), а пик влиятельности санкхьи приходится на середину I тысячелетия нашей эры.
27
Таблица 1
Философские школы Древней Индии
Школы | Основатели и время их жизни | Онтология | Психология | Гносеология | Сотериология (учение о спасении} |
Неортодоксальные школы (настика) | |||||
Джайнизм | Вархамана (VI в. до н. э.), названный Махавирой («Великий герой») и Джиной («Победитель») | Две основные субстанции 1: джива (душа, все живое) и аджива (недуша, неживое) | Две формы бытия души (дживы) совершенное и несовершенное, связанное с материей (адживой) и кармой | Два вида познания, несовершенное (непосредственное и опосредованное) и совершенное (интуиция, доступная только освобожденному от уз материи) | Мокша как результат крайнею аскетизма, обязательным элементом которого является принцип ахимсы (непричинение вреда живому) |
Буддизм | Сиддхарпха Гаутама (VI-V вв до н. э), названный Буддой («Просветленный») | Основа мира - пустота (шунья). Видимый мир и сансара образуются вследствие волнения («зависимого возникновения») дхарм (в буддизме - мельчай-шие психофизические элементы, энергии) | Отрицание субстанциальности души (анатман) как вечного и неизменного начала | Рассмотрение внешнего мира как иллюзии (майя) и акцент на практике созерцательного размышления (медитации) | Учение о «чешрех благородных истинах». I) о страдании (жизнь в мире полна страданий); 2) о причине страданий (желании): 3) о прекращении страданий (нирване). 4) о куш, ведущем к прекращению страданий (восьмеричный путь) |
— 1 Субстанция - первосущность, первопричина
Продолжение таблицы 1
Школы | Основатели и время их жизни | Онтология | Психология | Гносеология | Сотериология (учение о спасении) |
Локаята (позднее название -чарвака) | Брихаспати (легендарный мудрец, наставник богов) | Мир образуется соединением четырех элементов: земли, воды, огня и воздуха | Отрицание бессмертия души и кармы Человек и сознание производны от четырех элементов | Ощущения как основной источник познания | Смысл жизни - в достижении счастья, понимаемого как наслаждение, удовольствие |
Ортодоксальные школы (астика) - | |||||
Санкхья Йога | Калила (ок. VII в. до н. э.) Патанджали (ок. 11 в. до н. э.) | Дуализм духовного начала. (Пуруши) и природно-материального (Пракрита), образованного соединением трех гун (психофизических энергий) | Сложная иерархическая структура психики, образованная путем последовательного проявления Пуруши в гунной материи | Три источника познания: восприятие, логическое умозаключение и свидетельство авторитетов. Цель познания -очищение и просветление сознания | Мокша как освобождение от гунной зависимости. Три пути к освобождению: джняна-йога (йога познания): бхакти-йога (йога сердца) и карма-йога (йога действия) |
Вайшешика Ньяя | Канада (III в. до н. э.) Гаутама (ок. 111в. дон. э.) | Субстанция (дравья) как субстрат качества и действия. Особый интерес - учение об атомах, определяющих характеристики физических элементов и объектов | Иерархия психики выстраивается «снизу»: от чувственных способностей к интеллектуальным. Атман (сознание, Я) зависит от тела | Четыре источника познания: восприятие, вывод, сравнение и доказательство. Развитие логики как условия истинного познания | Мокша как освобождение Атмана (Я) от страдания (привязанностей, желаний, волнений) |
Веданта Миманса | Шанкара (VIII в.) Джаймини (ок. Ve. дон. э.) | Брахман-Атман как субстанциальные основания космоса | Высшее психическое начало-индивидуальный атман как элемент абсолютного | Основной источник познания - священные тексты (веды, «Бхагавадги-та», «Брахмасутра») | Мокша как результат следования дхарме и соблюдения ритуалов |
27
Все многообразие Вселенной рассматривается как результат взаимодействия двух первоначал — материального (пракрита) и идеального (пуруши) Пракрити (прасоздательница) — источник различных качеств и производящих сил мира Пуруша (человек, мужчина) — бездеятельный и бескачественный дух, сближаемый с атманом. Задача познания и самосовершенствования — понять устройство мира, независимость пуруши от пракрити, самодостаточность духа, отождествить свою сущность с ним, разъединить пракрити и пурушу в себе и тем самым достичь освобождения — мокши. Вариант теистической санкхьи представлен в знаменитом и по сей день религиозно-философско-
2. Йога (связь, усилие), основателем ее считается Патанджали (II в. до н. э. или II в. н.э.) — автор «Йогасутры». Йога переводит в практическое русло намеченные санкхьей пути и методы освобождения. Иогин, разделяющий, посредством активных устий и сосредоточенности, своего пурушу от своей пракрити, идет к Высшему Пуруше, обладающему сакральной сверхценностыо и именующемуся Ишварой — Господом, Владыкой. Для этого разработан «восьмеричный» метол йоги: строгое соблюдение религиозных предписаний и нравственных требований, особенно ахимсы — непричинения вреда живым существам; контроль над организмом с помощью физических и дыхательных упражнений; концентрация чувств, внимания, созерцания, — таким образом последовательно устраняется зависимость от все более тонких составных Пракрити. И наконец, достигается состояние транса (самадхи), когда всякое различение исчезает, прекращается даже размышление и наступает освобождение.
3. Ньяя (правило, логика). Дарнтана основана Готамой (II в. до н. э. или II в. н.э.). Исходный текст — «Ньяясутра». Сторонники школы считают, что к освобождению следует идти, пресекая привязанности человеческого Я к объектам, обращаясь к атману в себе, являющемуся органом чистой мысли. Главный путь к этому — познание. Отсюда сосредоточенность даршаны на проблематике гносеологии и логики, которые развивались в тесном взаимодействии и полемике с соответствующими идеями буддизма. Исследуя способы познания, философы ньяи построили классификацию видов достоверного и недостоверного знания, разработали различные формы логического вывода. В мировоззренческих вопросах ньяя в основном следовала положениям вайшешики.
4. Вайшсшика (различение) Школа основана Канадой (I в. до н. э. или I в. н.э.), создателем «Вайшешикасутры». В основе метафизики вайшешики лежат идеи теизма, атомизма, а также реализма схоластического типа. Последний вайшешика отстаивала в споре с буддистами, защищая тезис о том, что категории, подобно вещам, обладают реальным самостоятельным существованием. Согласно вайшешике, абсолютное божественное Я — Ишвара творит из атомов миры, поддерживает их и разрушает с помощью особой ценностно-каузальной силы — адришты (невидимое), действующей по закону кармы. Знание — выявление системы мира. В ней различаются семь видов реальности, каждая из которых имеет множество форм. Так, субстанция — носитель качеств и действий, имеет девять форм: пять элементов-стихий: земля, вода, огонь, воздух, эфир (акаша) и сше четыре элемента — пространство, время, душа-атман, ум-манас (орган координации данных сознания).
5. Пурва-миманса (букв.: первое исследование). Основателем школы считается Джаймини (IV—ЦП вв. до н. о.), автор «Мимансасутры». Эта даршана возникла в целях сохранения Вед и ведийского ритуала. Веды понимаются как фундаментальная священная, совершенная, несущая дхарму реальность. Она имеет изначальную словесную природу, лишь частично проявляющуюся в звуках человеческой речи. Следствием исполнения ритуала является освобождение. Последнее понимается как избавление от страданий и наслаждение плодами ритуалов. Миманса способствовала поддержанию общинно-кастовой организации и всего ценностного строя культур брахманизма и индуизма.
6. Веданта (завершение Вед). Основоположником данной школы и автором «Ведантасутры» («Брахмасутры») считается Бадараяна (IV—III вв. до н. э.). Веданта представляет собой философскую разработку идей Упанишад и Бхагавадгиты о Брахмане как Божественном первоначале, об Атмане-духе и об освобождении как следствии преданности (бхакти) Божеству и познания тождественности своей сущности Атману и Брахману. В классической веданте существует три главных направления. Шанкара (788—820), вероучитель шиваизма, творчески переосмысливая идеи буддизма, создает строго монистическую адвайта (недвойственную) веданту. Согласно Шанкаре, многообразие мира иллюзорно и в то же время объективно. Абсолютно реален лишь Брахман, а все остальное создано его творческой силой — майей. Атман человека по сути тождествен Брахману. Освобождение и блаженство достигаются путем такого познания, в котором сливаются познающий, познаваемый абсолют и само познание. Шанкара полагает возможным освобождение от уз кармы при жизни — дживанмукти. Рамануджа (XI—XII вв.), вероучитель вишнуизма, разрабатывает не строго монистический вариант адвайта-веданты — вишишта (различающая) адвайта. Полагает, что Вселенная и души обладают относительной реальностью, а Атман человека есть часть божественного духа. Мадхва (XIV в.), другой вишнуитский вероучитель, строит систему дуалистической — двайта веданты. Утверждает, что мир - индивидуальные души — не создания майи, не иллюзия, а особая, отличная от Брахмана, реальность. В Новое время идеи веданты нашли свое продолжение в учениях Рамакрйшны (1836—1886), Свами Винекананды (1969—1902), Ауробиндо Гхоша (1872—1950), Сарвепалли Радхакришнана (1908—1975) и др. [7].
3.2.Неортодоксальиые школы
1. Буддизм — мировая религия (наряду с христианством и исламом) и философское учение. Основан в Индии в VI в. до н. э. Сиддхартхой Гаутамой (623—544), названы Буддой (просветленным, пробудившимся). Главное произведение буддизма — Типйтака (три корзины), записанные в 80-х гг. I в. до н. э. на Цейлоне, на языке пали. Более тысячи лет буддизм был широко распространен в Индии, но к началу второго тысячелетия оказался почти полностью вытесненным из страны, успев к этому времени существенно повлиять на индуизм и укорениться во многих областях далеко за ее пределами. Основные ветви буддизма — хинаяна и махаяна. Хинаяна (малая колесница) — «узкий путь спасения», близкое к первоначальному буддизму направление, в рамках которого развивается учение о том, что освобождение есть главным образом дело личного совершенствования человека, посвятившего этому жизнь. Достигают нирваны самые совершенные — архаты. Махаяна (большая колесница) — «широкий путь спасения», направление, в котором произошло обожествление Будды, развитие его культа и почитания совершенных людей (боддхисаттв), а также образование монашеских общин (сангх). Согласно махаяне, возможности спасения широко открыты мирянам, а боддхисаттва — человек, сострадающий другим людям и показывающий им путь освобождения.