Философская мысль Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 07:41, реферат

Описание работы

Среди всего многообразия цивилизаций Земли особняком стоит мир великой Индии. Индия – это вымощенный тысячелетиями перекресток нескольких могучих культур. Главный вклад индийской цивилизации в духовную общечеловеческую сокровищницу – это разработка психотехник, путей самосовершенствования, поиск ключей к внутреннему миру человека, исследование и построение карт-путеводителей человеческого сознания.

Содержание

Введение 3
1. Истоки индийской философии 4
2. Основные этапы развития Индийской философии 6
3. Философские идеи Упанишад 9
3. Школы индийской философии 12
3.1. Ортодоксальные школы индийской философии 13
3.2.Неортодоксальиые школы 18
4. Общие черты индийской философии 23
Заключение 25
Список литературы 27

Работа содержит 1 файл

философия древней индии.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

Роль «Упанишад» в истории всей индийской философии чрезвычайно велика. Они, по существу, являются фундаментом для всех или почти всех последующих философских течений, появившихся в Индии, так как в них были поставлены или разрабатывались идеи, которые длительное время «питали» философскую мысль в Индии. Можно сказать, что в истории Индии, а в известной мере и некоторых близлежащих стран Среднего и Дальнего Востока, «Упанишады» являются тем же, чем для Европы философия Древней Греции [9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Школы индийской философии

 

Классическая философия Индии насчитывает 9 основных школ: 6 ортодоксальных школ (признающих ведическую философию) и 3 неортодоксальные школы (спорящие с Ведами).

Ортодоксальные школы (астика): ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса, веданта. Ортодоксальные школы признают авторитет Вед, а следовательно, и существование Бога, бессмертие души, жизнь после смерти, перевоплощение души, высшие миры.

Две последние школы основываются непосредственно на текстах Вед. Первые четыре образованы па независимых основаниях. Все отмеченные школы — идеалистические либо тяготеющие к идеализму.

Неортодоксальные школы (настика): адживика, буддизм, джайнизм, червака-локаята. Специфика этих  школ определялась отрицанием безусловного авторитета вед и апелля­цией не только к брахманам, а к более широким слоям населения.

Строго говоря, важнейшие аспекты философского понимания мира и человека в джайнизме и буддизме не так уж принципиально отличались от ведической философии. В этих школах признавалась и трансцендентная реальность (высшие миры), и посмертная жизнь, и перевоплощение, и сверхчеловеческие (божественные) существа. Острие их критики было направлено против религиозно-культовой и социальной практики браминов (жрецов), монополизировавших духовную истину и превративших ее в пустой, по очень прибыльный ритуал.

А вот воззрения адживиков и черваков, действительно, имели качественные отличия от ведического миропонимания. Сторонники черваки, например, отрицали Бога, посмертное бытие, перевоплощения, высшие миры, существование души. Цель жизни они видели в поиске наслаждений. Червака — наивно-материалистическая школа. Адживика также во многом тяготела к материализму.

Для всех философских школ Индии характерна высокая терпимость друг к другу, несмотря на различие взглядов, особенно среди ортодоксальных школ. Истина одна, но путей к ней может быть много: каждая из систем считает себя одним из таких путей, не исключающим возможности существования других.

Содержательная специ­фика философских школ Древней Индии (даршан) представлена в таблице 1. [2].

 

3.1. Ортодоксальные школы индийской философии

 

Ортодоксальные системы расходятся между собой прежде всего во взглядах на субстанциональную основу мира: веданта и миманса усматривают одну такую основу (брахман), санкхья и йога – две (пуруша-дух и пракрити-материя), ньяя и вайшешика – множество (дживы-души). Однако при этом все они признают существование духовной реальности, находящейся за рамками человеческого сознания, – сверхсознания, сущностную духовность мира.

Несмотря на различия в духовных практиках и представлениях о методах познания, все ортодоксальные школы видят человеческий разум ограниченным и признают мистическую интуицию главным путем истинного познания. Общей идеей является также идея сансары, представление о цикличности развития мира.  Все ортодоксальные мыслители признают естественность космической и социальной иерархии, необходимость кастового деления общества [6]. Кратко охарактеризуем их.

1. Санкхья (пере­числение, рассмотрение). Одна из самых древних школ, основа­телем ее считается легендарный мудрен Капила (VII в до н.э), а пик влиятельности санкхьи приходится на середину I тысяче­летия нашей эры.

 

27

 



Таблица 1

Философские школы Древней Индии

 

Школы

Основатели и время их жизни

Онтология

Психология

Гносеология

Сотериология (учение о спасении}

Неортодоксальные школы (настика)

Джайнизм

Вархамана (VI в. до н. э.), названный Махавирой («Великий герой») и Джиной («Победитель»)

Две основные субстан­ции 1: джива (душа, все живое) и аджива (не­душа, неживое)

Две формы бытия души (дживы) совершенное и несовершенное, свя­занное с материей (адживой) и кармой

Два вида познания, несовершенное (непос­редственное и опосре­дованное) и совершен­ное (интуиция, доступ­ная только освобожден­ному от уз материи)

Мокша как результат крайнею аскетизма, обязательным элементом которого является при­нцип ахимсы (непричинение вреда живому)

Буддизм

Сиддхарпха Гаутама (VI-V вв до н. э), названный Буддой («Просветленный»)

Основа мира - пусто­та (шунья). Видимый мир и сансара обра­зуются вследствие волнения («зависимого возникновения») дхарм (в буддизме - мельчай-шие психофизические элементы, энергии)

Отрицание субстанци­альности души (анатман) как вечного и не­изменного начала

Рассмотрение внешне­го мира как иллюзии (майя) и акцент на прак­тике созерцательного размышления (медита­ции)

Учение о «чешрех благород­ных истинах».

I) о страдании (жизнь в мире полна страда­ний);

2) о причине страданий (желании):

3) о прекращении страданий (нирване).

4) о куш, ведущем к прекращению стра­даний (восьмеричный путь)

—    1 Субстанция - первосущность, первопричина

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 1

 

Школы

Основатели и время их жизни

Онтология

Психология

Гносеология

Сотериология (учение о спасении)

Локаята (позднее название -чарвака)

Брихаспати (леген­дарный мудрец, на­ставник богов)

Мир образуется соеди­нением четырех элементов: земли, воды, огня и воздуха

Отрицание бессмертия души и кармы Человек и сознание производны от четырех элементов

Ощущения как основ­ной источник познания

Смысл жизни - в достижении счастья, понимаемого как на­слаждение, удовольствие

Ортодоксальные школы (астика) -

Санкхья Йога

Калила (ок. VII в. до н. э.) Патанджали (ок. 11 в. до н. э.)

Дуализм духовного начала. (Пуруши) и природно-материального (Пракрита), образованного соедине­нием трех гун (психо­физических энергий)

Сложная иерархическая структура психики, об­разованная путем пос­ледовательного прояв­ления Пуруши в гунной материи

Три источника позна­ния: восприятие, логи­ческое умозаключение и свидетельство автори­тетов. Цель познания -очищение и просветле­ние сознания

Мокша как освобождение от гунной зависимости. Три пути к освобождению: джняна-йога (йога познания): бхакти-йога (йога сердца) и карма-йога (йога действия)

Вайшешика Ньяя

Канада (III в. до н. э.) Гаутама (ок. 111в. дон. э.)

Субстанция (дравья) как субстрат качества и действия. Особый интерес - учение об атомах, определяющих характеристики физи­ческих элементов и объектов

Иерархия психики вы­страивается «снизу»: от чувственных способностей к интеллектуальным. Атман (сознание, Я) зависит от тела

Четыре источника познания: восприятие, вывод, сравнение и до­казательство. Развитие логики как условия ис­тинного познания

Мокша как освобождение Атмана (Я) от страдания (привя­занностей, желаний, волнений)

Веданта Миманса

Шанкара (VIII в.) Джаймини (ок. Ve. дон. э.)

Брахман-Атман как субстанциальные осно­вания космоса

Высшее психическое на­чало-индивидуальный атман как элемент абсо­лютного

Основной источник поз­нания - священные тек­сты (веды, «Бхагавадги-та», «Брахмасутра»)

Мокша как результат следова­ния дхарме и соблюдения риту­алов

27

 



Все многообразие Вселенной рассматривается как результат взаимодействия двух первоначал — материального (пракрита) и идеального (пуруши) Пракрити (прасоздательница) — источник различных качеств и производящих сил мира Пуруша (человек, мужчина) — бездеятельный и бескачественный дух, сближаемый с атманом. Задача познания и самосовершенствования — понять устройство мира, независимость пуруши от пракрити, самодостаточность духа, отождествить свою сущность с ним, разъединить пракрити и пурушу в себе и тем самым достичь освобождения — мокши. Вариант теистической санкхьи представлен в знаменитом и по сей день религиозно-философско-поэтическом произведении — Бхагавадгйте.

2. Йога (связь, усилие), основателем ее считается Патанджали (II в. до н. э. или II в. н.э.) — автор «Йогасутры». Йога переводит в практическое русло намеченные санкхьей пути и методы освобождения. Иогин, разделяющий, посредством активных устий и сосредоточенности, своего пурушу от своей пракрити, идет к Высшему Пуруше, обладающему сакральной сверхценностыо и именующемуся Ишварой — Господом, Владыкой. Для этого разработан «восьмеричный» метол йоги: строгое соблюде­ние религиозных предписаний и нравственных требований, осо­бенно ахимсы — непричинения вреда живым существам; конт­роль над организмом с помощью физических и дыхательных упражнений; концентрация чувств, внимания, созерцания, — та­ким образом последовательно устраняется зависимость от все более тонких составных Пракрити. И наконец, достигается со­стояние транса (самадхи), когда всякое различение исчезает, прекращается даже размышление и наступает освобождение.

3. Ньяя (правило, логика). Дарнтана основана Готамой (II в. до н. э. или II в. н.э.). Исходный текст — «Ньяясутра». Сторон­ники школы считают, что к освобождению следует идти, пресе­кая привязанности человеческого Я к объектам, обращаясь к атману в себе, являющемуся органом чистой мысли. Главный путь к этому — познание. Отсюда сосредоточенность даршаны на проблематике гносеологии и логики, которые развивались в тесном взаимодействии и полемике с соответствующими иде­ями буддизма. Исследуя способы познания, философы ньяи по­строили классификацию видов достоверного и недостоверного знания, разработали различные формы логического вывода. В мировоззренческих вопросах ньяя в основном следовала по­ложениям вайшешики.

4. Вайшсшика (различение) Школа основана Канадой (I в. до н. э. или I в. н.э.), создателем «Вайшешикасутры». В основе метафизики вайшешики лежат идеи теизма, атомизма, а также реализма схоластического типа. По­следний вайшешика отстаивала в споре с буддистами, защищая тезис о том, что категории, подобно вещам, обладают реальным самостоятельным существованием. Согласно вайшешике, абсо­лютное божественное Я — Ишвара творит из атомов миры, под­держивает их и разрушает с помощью особой ценностно-каузаль­ной силы — адришты (невидимое), действующей по закону кармы. Знание — выявление системы мира. В ней различаются семь видов реальности, каждая из которых имеет множество форм. Так, субстанция — носитель качеств и действий, имеет девять форм: пять элементов-стихий: земля, вода, огонь, воздух, эфир (акаша) и сше четыре элемента — пространство, время, душа-атман, ум-манас (орган координации данных сознания).

5. Пурва-миманса (букв.: первое исследование). Основателем школы считается Джаймини (IV—ЦП вв. до н. о.), автор «Мимансасутры». Эта даршана возникла в целях сохранения Вед и ведийского ритуала. Веды понимаются как фундаментальная священная, совершенная, несущая дхарму реальность. Она име­ет изначальную словесную природу, лишь частично проявляю­щуюся в звуках человеческой речи. Следствием исполнения ри­туала является освобождение. Последнее понимается как избав­ление от страданий и наслаждение плодами ритуалов. Миманса способствовала поддержанию общинно-кастовой организации и всего ценностного строя культур брахманизма и индуизма.

6. Веданта (завершение Вед). Основоположником данной шко­лы   и   автором   «Ведантасутры»   («Брахмасутры»)   считается Бадараяна (IV—III вв. до н. э.). Веданта представляет собой фи­лософскую разработку идей Упанишад и Бхагавадгиты о Брах­мане как Божественном первоначале, об Атмане-духе и об осво­бождении как следствии преданности (бхакти) Божеству и по­знания тождественности своей сущности Атману и Брахману. В классической веданте существует три главных направления. Шанкара (788—820), вероучитель шиваизма, творчески переос­мысливая идеи буддизма, создает строго монистическую адвайта (недвойственную) веданту.  Согласно Шанкаре,  многообразие мира иллюзорно и в то же время объективно. Абсолютно реален лишь Брахман, а все остальное создано его творческой си­лой — майей. Атман человека по сути тождествен Брахману. Освобождение и блаженство достигаются путем такого позна­ния, в котором сливаются познающий, познаваемый абсолют и само познание. Шанкара полагает возможным освобождение от уз кармы при жизни — дживанмукти. Рамануджа (XI—XII вв.), ве­роучитель вишнуизма, разрабатывает не строго монистический вариант адвайта-веданты — вишишта  (различающая)  адвайта. Полагает, что Вселенная и души обладают относительной реаль­ностью, а Атман человека есть часть божественного духа. Мадхва (XIV в.), другой вишнуитский вероучитель, строит систему дуа­листической — двайта веданты. Утверждает, что мир - индивиду­альные души — не создания майи, не иллюзия, а особая, отлич­ная от Брахмана, реальность. В Новое время идеи веданты нашли свое продолжение в учениях Рамакрйшны (1836—1886), Свами Винекананды (1969—1902), Ауробиндо Гхоша (1872—1950), Сарвепалли Радхакришнана (1908—1975) и др. [7].

 

3.2.Неортодоксальиые школы

 

1. Буддизм — мировая религия (наряду с христианством и исламом) и философское учение. Основан в Индии в VI в. до н. э. Сиддхартхой Гаутамой (623—544), названы Буддой (просветленным, пробудившим­ся). Главное произведение буддизма — Типйтака (три корзины), записанные в 80-х гг. I в. до н. э. на Цейлоне, на языке пали. Более тысячи лет буддизм был широко распространен в Индии, но к началу второго тысячелетия оказался почти полно­стью вытесненным из страны, успев к этому времени сущест­венно повлиять на индуизм и укорениться во многих областях далеко за ее пределами. Основные ветви буддизма — хинаяна и махаяна. Хинаяна (малая колесница) — «узкий путь спасе­ния», близкое к первоначальному буддизму направление, в рамках которого развивается учение о том, что освобождение есть главным образом дело личного совершенствования чело­века, посвятившего этому жизнь. Достигают нирваны самые совершенные — архаты. Махаяна (большая колесница) — «ши­рокий путь спасения», направление, в котором произошло обожествление Будды, развитие его культа и почитания совер­шенных людей (боддхисаттв), а также образование монашеских общин (сангх). Согласно махаяне, возможности спасения широко открыты мирянам, а боддхисаттва — человек, сострадаю­щий другим людям и показывающий им путь освобождения.

Информация о работе Философская мысль Древней Индии