Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:19, контрольная работа
Материальный процесс жизни связывает общество с природой, которая является постоянным условием и предпосылкой самого бытия человеческого рода. Само собой разумеется, что общество взаимодействует не со всей природой как универсумом (всеобщим, вселенной), а с определенной ее частью, расширяющейся по мере социального прогресса человечества, в первую очередь, - развития его производственных сил.
Введение
Природа как объект философского и естественнонаучного анализа. Концепции «географической среды», геополитика и народонаселение в социологии
Противоречия в системе «общество-природа» в прошлом и современную эпоху
Идеи Тейяр де Шардена и В. В. Вернадского о ноосфере
Заключение
Список терминов
Проблемный вопрос
Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраиваться своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Перед ним открываются все более и более широкие творческие возможности. И может быть, поколение моей внучки уже приблизится к их расцвету.
Здесь перед нами встала новая загадка. Мысль не есть форма энергии. Как же может она изменять материальные процессы? Вопрос этот до сих пор научно не разрешен. Его поставил впервые, сколько я знаю, американский учёный, родившийся во Львове, математик и биофизик Альфред Лотка. Но решить его он не мог.
Как правильно сказал некогда Гёте (1749-1832) – не только великий поэт, но и великий ученый, - в науке мы можем знать только, как произошло что-нибудь, а не почему и для чего.
Эмпирические результаты такого «непонятного» процесса мы видим на каждом шагу.
Минералогическая редкость – самородное железо – вырабатывается теперь в миллиардах тонн. Никогда не существовавший на нашей планете самородный алюминий производится теперь в любых количествах. То же самое имеет место по отношению к почти бесчисленному множеству вновь создаваемых на нашей планете искусственных химических соединений (биогенных культурных минералов). Масса таких искусственных минералов непрерывно растет. Все стратегическое сырье относится сюда.
Лик планеты – биосфера – химически резко меняется человеком сознательно и главным образом бессознательно. Меняется человеком химически и физически воздушная оболочка суши, все ее природные воды.
В результате роста человеческой культуры в XX в. все более резко стали меняться (химически и биологически) прибрежные моря и части океана. Человек должен теперь принимать все большие и большие меры к тому, чтобы сохранить для будущих поколений никому не принадлежащие морские богатства.
Сверх того, человеком создаются новые виды и расы растений и животных.
В будущем нам рисуются как возможные сказочные мечтания: человек стремится выйти за пределы своей планеты в космическое пространство. И, вероятно, выйдет.
В настоящее время мы не можем считаться с тем, что в переживаемой нами великой исторической трагедии мы пошли по правильному пути, который отвечает ноосфере.
Историки и государственные деятели только подходят к охвату явлений с этой точки зрения. Очень интересен в этом отношении подход к этой проблеме как историка и государственного деятеля Уинстона С. Черчилля.
Ноосфера – последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории – состояние наших дней. Ход этого процесса только начинает нам выясняться из изучения ее геологического прошлого в некоторых аспектах.
Приведу несколько примеров. Пятьсот миллионов лет тому назад, в кембрийской геологической эре, впервые в биосфере появились богатые кальцием скелетные образования животных, а растений – больше двух миллиардов лет тому назад. Это – кальциевая функция живого вещества, ныне мощно развития, - была одна из важнейших эволюционных стадий геологического изменения биосферы.
Не менее важное изменение биосферы произошло 70-110 миллионов лет тому назад, во время меловой системы, и особенно третичной. В эту эпоху впервые создались в биосфере наши зеленые леса, всем нам родные и близкие. Это другая большая эволюционная стадия, аналогичная ноосфере. Вероятно, в этих лесах эволюционным путем появился человек около 15-20 млн. лет тому назад.
Сейчас мы переживаем новое геологическое эволюционное изменение биосферы. Мы входим в ноосферу. Мы вступаем в нее – в новый стихийный геологический процесс – в грозное время, в эпоху разрушительной мировой войны. Но важен для нас факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы, отвечают ноосфере.
Можно смотреть поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках. Мы его не выпустим. 1944 г.
Являясь частью природы, человек постепенно в процессе труда и общения сформировался как социальное существо. В структуре материальных условий жизни общества выделяются естественная и искусственная среда. Искусственная среда обитания постепенно наступает на естественную, поглощая её. Деятельность человека есть превращение природного, естественного в культурное, искусственное. И в этой преобразовательной деятельности заключена сама суть человеческого способа существования в мире. Следовательно, общество и культура одновременно противостоят природе и включены в нее.
С развитием общества, роль искусственной среды обитания человека постоянно возрастает, а преобразующая технология вторгается в естественные процессы и видоизменяет их в соответствии с потребностями люде, заменяя естественные элементы среды искусственными. Для античного человека природа – объект созерцания, эталонный образец для развития духа и только потом – поле приложения творческих преобразовательных усилий. В современную эпоху, напротив, формируется идеал творческой активности, утверждается ценность индивидуального бытия: достоинство личности, ее свобода.
Главный же вывод В. И. Вернадского в том, что развитие окружающей среды и общества – единый процесс. Биосфера однажды перейдет в сферу разума – в ноосферу. Произойдет великое объединение, в результате которого развитие планеты сделается направленным – направляемой силой Разума. По В. И. Вернадскому, ноосфера – это такое состояние биосферы, когда ее развитие происходит целенаправленно, когда Разум имеет возможность направлять развитие биосферы в интересах человека, его будущего.
Делая вывод по теме в целом, следует отметить, что, во-первых, природа обладает возможностью порождения человека. Во-вторых, человек рождается «из - природы». В-третьих, природная основа человека есть тот фундамент, на котором только и возможно появление непригодного, т. е. специфически человеческого бытия, психики, сознания. В-четвертых, в природном материале человек символизирует свои непригодные свойства. Вследствие этого природа становится фундаментом общественной жизни. Следовательно, чтобы обеспечить свое существование, человек должен как можно больше знать о природе, строить свои отношения с ней на философско-гуманистических принципах гармонии человека и природы.
Природа – совокупность всего сущего: от человека до космоса в целом,
т. е. весь мир в его многообразии; совокупный объект исследования естественных наук; естественная среда обитания человека.
Природная среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.
«Естественная среда» – это окружающая среда, включающая геосферу и биосферу, т. е. материальные системы, которые возникли и существуют вне и независимо от человека, но вместе с тем могут стать со временем объектами его деятельности.
«Искусственная среда» – это окружающая среда, включающая не только одушевленные предметы, созданные человеком и не существующие в природе, но и живые организмы: растения, животные, выведенные или созданные человеком благодаря искусственному отбору или генной инженерии.
«Географическая среда» – земное природное окружение человеческого общества, та часть географической или ландшафтной, оболочки (поверхность Земли, гидросфера, а также прилегающие слои атмосферы и земной коры), с которой общество связано в своей жизни и производительной деятельности.
Геополитика – политическая концепция, исходящая из идеи определяющей в межнациональных отношениях роли географических факторов (территории, положения страны и т. д.).
Народонаселение – совокупность людей, живущих в определенной стране или на земле в целом (человечество).
Биосфера (от греч. bios - жизнь и sphaira – шар, сфера, область) – земная оболочка, охваченная жизнью и обладающая в связи с этим своеобразной геологической и физико-химической организованностью.
Ноосфера (от греч. nous - разум и sphaira – шар, сфера, область), которое включает сферу взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития.
Этосфера – стадия развития биосферы Земли, когда этические принципы становятся регуляторами всех отношений людей друг к другу, с одной стороны, и человечества со всей природой – с другой.
Коэволюционный принцип – принцип, основанный на процессе совместного развития биосферы и человеческого общества в направлении оптимального соотношения интересов человека и всей остальной биосферы.
Синергетика – современная теория самоорганизации, маргиналия (междисциплинарное знание) науки, исходящая из феменологического описания действительности как совокупности неравновесных систем и нелинейных процессов.
Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой; природная среда обитания человека.
Экологическая катастрофа – внезапное событие с трагическими экологическими последствиями.
Экологическое сознание – высшая форма психического отражения экологической сферы, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью; человеческая способность идеального воспроизведения экологической действительности в мышлении.
Какие две философские позиции противопоставляются в суждении героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»?
В суждении Базарова: «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» противопоставляются две философские позиции. Они заключаются в том, что природа и храм, и мастерская. Если утверждать, что природа – это только храм, или природа – это только мастерская. То это односторонний взгляд на природу.
Более проблемным является вопрос, как совместить «храм» и «мастерскую» одновременно, чтобы ни одно и ни второе не повредилось и не пострадало. Если реально взглянуть на поведение человека в данном мире, то его существование невозможно без потребления благ, которые дает природа. Поэтому даже при рациональном использовании природных ресурсов, природа в какой-то степени будет выступать в роли «мастерской». А, как «храмом», природой пользуются все люди, даже те, кто этого не замечает или те, кто это отрицает. Так как природа представляет собой не только материальные условия жизнедеятельности человека и исходный объект производства, но и объект определенного эстетического и нравственного отношения. Мы любуемся окружающей нас природой и все больше чувствуем ответственность за ее сохранение. Природа - это часть мироздания! Надо не только брать у природы, но и щадить ее. Что как не природа врачует истомленные цивилизацией души? Гораздо проще торговать, из всего извлекать прибыль. Но всему есть предел, особенно если не возмещать нанесенный ущерб. Сейчас разрабатываются науки, помогающие сохранить природу («охрана окружающей среды», «основы экологии, экономика природопользования и энергосбережения» и др.), однако и это не решает всех проблем. Человеческое общество уже не захочет производить меньше и потреблять меньше, после того, как стало на этот путь. Для того, чтобы сохранить природу и она оставалась как «храмом», так и «мастерской» - должно появиться осознание этого у каждого человека.
1. Ахутин А. В. Понятие «природа» в античности и в Новое время («фюсис» и «натура»). М., 1988.
2. Бубер М. Я. и Ты // Квинтэссенция. М., 1991.
3. Будько М. М. Эволюция биосферы. М., 1984.
4. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М., 1989 г.
5. Гиренок Ф. И. Русские космисты // Философия культуры. 1990. №2.
6. Карпинская Р. С., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995.
7. Круть И. В., Забелин И. М. Очерки представлений о взаимоотношениях природы и общества. М., 1989.
8. Яскевич Я. С., Кузнецов Л. Ф., Барковская А. В. Ценностные ориентиры современной науки и перспективы цивилизационного развития. Мн., 1996.
- 15 -