Философская концепция природы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:19, контрольная работа

Описание работы

Материальный процесс жизни связывает общество с природой, которая является постоянным условием и предпосылкой самого бытия человеческого рода. Само собой разумеется, что общество взаимодействует не со всей природой как универсумом (всеобщим, вселенной), а с определенной ее частью, расширяющейся по мере социального прогресса человечества, в первую очередь, - развития его производственных сил.

Содержание

Введение
Природа как объект философского и естественнонаучного анализа. Концепции «географической среды», геополитика и народонаселение в социологии
Противоречия в системе «общество-природа» в прошлом и современную эпоху
Идеи Тейяр де Шардена и В. В. Вернадского о ноосфере
Заключение
Список терминов
Проблемный вопрос

Работа содержит 1 файл

философскаятконцепция природы.doc

— 92.00 Кб (Скачать)


Тема: Философская концепция природы

 

Введение

Природа как объект философского и естественнонаучного анализа. Концепции «географической среды», геополитика и народонаселение в социологии

Противоречия в системе «общество-природа» в прошлом и современную эпоху

Идеи Тейяр де Шардена и В. В. Вернадского о ноосфере

Заключение

Список терминов

Проблемный вопрос

Список литературы:

 

 

 


Введение

 

Материальный процесс жизни связывает общество с природой, которая является постоянным условием и предпосылкой самого бытия человеческого рода. Само собой разумеется, что общество взаимодействует не со всей природой как универсумом (всеобщим, вселенной), а с определенной ее частью, расширяющейся по мере социального прогресса человечества, в первую очередь, - развития его производственных сил. Обращающаяся вокруг Солнца планета Земля – колыбель, дом, поле деятельности человека. Мы все, как образно сказал Сент-Экзюпери, уносимся вдаль на одной и той же планете – мы экипаж одного корабля. Земное природное окружение человеческого общества, ту часть географической или ландшафтной оболочки, с которой общество связано в своей жизни и производительной деятельности называют географической средой. Ныне не все еще в географической оболочке стало средой человеческого общества, и освоение ее явлений не завершено, продолжается процесс включения их (по объему и содержанию) в среду непосредственного взаимодействия общества с природой. В то же время уже сейчас начато практическое использование космического пространства. Первый космический полет Ю. А. Гагарина положил начало эпохе непосредственного проникновения человека в космос. Вывод в космос искусственных спутников Земли, пилотируемых космических кораблей, автоматических межпланетных аппаратов, орбитальных станций становится систематическим. Средства космонавтики используются для прогнозирования погоды и создания уникальных систем связи, для геологической разведки и картографических съемок, для экспериментов по космической технологии. Будущее человеческой цивилизации будет все более тесно увязано с освоение космического пространства, организацией орбитальных заводов, энергофабрик и окопланетных поселений. А это показывает, что человечество, осваивая космос, в своем взаимодействии с природой выходит за пределы географической оболочки. Уже на современном этапе развития общества его природная среда по объему и содержанию полностью включает географическую среду, а также некоторые стороны освоения околосолнечного пространства и проникновения в глубинные слои земной коры.

Что касается практической стороны взаимодействия системы «человечество – природная среда», то суть ее сегодня и на перспективу состоит в преодолении экологического кризиса, порождаемого катастрофическим по своим последствиям вторжениям человека в биосферу. А оно сопровождается загрязнением атмосферы, почвы, водных бассейнов отходами производства и функционирования военно-промышленного комплекса.

 


Природа как объект философского и естественнонаучного анализа. Концепции «географической среды», геополитика и народонаселение в социологии

 

Природа в предельно широком смысле определяется как «совокупность всего сущего»: от человека до космоса в целом, т. е. весь мир в его многообразии. Поэтому эквивалентными понятиями являются Вселенная, Универсум, бытие. Во-вторых под природой имеется в виду совокупный объект исследования естественных наук. В третьем смысле природа понимается как естественная среда обитания человека.

В «Капитале» К. Маркс характеризовал природу (землю, воду, недра) как место и сферу трудовой деятельности человека, всеобщий предмет человеческого труда, первоначальный арсенал его средств труда и кладовую продуктов питания. Связывая природу и общество, он писал: «Человек и его труд на одной стороне, природа и ее материал на другой…». Воздействуя на природу, изменяя ее, человек изменяет и свою собственную природу, развивает и подчиняет своей власти дремлющие в ней способности. По определению К. Маркса, труд в первую очередь есть «процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой».

Включение в анализ взаимоотношений природы и общества понятия «окружающая среда» дает возможность разделить его на естественную и искусственную окружающую среду. Естественная окружающая среда включает геосферу и биосферу, т. е. те материальные системы, которые возникли и существуют вне и независимо от человека, но вместе с тем могут стать со временем объектами его деятельности. В связи с развитием космической технологии к числу таких объектов следует также отнести и определенную часть Солнечной системы. Следовательно, она представляет собой развивающуюся систему и ее нельзя, как это делали раньше, сводить к географической среде. Последняя, охватывая лишь поверхность Земли, составляет важную, но не единственную подсистему естественной среды обитания человека.

К. Маркс выделял в естественной среде обитания человека две группы явления: естественные источники средств жизни (дикие растения, плоды, животные) и естественные богатства, являющиеся предметами труда (уголь, нефть, энергия падающей воды, ветра). Характер же взаимодействия с естественной средой обитания определяется, следовательно, не одной лишь природной компонентой, но и уровнем развития производства.

Важнейшим результатом этого производства является создание искусственной среды обитания – «второй природы». Она включает в себя не только не одушевленные предметы, созданные человеком и не существующие в природе, но и живые организмы: растения, животные, выведенные или созданные человеком благодаря искусственному отбору или генной инженерии.

По мере развития общества роль искусственной среды обитания непрерывно возрастает. Масса всех искусственно созданных человеком неодушевленных предметов и живых организмов называется техномассой. Масса всех живых организмов, существующих в естественно-природных условиях, еще не подвергшихся очеловечению, называется биомассой. Расчеты показывают, что техномасса, производимая современным человечеством за один год, составляет примерно 1013 – 1014 т., а образующаяся биомасса – 1012 т. Из этого следует, что уже сейчас человечество создало искусственную среду обитания, которая в десятки раз продуктивнее естественной среды. К этому следует добавить техногенное воздействие человека, приводящее к изменениям целых геологических структур, созданию гигантских искусственных водоемов, изменению атмосферы и даже светимости Земли, т. е. ее излучения под воздействием искусственных энергетических процессов.

Естественная среда обитания представляет собой не только материальные условия жизнедеятельности человека и исходный объект производства, но и объект определенного эстетического и нравственного отношения. Принимая во внимание весь сложный диапазон отношений с природой, сами являясь ее частью, мы приходим к выводу, что эти отношения не определяются одними лишь производственными процессами и меркантильными интересами. Поэтому обсуждение философского смысла природы требует учета эстетических, нравственных, социальных, биологических, физиологических и других оценок природы в конкретном социокультурном контексте.

Исходя из рассмотренного, правомерно считать, что народонаселение и его воспроизводство непосредственно включаются в материальный процесс жизни общества, а природная среда является его условием, предпосылкой. Суть же материальной жизни общества состоит в функционировании материального производства (способа производств).

 


Противоречия в системе «общество-природа» в прошлом и современную эпоху

 

В античном мире природа была живым (даже божественным) существом. Видение природы как космоса, как живого организма и целесообразного строя вещей, не позволяло вырывать какую-либо вещь из ее естественного состояния и ставить ее в искусственные условия. Эта установка отразилась в греко-римском праве, ограничивающем вмешательство в природную среду. Люди, каких бы успехов они не достигли в любой сфере жизни и деятельности, всегда будут так или иначе во власти матери-природы и самих богов, считали греки. Всякого рода завоевание у природы и богов влекут за собой потери. За то, что Прометей похитил огонь у богов и предал его людям, Зевс не только наказал его, но также послал на людей несчастья, болезни, бедствия, каких ранее они не знали. Итак, для античного человека природа – объект созерцания, эталонный образец для развития духа и только потом – поле приложения творческих преобразовательных усилий.

Иной взгляд на природу у средневекового человека: он живет в едином мире, который для него – творение совершенное и прекрасное. Место человека – Земля. Упорядочивать и менять следует только человеческую душу, побуждая ее к гармоничному созерцанию мира и соединению с Богом. Человек устремляется ввысь, за пределы мира, к Богу, чтобы от него обратиться к миру и формировать его.

Античное созерцательное отношение к миру постепенно сменятся установкой на созидательный труд, так как природа – источник ресурсов, а человек имеет право использовать ее. Соответственно это приводит к изменению отношения к ручному труду и быстрому росту техники. Такие ориентации стали впервые осуществляться на практике в монастырских хозяйствах. И все же не природа дает эталон человеку, а бесконечный дух. Смысл человеческого бытия – в возвышении над природой.

В эпоху Возрождения меняется отношение человека к природе. Человек должен господствовать над природой и преобразовывать ее в соответствии со своими потребностями. Вместо идеала пассивного смирения формируется идеал творческой активности, утверждается ценность индивидуального бытия: достоинство личности, ее свобода. Подъем научной мысли был прямо связан с интересом к природе, ибо для многих мыслителей подлинное назначение состоит в том, чтобы сделать человека владыкой природы. Отсюда и потребность в новой философской методологии, появление натурфилософии (философии природы).

Исследователи XVI-XVII вв. не могли принять прежние установки на поиски смыслов, заложенных в религиозных верованиях. Развивается потребность раскрыть реальные сущностные связи природных объектов для их активного преобразования в деятельности. Поэтому ученые Нового времени прежде всего стремятся сформулировать методы, способные открыть «Книгу природы» и построить объективную картину мира, организовать ее систематическое исследование. Иными словами, формируется новая, научно-техническая модель отношения человека к природе. Природа в ней утрачивает священный характер и становится объектом технической эксплуатации. Распространяется утилитарно-прагматическое отношение к природе, как бездонной кладовой для удовлетворения человеческих желаний.

Утверждение человека в качестве преобразователя мира было связано с открытиями Н. Коперника, Г. Галилея, И. Ньютона, совершивших переворот в миропонимании людей. Сделав весь мир объектом своей мысли, человек утвердился в нем как центр мироздания. Эта установка окончательно оформилась в эпоху Просвещения. Природа в ней рассматривалась как поле приложения человеческих сил, предметный материал для преобразования. В наше время эта традиция в какой-то мере корректируется в сторону идеи установления гармонических отношений между человеком как природным существом, продолжающим эволюцию природы и создающим «вторую», искусственную природу, и природой как естественной среды его обитания. Начинает формироваться философско-гуманистическая модель взаимодействия человека и природы.

Важным шагом на этом пути стал русский космизм, который свою цель видел в поисках путей восстановления нарушенных связей между человеком и космосом. Основой данного течения являлась идея целостного рассмотрения Универсума.

С развитием общества, роль искусственной среды обитания человека постоянно возрастает, а преобразующая технология вторгается в естественные процессы и видоизменяет их в соответствии с потребностями люде, заменяя естественные элементы среды искусственными.

 

 


Идеи Тейяр де Шардена и В. В. Вернадского о ноосфере

 

Идеи В. В. Вернадского и Тейяр де Шардена о ноосфере. В гуще, в интенсивности и в сложности современной жизни человек забывает, что он сам и все человечество, от которого он не может быть отделен, неразрывно связаны с биосферой – с определенной частью планеты, на которой они живут. Они – геологически закономерно связаны с ее материально-энергетической структурой.

В общежитии обычно говорят о человеке как о свободно живущем и передвигающемся на нашей планете индивидууме, который свободно строит свою историю. До сих пор историки, вообще ученые гуманитарных наук, а в известной мере и биологи, сознательно не считаются с законами природы биосферы – той земной оболочки, где может только существовать жизнь. Стихийно человек от нее не отделим. И эта неразрывность только теперь начинает перед нами точно выясняться.

В действительности, ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится. Все эти организмы неразрывно и непрерывно связаны – прежде всего питанием и дыханием – с окружающей их материально-энергетической средой. Вне ее природных условиях они существовать не могут.

Человечество, как живое вещество, неразрывно связано с материально-энергетическими процессами определенной геологической оболочки Земли – с ее биосферой. Оно не может физически быть от нее независимым ни на одну минуту. Понятие «биосферы», т. е. «области жизни», введено было в биологию Ламарком (1744-1829) в Париже в начале XIX в., а в геологию – Э. Зюссом (1831-1914) в вене в конце того же века. В нашем столетии биосфера совершено новое понимание. Она выявляется как планетное явление космического характера.

Исторический процесс на наших глазах коренным образом меняется. Впервые в истории человечества интересы народных масс – всех и каждого – и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого.

Информация о работе Философская концепция природы