Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 13:28, реферат
Термин «философская антропология» употребляется в двух основных смыслах. Часто под ним называют раздел философского знания, посвященный всестороннему рассмотрению проблемы человека. Вместе с тем, термин «философская антропология» закреплен и за конкретной современной философской школой, главными представителями которой были немецкие философы М.Шеллер, А.Гелен, Г.Плесснер и др.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Понятие о философской антропологии…………………………………..……...5
2. Предмет философской антропологии…………………………………………..10
Заключение………………………………………………………………………...15
Список использованной литературы…………………………………………..17
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие о
философской антропологии………………
2. Предмет философской
антропологии…………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………..17
Введение
В ХХ веке произошло становление специальной отрасли философского знания, которая сложилась в Германии в 20-е годы и занимается изучением человека. Она получила название философской антропологии. Ее основоположником выступил немецкий философ Макс Шелер, а значительный вклад в дальнейшее развитие внесли Г. Плесснер, А. Гелен и ряд других исследователей. Появление философской антропологии как специального учения о человеке явилось своеобразным итогом наращивания философского человекознания. В 1928 году М. Шелер писал: «Вопросы: «Что есть человек и каково его положение в бытии?» – занимали меня с момента пробуждения моего философского сознания и казались более существенными и центральными, чем любой другой философский вопрос»
Шелер разработал обширную программу философского познания человека во всей полноте его бытия.
Философская антропология, по его мнению, должна соединить конкретно-научное изучение различных сторон и сфер человеческого бытия с целостным философским его постижением. Поэтому, по мнению Шелера, философская антропология – это наука о метафизическом происхождении человека, о его физическом, духовном и психическом началах в мире, о тех силах и потенциях, которые им движут и которые он приводит в движение.
В ХХ веке произошло становление специальной отрасли философского знания, которая сложилась в Германии в 20-е годы и занимается изучением человека. Она получила название философской антропологии. Ее основоположником выступил немецкий философ Макс Шелер, а значительный вклад в дальнейшее развитие внести Г.Плесснер, А.Гелен и ряд других исследователей. Появление философской антропологии как специального учения о человеке явилось своеобразным итогом наращивания философского человекознания. В 1928 году М.Шелер писал: "Вопросы: "Что есть человек и каково его положение в бытии?" - занимали меня с момента пробуждения моего философского сознания и казались более существенными и центральными, чем любой другой философский вопрос" Шелер разработал обширную программу философского познания человека во всей полноте его бытия. Философская антропология, по его мнению, должна соединить конкретно-научное изучение различных сторон и сфер человеческого бытия с целостным философским его постижением. Поэтому, по мнению Шелера, философская антропология - это наука о метафизическом происхождении человека, о его физическом, духовном и психическом началах в мире, о тех силах и потенциях, которые им движут и которые он приводит в движение.
Термин «философская антропология» употребляется в двух основных смыслах. Часто под ним называют раздел философского знания, посвященный всестороннему рассмотрению проблемы человека. Вместе с тем, термин «философская антропология» закреплен и за конкретной современной философской школой, главными представителями которой были немецкие философы М.Шеллер, А.Гелен, Г.Плесснер и др.
В
чем конкретно «философские антропологии»
усматривают сущность человека? В
решении этого вопроса их взгляды
расходятся. М.Шеллер, полагает, что
такой сущностной идеей человека
является антропологический дуализм духа
и жизни. Сущностное определение человека,
с точки зрения немецкого, есть одновременное
определение его особого положения в порядке
бытия. Соответственно принцип антропологического
дуализма будет в качестве сущностной
характеристики человека, если будет доказано
на основе этого принципа особое положение
человека в бытии. И поскольку жизнь как
один из способов антропологического
дуализма в представлении М.Шеллера является
чем-то общим для человека и остального
органического мира, то человек может
претендовать на особое положение в бытии,
если только дух предстанет как нечто
принципиальное для жизни.
1. Понятие
о философской антропологии
Философская антропология как самостоятельная область знания возникает в контексте общего поворота философии конца ХIX – начала XX века от гносеологии и логики к онтологии и антропологии; ее идеи присутствуют в самых различных философских направлениях и системах, независимо от того, какая проблематика в них является определяющей: онтологическая, логико-гносеологическая или собственно антропологическая.
Понятие «философская антропология» в широком смысле – это философское учение о природе, сущности и предназначении человека, объединяющее целый ряд «антропологических школ» и течений и возникающее, в основном, в периоды кризисов культуры.
В узком смысле – философская антропология – это одно из направлений западной философии, сложившееся окончательно после Второй мировой войны в Западной Германии.
Первоначально
философская антропология М. Шелера
выстраивалась им в виде учения о ценностях,
которые он рассматривал как независимые
от человека «предметные миры». Соотнесение
мира ценностей и животной телесно-душевной
стихии порождает человеческое начало
– личность как носительницу духовных
актов. В этих актах, которые и составляют
сущность человеческой личности, постигаются
идеальные «предметы» – ценности. На основе
ценностей Шелер построил свою типологию
личностей:
Ценности | Тип личности |
|
Весельчак |
|
Техник |
|
Герой |
|
Гений |
а) эстетические (красивое – некрасивое); | Артист |
б) этико-юридические (праведное – неправедное) | Законодатель |
в) спекулятивные (истинное – ложное) | Мудрец |
|
Святой |
Название философской антропологии как самостоятельной дисциплины, ее обширную программу, определение предмета М. Шелер дал в работе «Человек и история» (1926). Он определяет философскую антропологию как «фундаментальную науку о сущности и сущностном строении человека; о его отношении к богатствам природы, а также к основе всех вещей; о его метафизическом сущностном происхождении, а также о его физическом, психическом и духовном начале в мире. Это должна быть наука о силах и импульсах, которые побуждают его к движению и на которые он воздействует сам; об основных направлениях его биологического, психического, историко-духовного и социального развития, а также о его сущностных силах. Здесь заключена также психофизическая проблема души и тела и ноэтически-витальная проблема. Только такая антропология способна помочь всем наукам, «предметом» которых является человек: естествознание и медицина, этнология и древняя история, история и социальные науки, психология и характерология лишь благодаря антропологии обретают философское основание и одновременно определенные и четкие цели в своих исследованиях».
М. Шелер выделяет три сущностные характеристики человека:
3. Личность как единственную форму существования духа.
М. Шелер оказал существенное влияние на последующий процесс развития философской антропологии. Вслед за Шелером А. Гелен (1904–1976) в основном своем сочинении «Человек. Его природа и его положение в мире» (1944) называет человека существом, открытым миру, но главной формой человеческой жизнедеятельности считает действие, являющееся основой становления человека как культурного существа.
Один
из основателей философской
Дуализм – философское учение, считающее материальную и духовную субстанции равноправными началами.
Плеснер хотел понять человека в единстве его биофизических и духовных сторон, выразившихся в достижениях культуры. Согласно Плеснеру, в эксцентрических реакциях сливаются физический автоматизм и сознательные реакции личности. Эксцентрические акты поведения определяют отношение человека, как к самому себе, так и к окружающему миру. Стремление Плеснера освободиться от методологических установок Шелера не привело его к целостному понимаю человека, и его антропология в итоге свелась к частному описанию некоторых сторон человеческого существования.
Программа, выдвинутая Шелером, так и не была выполнена. Философская антропология, несмотря на некоторые ее научные и философские достижения, не стала целостным учением о человеке и в итоге вылилась в отдельные антропологические теории: биологическую, психологическую, культурную, социальную, религиозную, педагогическую и другие.
Философская антропология, развиваемая М. Шелером, А. Геленом, Г. Плеснером и их последователями была подвергнута критике, в частности, со стороны М. Бубера. «У Шелера, – пишет он, – особый статус человека утверждается лишь на принципе духа, который находится по ту сторону всего того, что мы зовем «жизнью». «Духовный» человек, в котором живет дух, нигде более не встречающийся и ловко отстраняющийся от всякой жизни, – такой человек возможен лишь как курьез. Дух заложен в искре всякой жизни; в бытии самых живых он возгорается пламенем, и временами то там, то здесь вспыхивает гигантский пожар духа. Все это – одна сущность и одна субстанция. Нет никакого иного духа, кроме того, что питается единством жизни и единством с миром». Предмет антропологии М. Шелера, продолжает М. Бубер, «больной человек, отрезанный от мира и раздваивающийся между духом и инстинктом».
Критическую
оценку со стороны современных философов-
Подчеркивая принципиальное различие научного и философского знания о человеке, отечественный философ М. Мамардашвили связывает образ человека в философии с незавершенной возможностью: «Все философские утверждения, содержащие термин «человек», никогда не разрешимы на каких-либо антропологических свойствах, на каком-либо конкретном образе человека, поскольку…они всегда имеют ввиду возможного человека… Образ человека в философии никогда не есть картина какого-то особого объекта в мире, который назывался бы человеком… Эта картина указывает на удел человеческий, на основное состояние и ограничение, накладываемое на то, что возможно для человека, на то, к чему он может стремиться, и чего может достигать».
Статус философской антропологии далеко еще не ясен, а потому существуют большие разногласия по вопросам ее происхождения, предмета и круга проблем.
Наиболее удачным опытом восстановления истории философско-антропологической мысли можно считать исследование М. Бубера «Проблема человека». М. Бубер полагает, что возникновение философской антропологии происходит тогда, когда человек утрачивает свое место в мире и становится проблемой для себя самого. «В истории человеческого духа, – пишет он, – я различаю эпохи обустроенности и бездомности. В эпоху обустроенности человек живет во Вселенной как дома, в эпоху бездомности – как в диком поле, где и колышка для палатки не найти. В первую эпоху антропологическая мысль – лишь часть космологии, в другую – приобретает особую глубину, а вместе с ней и самостоятельность».
М. Бубер считает, что основной антропологический вопрос всегда сопряжен с некой растревоженностью духа, чувством зачарованное и изумления перед человеком как перед великой тайной – без этого невозможно проникновение в антропологическую проблематику. Если вопрос: «Что такое человек?» не становится мучительным, – замечает он, – нет и философской антропологии.