Философия жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 01:21, реферат

Описание работы

Философия жизни внесла особый вклад в изучение сознания и бессознательного, в исследование таких элементов духовной и психической жизни, как время, интуиция, память. Объясняя необходимость исследования духовного, психического во всех их проявлениях, мыслители философии жизни критиковали традиционный рационализм за преувеличение роли сознательно - рациональных сторон человеческого духа. Интерес к абстрактному познанию, к интеллекту сохранился, однако требовалось объективно, трезво взглянуть на разум и интеллект, дать оценку сильным и слабым сторонам. Но не стоит отождествлять данную мысль с антиинтеллектуализмом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1.Философия Анри Бергсона………………………………………………...5
2.Работы Дильтея………………………………………………………….….7
3.Георг Зиммель………………………………………………………………8
4.Освальд Шпенглер…………………………………………………………12
5.Фридрих Ницше……………………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………21
Список использованной литературы………………………………………..22

Работа содержит 1 файл

Философия жизни.docx

— 62.75 Кб (Скачать)

"Жизнь" и "воля" – центральные понятия философии Ницше.

Как бы ни менялось отношение  Ницше к философии Шопенгауэра, из этой последней он заимствовал  интерес к понятию воли, его  преобразованию и дальнейшей универсализации. Еще более решительно и неразрывно, чем Шопенгауэр, Ницше связал волю с феноменом жизни. Ницше не только считал волю к власти определяющим стимулом деятельности и главной способностью человека, но и "внедрял" ее в "самое жизнь". "Чтобы понять, что такое "жизнь" и какой род стремления она представляет, -- пишет Ф. Ницше, -- эта формула должна в одинаковой мере относиться как к дереву и растению, так и к животному". "Из-за чего деревья первобытного леса борются друг с другом?" – спрашивает Ницше и отвечает: "Из-за власти" (там же). Толкуя жизнь как "специфическую волю к аккумуляции силы", Ф. Ницше утверждает, что жизнь как таковая "стремится к максимуму чувства власти". Подобная мифологизация воли, онтологизация (т.е. "внедрение" в само бытие) нерациональной человеческой способности как нельзя более соответствуют всему духу и стилю ницшеанского философствования, которое представлено в виде броских афоризмов, парадоксальных мыслей, памфлетов и притч, личных исповеданий.3

Понятие "жизни" у Ницше  не отличается ясностью и содержательной определенностью. Оно скорее носит  метафорический характер и раскрывается через волю, волю к власти. Но "внедрение" воли, в частности, воли к власти в самые недра вселенной, апелляция к энергичным волевым импульсам самой жизни нечто большее, чем экстравагантная метафора философского языка, изобретение одареннейшего философствующего литератора. За этим характерным для философии жизни и ряда других направлений XX в. мыслительным приемом скрываются самые разные устремления, идейные явления. У Ницше с ним связана попытка философски обосновать культ "сверхчеловека" с его гипертрофированной волей к власти.

Толкование жизни, человека, познания, культуры в свете категории "воля к власти" в литературе советского периода объявлялось  упрощенным, неверным, а по философскому смыслу лишь волюнтаристско-субъктивистским подходом. Между тем Ницше, во многом следуя тенденциям дарвиновского и последарвиновского естествознания, стремился выявить философский смысл понятия "борьба за существование" оно в ранних произведениях и стало для него синонимом формулы "воля к власти". Мыслитель отверг свойственное идеалистическим системам "возвышенное" и тем самым оторванное от жизни толкование мира, познания и науки. 4

В учении Ницше получила негативную оценку концепция "двух миров", свойственная многим течениям философии, для которых реальный мир жизни заведомо несовместим с "миром для нас", получаемым благодаря научным и философским конструкциям. На деле, утверждает Ницше, мир жизни един, целостен, причем он вечен, что не означает его стабильности, а напротив, предполагает вечное течение, становление, возвращение. К этому исходному представлению о мире философ считает необходимым приспособить трактовку познания, истины, науки.

Истину, учит Ницше, следует  понять как орудие жизни, приспособления к действительности, а познание - как орудие власти. Чем доказывается истина? – спрашивает Ницше и отвечает: полезностью, удовлетворенной потребностью, а значит, усилившейся властью над природой и другими людьми. Отсюда для Ницше следует вывод: не пренебрегая выгодами познания и науки, следует отказаться от созданного философией нового времени культа науки и научной истины, который стал почти всеобщим для философии и культуры. "Не существовало доселе еще ни одного философа, под руками которого философия не превращалась бы в апологию познания. Все они тиранизированы логикой, а логика есть по своему существу оптимизм", пишет Ницше в работе "Человеческое, слишком человеческое". Беда в том, что в результате возвеличения науки, познания, логики, их доминирования над жизнью человечество получило не одни только преимущества. По видимости став более сильным, оно оказалось и во многих отношениях более слабым и беспомощным. Мир в результате "упорного процесса науки" явился нам как итог "множества заблуждений и фантазий, которые постепенно возникли в общем развитии органических существ, срослись между собой, и теперь наследуются нами как скопленное сокровище всего прошлого ибо на нем покоится ценность нашей человечности".5

Несовпадение двух миров  –  реального мира жизни и мира человеческого – есть только одно из проявлений тирании познания и науки. Но и из него вытекает, согласно рассуждениям Ницше, немало пагубного для человека и самого мира. Человек трактует мир как подчиненный законам чисел -- и заблуждается, ибо эти законы изобретены им самим и имеют силу лишь для человеческого действия. Человек толкует себя, свою сущность как подчиненную законам логики и опять глубоко заблуждается, ибо "природу человека нельзя сделать чисто логической". Все подобные обвинения адресованы, разумеется, не простому, живущему обычной жизнью и ее заботами человеку. Они направлены против тех, кто для культуры и человечества создает, пропагандирует соответствующие ценности. Это прежде всего философы, писатели, религиозные деятели и мыслители "старая элита", чьи ценности, правила, чьи мораль и религия насквозь фальшивы, враждебны жизни и должны быть убраны с пути непрерывного становления человеческого рода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На первый план философы данного направления ставят сущность и принципы жизни. Отличие философии  жизни от традиционной мысли состоит в том, что через понятие жизни ее представители стремятся обозначить границы с классической философией, ее мировосприятием.

Вторая отличительная  черта философии жизни связана  с расшатыванием основ сциентизма, то есть взглядов на мир, ставящих во главу угла научные открытия, принципы научности, научный разум, методику науки. Но нужно осознавать, что отвергались не науки как таковые, а безраздельная власть классических моделей в естествознании, господство механицизма. В данном аспекте философия жизни шла в ногу с неклассическим естествознанием.

"Жизнь" и "воля" –  центральные понятия философии  Ницше.

Ницше имеет интересные положения, которые касаются пересмотра обществом ценностей нравственности, он стоит за честность, здоровье и т.п. Идеалом Ницше был композитор Ваг Истину, учит Ницше, следует понять как орудие жизни, приспособления к действительности, а познание (кстати, тут получает последовательное развитие давняя формула философов и ученых: "знание - сила") - как орудие власти.

Что касается позиции А. Шопенгауэра, хотелось бы отметить, некоторую ее двусмысленность. Дело в том, что Шопенгауэр – принципиальный противник теистического мировоззрения, основанного на понимании всего совершающегося в земном мире как исполнения намерений внеположенного этому миру Божественного промысла, который в конце концов все направляет к высшей цели, к благу. Но результатом его собственного истолкования морали, как мы только что убедились, вроде бы является возможность понимания мировой воли в качестве такого провиденциального миро- и благоустроящего духовного принципа.

 

 

Список используемой литературы

  1. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. / Пер. с нем. Е.Герцык и др. – М.: Культурная Революция, 2005. – 880 с 
  2. Ницше Ф. Сочинения в двух томах. – М.: Мысль, 1996. – 829 с

3. Философия. Учебник. Под общей редакцией. Г. В.Андрейченко, В. Д. Грачева. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001 –253 с.

4.  Губин В.Д., Сидорина Т.Ю., Филатов В.П. Философия – М.: ТОН - Остожье, 2001. - 704 с

 

 

 

1 Философия. Учебник. Под общей редакцией. Г. В.Андрейченко, В. Д. Грачева. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001 –241 с.

2 Философия. Учебник. Под общей редакцией. Г. В.Андрейченко, В. Д. Грачева. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001 –243 с.

3 Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. / Пер. с нем. Е.Герцык и др. – М.: Культурная Революция, 2005. – 689 с 

4 Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. / Пер. с нем. Е.Герцык и др. – М.: Культурная Революция, 2005. – 671 с 

5 Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. / Пер. с нем. Е.Герцык и др. – М.: Культурная Революция, 2005. – 672 с 

 


Информация о работе Философия жизни