Философия жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 01:21, реферат

Описание работы

Философия жизни внесла особый вклад в изучение сознания и бессознательного, в исследование таких элементов духовной и психической жизни, как время, интуиция, память. Объясняя необходимость исследования духовного, психического во всех их проявлениях, мыслители философии жизни критиковали традиционный рационализм за преувеличение роли сознательно - рациональных сторон человеческого духа. Интерес к абстрактному познанию, к интеллекту сохранился, однако требовалось объективно, трезво взглянуть на разум и интеллект, дать оценку сильным и слабым сторонам. Но не стоит отождествлять данную мысль с антиинтеллектуализмом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1.Философия Анри Бергсона………………………………………………...5
2.Работы Дильтея………………………………………………………….….7
3.Георг Зиммель………………………………………………………………8
4.Освальд Шпенглер…………………………………………………………12
5.Фридрих Ницше……………………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………21
Список использованной литературы………………………………………..22

Работа содержит 1 файл

Философия жизни.docx

— 62.75 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

1.Философия Анри Бергсона………………………………………………...5

2.Работы Дильтея………………………………………………………….….7

3.Георг Зиммель………………………………………………………………8

4.Освальд Шпенглер…………………………………………………………12

5.Фридрих Ницше……………………………………………………………15

Заключение……………………………………………………………………21

Список использованной литературы………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Под философией жизни подразумевают направление западной философии конца 19  – начала 20 в., основателями которого считаются Ф. Ницше, А. Шопенгауэр и представителями которого являются А. Бергсон, О. Шпенглера, В. Дильтея, Г. Зиммеля, Э. Шпрангера, Л. Клагеса и др. Но причисление указанных философов к этому направлению достаточно условно, так как прежде всего, потому что философия каждого из них оригинальна, имеются довольно значительные проблемные и стилевые различия между их учениями. И все-таки традиционное для учебной литературы отнесение названных мыслителей к философии жизни имеет свои основания: в их трудах, какие бы отличия они не имели, можно найти общие для всего направления особенности. Отметим отличительные черты философии жизни.

На первый план философы данного направления ставят сущность и принципы жизни. Отличие философии жизни от традиционной мысли состоит в том, что через понятие жизни ее представители стремятся обозначить границы с классической философией, ее мировосприятием. Традиционную философию, особенно философию нового времени, представители философии жизни обвинили в том, что она создала культ разума и науки, в жертву которым была принесена именно жизнь – и жизнь природы, и жизнь человека. Каждый мыслитель философии жизни пытался предложить свое понимание жизни, что оказало значительное воздействие на культуру, философию нашего столетия.

Вторая отличительная черта философии жизни связана с расшатыванием основ сциентизма, то есть взглядов на мир, ставящих во главу угла научные открытия, принципы научности, научный разум, методику науки. Правда, борьба против сциентизма не вылилась у выдающихся мыслителей Бергсона или Дильтея в антинаучную позицию. Во многих отечественных учебниках предтечам философии жизни приписывали стремление бесповоротно покончить с наукой и научностью. Но это не так. Потому что отвергались не науки как таковые, а безраздельная власть классических моделей в естествознании, господство механицизма. В данном аспекте философия жизни шла в ногу с неклассическим естествознанием.

Бергсон с большим уважением относился к биологии, с которой тесно связана концепция творческой эволюции. Также немалый интерес к биологии питали Ницше, Шпенглер, Зиммель.

 Если говорить точнее, то не только естествознание, но и особенно гуманитарные науки – психология, история, которые образуют проблемный центр исследований философии жизни. И в этом отношении попытки представителей нашего направления раскрыть специфику человеческого духа и своеобразие наук о духе оказались перспективными. Вместе с работами Шпенглера, Дильтея в западную философию вписался специфический историзм, то есть стремление подвергнуть историю глубокому исследованию.

Философия жизни пытается предложить довольно не стандартные  пути развития культуры и цивилизации, основываясь на новое истолкование исторического процесса.

Философия жизни внесла особый вклад в изучение сознания и бессознательного, в исследование таких элементов духовной и психической жизни, как время, интуиция, память. Объясняя необходимость исследования духовного, психического во всех их проявлениях, мыслители философии жизни критиковали традиционный рационализм за преувеличение роли сознательно - рациональных сторон человеческого духа. Интерес к абстрактному познанию, к интеллекту сохранился, однако требовалось объективно, трезво взглянуть на разум и интеллект, дать оценку сильным и слабым сторонам. Но не стоит отождествлять данную мысль с антиинтеллектуализмом.

 

 

 

 

 

 

  1. Философия Анри Бергсона.

Анри Бергсон, выдающийся французский философ, психолог, писатель, родился 18 октября 1859 г. в Париже, где с 1866 по 1876г. учился в лицее, получив прекрасное классическое образование. В 1878 г. Бергсон поступил в Высшую нормальную школу, а после окончания начал преподавать в лицее города Анжера, в 1883 г. ушел в лицей им. Блеза Паскаля в Клермон-Ферране, и затем вернулся преподавателем в Высшую нормальную школу. С 1900 г. Бергсон стал профессором Коллежа де Франс. Его преподавательская деятельность продолжалась до 1914г. Бергсон выступал с лекциями также в Англии, США и других странах. Научные исследования мыслителя были тесно связаны с преподаванием. В 1889 г. философ защитил две диссертации – "Опыт о непосредственных данных сознания" и "Идея места у Аристотеля". В 1896 г. была опубликована одна из самых значительных работ Бергсона – "Материя и память".

Лекции Бергсона вызвали огромный резонанс. На лекциях, посвященных широкому кругу философских, психологических, этических проблем, Бергсон буквально на глазах аудитории формулировал принципы новой философии, впоследствии отразившиеся в главном произведении философа – в книге "Творческая эволюция" (1907). Более поздние труды Бергсона – "Длительность и одновременность", сборники докладов и выступлений "Духовная энергия" (1919), "Два источника морали и религии" (1932).1

Завоевав своими произведениями, лекциями и выступлениями беспрецедентный авторитет в стране и за рубежом, Бергсон, однако, не избежал тяжелых испытаний. В 1911 г. группа националистов-антисемитов начала травлю философа из-за того, что он был евреем. Бергсон предпочитал не отвечать на подобные выходки. Однако за него заступилась Франция, высоко оценившая его заслуги перед страной и мировой культурой. В 1914 г. Бергсон был назначен Президентом Академии моральных и политических наук и стал членом Французской академии наук. Также Бергсон был талантливым писателем. О высокой оценке литературных достоинств его сочинений говорит тот факт, что в 1927 г. Бергсон стал одним из первых философов, которому была присуждена Нобелевская премия по литературе.

Несмотря на то, что католическая церковь внесла труды Бергсона в раздел запрещенных, сам философ испытывал все большее влияние католицизма. Согласно написанному в 1937 г. духовному завещанию, философ расценивал католицизм как в целом плодотворное завершение иудаизма. И только предвидение того, что в мире растет волна антисемитизма, предотвратило переход Бергсона в католичество.

Предсказания Бергсона воплотились  в реальность с началом Второй Мировой войны. И сам он не избежал притеснений. Это было во время немецкой оккупации. Бергсон простудился, проведши целые часы в немецкой комендатуре в ожидании регистрации, и заболел пневмонией, от которой и скончался. 4 января 1941 г. Анри Бергсон скончался в возрасте 81 года. В Пантеоне на одной из колонн написано: "Анри Бергсону – философу, жизнь и творчество которого сделали честь Франции и человеческой мысли".2

Несмотря на то, что Бергсон не оставил особой философской школы, многие значительные философы, психологи, литераторы, художники разных стран подверглись влиянию бергсоновского учения. В значительной степени опирались на концепции Бергсона религиозные эволюционисты Э. Леруа и П. Тейяр де Шарден, создатели теории ноосферы; его эволюционное учение высоко оценивал В. И. Вернадский. Философия Бергсона оказала воздействие на столь разных по духу мыслителей, как У. Джеме (впрочем, влияние здесь было взаимным) и теоретик анархо-синдикализма Ж. Сорель; его этико-религиозная концепция вдохновила А. Тойнби, одного из наиболее известных социальных философов XX в.". Выдающиеся писатели М. Пруст и Дж. Джойс также испытали мощное воздействие идей Бергсона. Также до Октябрьской революции философия Бергсона была весьма популярна в России. Работы мыслителя переводились на русский язык вскоре после их публикации. В 1913-1914 гг.в Санкт-Петербурге вышли в свет вторым изданием пять томов Собрания сочинений Бергсона.

2. Работы Дильтея

В. Дильтей родился 19 ноября 1833 г. в городе Биберих, в семье священника. В духе традиций семьи Дильтей готовился стать протестантским пастором. Закончив местную школу, он в 1852 г. поступает в Гейдельбергский университет, откуда после года изучения теологии перебирается в Берлин. Подталкиваемый желанием отца видеть в сыне продолжателя своего дела, Дильтей продолжает занятия теологией и даже сдает несколько квалификационных экзаменов, необходимых для церковной карьеры. Однако вскоре побеждает интерес к истории и философии. Дильтей владел греческим и ивритом. Со сверстниками увлекается чтением Платона, Аристотеля,

Августина и Шекспира, берет  уроки композиции. Широкий круг интересов не позволяет ему завершить диссертационный труд ранее 1864 г. До той поры Дильтей еще получает от отца финансовую поддержку, подрабатывая журналистикой и уроками в школе. Вскоре после начала преподавательской деятельности в Берлине Дильтей всего на год принимает кафедру в Базеле, незадолго до того, как туда же был приглашен Ф. Ницше.

В 1868 г. Дильтей стал профессором в небольшом университете города Киля. Найти себя в качестве философа Дильтею удается по сле того, как его включают в число попечителей архива Шлейермахера. Тридцатисемилетний Дильтей заявляет о себе в научных кругах первым томом монографии "Жизнь Шлейермахера".

Тремя годами позже Дильтей переезжает в Бреслау. Завязывается его дружба с графом Паулем Йорком фон Вартенбургом, землевладельцем, принадлежавшим к знатному аристократическому роду и обладавшим незаурядным философским даром. Их интенсивное интеллектуальное общение, зафиксированное в письмах, в которых граф Йорк, несомненно, задавал тон, в то время как Дильтей зачастую ограничивался сообщениями общего характера, длилось до самой смерти Йорка в 1897 г. (Не только Дильтей обнаружил в графе Йорке неоценимого собеседника. Переписка этих двух мыслителей, вышедшая в 1923г., оказалась важной вехой и для философии того времени. Достаточно упомянуть хотя бы Мартина Хайдеггера, который познакомился с Йорком только по этому источнику и, однако, посчитал затем нужным упомянуть имя графа в "Бытии и времени".)

В 1882 г. Дильтей вернулся в Берлин, в Берлинский университет в те годы самый значительный немецкий университет, чтобы занять кафедру философии, в свое время принадлежавшую Гегелю. Это было важным событием для философа. Через год вышел второй труд Дильтея – "Введение в науки о духе". Работа, однако, остановилась на первом томе. Наброски к следующим книгам появились лишь в 1914 и 1924 г. в Собрании сочинений Дильтея, а цельный корпус текстов, позволяющих судить о систематическом характере замысла, лишь спустя 99 лет после публикации первой книги "Введения". При жизни Дильтей так и остался автором фрагментарных частных исследований, рассеянных по различным академическим изданиям.

 

  1. Георг Зиммель

Прославленным и имеющим влияние представителем философии жизни в Германии был Георг Зиммель.

Георг Зиммель родился в Берлине. В Берлинском университете он изучал историю, экономические науки, психологию, философию, историю искусств. Здесь же он в 1901 г. стал экстраординарным профессором. С 1914 г. был профессором философии в Страсбурге. Зиммель, в основном, трудился в социальной философии. Он один из наиболее значительных немецких социологов начала XX в. Вместе с тем его перу относятся интересные и до сих пор существенные философские работы по проблемам истории философии, истории и теории культуры, философии морали и религии. Главные социологические труды Зиммеля: "О социальной дифференциации. Социологические и психологические исследования" (1890); "Философия денег" (1900); "Социология. Исследования форм социализации" (1908); "Основные вопросы социологии (Индивид и общество)" (1917). Философские сочинения Зиммеля: "Введение в науку о морали. Критика основных этических понятий" (2 тома, 1892-- 1893); "Кант. 16 лекций, прочитанных в Берлинском университете" (1904); "Проблемы философии истории" (1-й вариант - 1892, 2-й вариант - 1905); "Кант и Гёте" (1906); "Религия" (1906); "Шопенгауэр и Ницше" (1907); "Главные проблемы философии" (1910); "Философская культура" (1922); "Война и духовные решения" (1917); "Конфликт современной культуры" (1918) и др. После кончины Зиммеля были опубликованы его сочинения по философии искусства, философии истории, религии, по социальной философии.

К представителям философии  жизни Зиммеля причисляют благодаря тому, что и он, подобно Бергсону, ставит в центр своих философских и социологических трудов понятие жизни. Но для него исходной началом становится не жизнь в природе, а жизнь человека в социуме.

В начале своего созидательного пути Зиммель испытал влияние натуралистических, эволюционистских, прагматистских подходов к толкованию духа, мышления, познания, истины. Он полагал, что возможно обосновать проблему истины, опираясь на категорию полезности. Обращение к философии Канта позволило Зиммелю преодолеть влияние натурализма и утилитаризма. Однако потом он, вместе с другими представителями философии жизни, критиковал ограниченности учения Канта, которые проявились в исключительно "интеллектуалистской" ориентации кантианства. Канта Зиммель "исправляет" с помощью Гёте, в концепции которого он усматривает то преимущество, что в ней познание объединяется с деятельностью "всех жизненных элементов". Задачу новой философии как философии жизни Зиммель видит как раз в том, чтобы подробнее расшифровать, от каких именно "жизненных элементов" – природных, практических, социальных, религиозных -- зависит познание вообще, познание истины в особенности.

Информация о работе Философия жизни