Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 01:21, реферат
Философия жизни внесла особый вклад в изучение сознания и бессознательного, в исследование таких элементов духовной и психической жизни, как время, интуиция, память. Объясняя необходимость исследования духовного, психического во всех их проявлениях, мыслители философии жизни критиковали традиционный рационализм за преувеличение роли сознательно - рациональных сторон человеческого духа. Интерес к абстрактному познанию, к интеллекту сохранился, однако требовалось объективно, трезво взглянуть на разум и интеллект, дать оценку сильным и слабым сторонам. Но не стоит отождествлять данную мысль с антиинтеллектуализмом.
Введение………………………………………………………………………3
1.Философия Анри Бергсона………………………………………………...5
2.Работы Дильтея………………………………………………………….….7
3.Георг Зиммель………………………………………………………………8
4.Освальд Шпенглер…………………………………………………………12
5.Фридрих Ницше……………………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………21
Список использованной литературы………………………………………..22
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1.Философия Анри Бергсона……………
2.Работы Дильтея……………………………………
3.Георг Зиммель………………………………………
4.Освальд Шпенглер………………………………
5.Фридрих Ницше………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..22
Введение
Под философией жизни подразумевают направление западной философии конца 19 – начала 20 в., основателями которого считаются Ф. Ницше, А. Шопенгауэр и представителями которого являются А. Бергсон, О. Шпенглера, В. Дильтея, Г. Зиммеля, Э. Шпрангера, Л. Клагеса и др. Но причисление указанных философов к этому направлению достаточно условно, так как прежде всего, потому что философия каждого из них оригинальна, имеются довольно значительные проблемные и стилевые различия между их учениями. И все-таки традиционное для учебной литературы отнесение названных мыслителей к философии жизни имеет свои основания: в их трудах, какие бы отличия они не имели, можно найти общие для всего направления особенности. Отметим отличительные черты философии жизни.
На первый план философы данного направления ставят сущность и принципы жизни. Отличие философии жизни от традиционной мысли состоит в том, что через понятие жизни ее представители стремятся обозначить границы с классической философией, ее мировосприятием. Традиционную философию, особенно философию нового времени, представители философии жизни обвинили в том, что она создала культ разума и науки, в жертву которым была принесена именно жизнь – и жизнь природы, и жизнь человека. Каждый мыслитель философии жизни пытался предложить свое понимание жизни, что оказало значительное воздействие на культуру, философию нашего столетия.
Вторая отличительная черта философии жизни связана с расшатыванием основ сциентизма, то есть взглядов на мир, ставящих во главу угла научные открытия, принципы научности, научный разум, методику науки. Правда, борьба против сциентизма не вылилась у выдающихся мыслителей Бергсона или Дильтея в антинаучную позицию. Во многих отечественных учебниках предтечам философии жизни приписывали стремление бесповоротно покончить с наукой и научностью. Но это не так. Потому что отвергались не науки как таковые, а безраздельная власть классических моделей в естествознании, господство механицизма. В данном аспекте философия жизни шла в ногу с неклассическим естествознанием.
Бергсон с большим уважением относился к биологии, с которой тесно связана концепция творческой эволюции. Также немалый интерес к биологии питали Ницше, Шпенглер, Зиммель.
Если говорить точнее, то не только естествознание, но и особенно гуманитарные науки – психология, история, которые образуют проблемный центр исследований философии жизни. И в этом отношении попытки представителей нашего направления раскрыть специфику человеческого духа и своеобразие наук о духе оказались перспективными. Вместе с работами Шпенглера, Дильтея в западную философию вписался специфический историзм, то есть стремление подвергнуть историю глубокому исследованию.
Философия жизни пытается предложить довольно не стандартные пути развития культуры и цивилизации, основываясь на новое истолкование исторического процесса.
Философия жизни внесла особый вклад в изучение сознания и бессознательного, в исследование таких элементов духовной и психической жизни, как время, интуиция, память. Объясняя необходимость исследования духовного, психического во всех их проявлениях, мыслители философии жизни критиковали традиционный рационализм за преувеличение роли сознательно - рациональных сторон человеческого духа. Интерес к абстрактному познанию, к интеллекту сохранился, однако требовалось объективно, трезво взглянуть на разум и интеллект, дать оценку сильным и слабым сторонам. Но не стоит отождествлять данную мысль с антиинтеллектуализмом.
Анри Бергсон, выдающийся французский философ, психолог, писатель, родился 18 октября 1859 г. в Париже, где с 1866 по 1876г. учился в лицее, получив прекрасное классическое образование. В 1878 г. Бергсон поступил в Высшую нормальную школу, а после окончания начал преподавать в лицее города Анжера, в 1883 г. ушел в лицей им. Блеза Паскаля в Клермон-Ферране, и затем вернулся преподавателем в Высшую нормальную школу. С 1900 г. Бергсон стал профессором Коллежа де Франс. Его преподавательская деятельность продолжалась до 1914г. Бергсон выступал с лекциями также в Англии, США и других странах. Научные исследования мыслителя были тесно связаны с преподаванием. В 1889 г. философ защитил две диссертации – "Опыт о непосредственных данных сознания" и "Идея места у Аристотеля". В 1896 г. была опубликована одна из самых значительных работ Бергсона – "Материя и память".
Лекции Бергсона вызвали огромный резонанс. На лекциях, посвященных широкому кругу философских, психологических, этических проблем, Бергсон буквально на глазах аудитории формулировал принципы новой философии, впоследствии отразившиеся в главном произведении философа – в книге "Творческая эволюция" (1907). Более поздние труды Бергсона – "Длительность и одновременность", сборники докладов и выступлений "Духовная энергия" (1919), "Два источника морали и религии" (1932).1
Завоевав своими произведениями,
лекциями и выступлениями
Несмотря на то, что католическая церковь внесла труды Бергсона в раздел запрещенных, сам философ испытывал все большее влияние католицизма. Согласно написанному в 1937 г. духовному завещанию, философ расценивал католицизм как в целом плодотворное завершение иудаизма. И только предвидение того, что в мире растет волна антисемитизма, предотвратило переход Бергсона в католичество.
Предсказания Бергсона воплотились в реальность с началом Второй Мировой войны. И сам он не избежал притеснений. Это было во время немецкой оккупации. Бергсон простудился, проведши целые часы в немецкой комендатуре в ожидании регистрации, и заболел пневмонией, от которой и скончался. 4 января 1941 г. Анри Бергсон скончался в возрасте 81 года. В Пантеоне на одной из колонн написано: "Анри Бергсону – философу, жизнь и творчество которого сделали честь Франции и человеческой мысли".2
Несмотря на то, что Бергсон не оставил особой философской школы, многие значительные философы, психологи, литераторы, художники разных стран подверглись влиянию бергсоновского учения. В значительной степени опирались на концепции Бергсона религиозные эволюционисты Э. Леруа и П. Тейяр де Шарден, создатели теории ноосферы; его эволюционное учение высоко оценивал В. И. Вернадский. Философия Бергсона оказала воздействие на столь разных по духу мыслителей, как У. Джеме (впрочем, влияние здесь было взаимным) и теоретик анархо-синдикализма Ж. Сорель; его этико-религиозная концепция вдохновила А. Тойнби, одного из наиболее известных социальных философов XX в.". Выдающиеся писатели М. Пруст и Дж. Джойс также испытали мощное воздействие идей Бергсона. Также до Октябрьской революции философия Бергсона была весьма популярна в России. Работы мыслителя переводились на русский язык вскоре после их публикации. В 1913-1914 гг.в Санкт-Петербурге вышли в свет вторым изданием пять томов Собрания сочинений Бергсона.
2. Работы Дильтея
В. Дильтей родился 19 ноября 1833 г. в городе Биберих, в семье священника. В духе традиций семьи Дильтей готовился стать протестантским пастором. Закончив местную школу, он в 1852 г. поступает в Гейдельбергский университет, откуда после года изучения теологии перебирается в Берлин. Подталкиваемый желанием отца видеть в сыне продолжателя своего дела, Дильтей продолжает занятия теологией и даже сдает несколько квалификационных экзаменов, необходимых для церковной карьеры. Однако вскоре побеждает интерес к истории и философии. Дильтей владел греческим и ивритом. Со сверстниками увлекается чтением Платона, Аристотеля,
Августина и Шекспира, берет уроки композиции. Широкий круг интересов не позволяет ему завершить диссертационный труд ранее 1864 г. До той поры Дильтей еще получает от отца финансовую поддержку, подрабатывая журналистикой и уроками в школе. Вскоре после начала преподавательской деятельности в Берлине Дильтей всего на год принимает кафедру в Базеле, незадолго до того, как туда же был приглашен Ф. Ницше.
В 1868 г. Дильтей стал профессором в небольшом университете города Киля. Найти себя в качестве философа Дильтею удается по сле того, как его включают в число попечителей архива Шлейермахера. Тридцатисемилетний Дильтей заявляет о себе в научных кругах первым томом монографии "Жизнь Шлейермахера".
Тремя годами позже Дильтей переезжает в Бреслау. Завязывается его дружба с графом Паулем Йорком фон Вартенбургом, землевладельцем, принадлежавшим к знатному аристократическому роду и обладавшим незаурядным философским даром. Их интенсивное интеллектуальное общение, зафиксированное в письмах, в которых граф Йорк, несомненно, задавал тон, в то время как Дильтей зачастую ограничивался сообщениями общего характера, длилось до самой смерти Йорка в 1897 г. (Не только Дильтей обнаружил в графе Йорке неоценимого собеседника. Переписка этих двух мыслителей, вышедшая в 1923г., оказалась важной вехой и для философии того времени. Достаточно упомянуть хотя бы Мартина Хайдеггера, который познакомился с Йорком только по этому источнику и, однако, посчитал затем нужным упомянуть имя графа в "Бытии и времени".)
В 1882 г. Дильтей вернулся в Берлин, в Берлинский университет в те годы самый значительный немецкий университет, чтобы занять кафедру философии, в свое время принадлежавшую Гегелю. Это было важным событием для философа. Через год вышел второй труд Дильтея – "Введение в науки о духе". Работа, однако, остановилась на первом томе. Наброски к следующим книгам появились лишь в 1914 и 1924 г. в Собрании сочинений Дильтея, а цельный корпус текстов, позволяющих судить о систематическом характере замысла, лишь спустя 99 лет после публикации первой книги "Введения". При жизни Дильтей так и остался автором фрагментарных частных исследований, рассеянных по различным академическим изданиям.
Прославленным и имеющим влияние представителем философии жизни в Германии был Георг Зиммель.
Георг Зиммель родился в Берлине. В Берлинском университете он изучал историю, экономические науки, психологию, философию, историю искусств. Здесь же он в 1901 г. стал экстраординарным профессором. С 1914 г. был профессором философии в Страсбурге. Зиммель, в основном, трудился в социальной философии. Он один из наиболее значительных немецких социологов начала XX в. Вместе с тем его перу относятся интересные и до сих пор существенные философские работы по проблемам истории философии, истории и теории культуры, философии морали и религии. Главные социологические труды Зиммеля: "О социальной дифференциации. Социологические и психологические исследования" (1890); "Философия денег" (1900); "Социология. Исследования форм социализации" (1908); "Основные вопросы социологии (Индивид и общество)" (1917). Философские сочинения Зиммеля: "Введение в науку о морали. Критика основных этических понятий" (2 тома, 1892-- 1893); "Кант. 16 лекций, прочитанных в Берлинском университете" (1904); "Проблемы философии истории" (1-й вариант - 1892, 2-й вариант - 1905); "Кант и Гёте" (1906); "Религия" (1906); "Шопенгауэр и Ницше" (1907); "Главные проблемы философии" (1910); "Философская культура" (1922); "Война и духовные решения" (1917); "Конфликт современной культуры" (1918) и др. После кончины Зиммеля были опубликованы его сочинения по философии искусства, философии истории, религии, по социальной философии.
К представителям философии жизни Зиммеля причисляют благодаря тому, что и он, подобно Бергсону, ставит в центр своих философских и социологических трудов понятие жизни. Но для него исходной началом становится не жизнь в природе, а жизнь человека в социуме.
В начале своего созидательного пути Зиммель испытал влияние натуралистических, эволюционистских, прагматистских подходов к толкованию духа, мышления, познания, истины. Он полагал, что возможно обосновать проблему истины, опираясь на категорию полезности. Обращение к философии Канта позволило Зиммелю преодолеть влияние натурализма и утилитаризма. Однако потом он, вместе с другими представителями философии жизни, критиковал ограниченности учения Канта, которые проявились в исключительно "интеллектуалистской" ориентации кантианства. Канта Зиммель "исправляет" с помощью Гёте, в концепции которого он усматривает то преимущество, что в ней познание объединяется с деятельностью "всех жизненных элементов". Задачу новой философии как философии жизни Зиммель видит как раз в том, чтобы подробнее расшифровать, от каких именно "жизненных элементов" – природных, практических, социальных, религиозных -- зависит познание вообще, познание истины в особенности.