Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:06, реферат
Философия того времени представлена такими противоположными направлениями как сциентизм и антисциентизм. Сциентизм (от лат. – наука) ориентирован более на развитие естествознания и является продолжением позитивизма XIX в. Иррационализм представлен концепциями «философии жизни» таких мыслителей как А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон.
Введение …………………………………………………………………………………………….3
1 Философия жизни: общая характеристика и основные положения.4
2 Философские аспекты психоанализа……………………………………………….9
3 Приведите характерные высказывания из произведений Ф. Ницше и З. Фрейда и объясните их………………………………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………………………………..20
Список используемой литературы…………………………………………………….21
Разделение психики человека на сознательную и бессознательную сферы является основной предпосылкой психоанализа. Следует различать латентное и вытесненное бессознательное. Любое представление осознается человеком в некоторый данный момент времени, а затем становится бессознательным элементом психики, который при определенных условиях без затруднений вновь может появиться в сознании. Такое бессознательное называется латентным бессознательным.
Психоаналитическую теорию интересует иной вид бессознательного вытесненное бессознательное. С точки зрения Фрейда, некоторые представления не являются сознательными потому, что им противодействует мощная психическая сила, которая не допускает их в сознание. Подобные состояния и называются вытесненными. Понятие бессознательного мы и получаем главным образом из учения о вытеснении.
«Вытеснение» — защитный механизм психики, суть которого заключается в активном забывании, удалении из сферы сознания травмирующих личность влечений и импульсов. Наличие в психике подобных механизмов предопределяет ее структуру.
Фрейд выделял в психике человека три части: Я, Оно и Сверх-Я. Инстанция психики, называемая «Я», олицетворяет то, что можно назвать разумом или рассудительностью, и отвечает главным образом за получение восприятий от внешнего мира. Таким образом, «Я» выполняет весьма скромные функции, и полагать, будто «Я» руководит нашей жизнью, — иллюзия. На самом деле властвует природное безличное начало, образующее бессознательную основу нашей души и называемое «Оно». Данная инстанция психики имеет чисто природное происхождение и в нем сосредоточены первичные влечения человека. Последние сводятся к двум: сексуальному желанию и влечению к смерти. Человеческое «Я» постоянно пытается подчинить «Оно» принципу реальности.
Следует отметить: что традиционно именно в «Я» видели ядро личности, с которым и рационалисты, и гуманисты связывали основные интеллектуальные и моральные функции. Из концепции же Фрейда следует, что моральная сторона жизни личности во многом имеет бессознательный характер. Основанием для такого вывода является учение о «Сверх-Я».
«Сверх-Я» имеет существенное значение в выработке характера человека. Как известно, если человек нуждается в каких-то объектах удовлетворения потребностей (влечений) и ему приходится от них отказываться, то нередко наступает изменение личности данного человека. Поэтому характер представляет собой специфический осадок отвергнутых привязанностей к объекту: характер каждого человека, по Фрейду, формируется на основе истории выборов объектов влечения и получаемых отказов в удовлетворении данных влечений.
Самая важная привязанность человека — привязанность к родителям (Эдипов комплекс). Эдип — герой древнегреческой мифологии, суть трагедии которого заключалась в том, что, принадлежа к роду фиванских царей, он становится жертвой тяготеющего над этим родом проклятия. Сам того не ведая, Эдип в точности осуществляет предсказанное: убивает своего отца и женится на собственной матери. Как предполагает Фрейд, трагедия Эдипа когда-то реально разыгралась в первобытном племени, породив суровые запреты на подобные действия — табу. В силу же биогенетического закона, который ученый считал важнейшим законом психоанализа, подобная трагедия неизменно повторяется на каждой семейной сцене. Суть биогенетического закона состоит в том, что онтогенез (индивидуальное развитие человека) есть повторение филогенеза (развития человеческого рода). И этот закон, и история Эдипа, пересказанная Фрейдом, часто вызывали как критику, так и просто недоумение. Однако не следует упускать из виду важный вывод, сделанный австрийским психологом. В результате господства Эдипова комплекса в «Я» человека отлагается осадок, который противостоит прочему содержанию «Я» в качестве «Я-идеала» или «Сверх-Я».
«Сверх-Я» является наследником Эдипова комплекса и концентрирует в себе требования и запреты, порожденные воспитанием, традицией, социальной средой и вообще всем филогенезом. Все, что биологические задатки и судьбы человеческой истории создали в личности, закрепляется в «Сверх-Я» в форме идеала и индивидуально переживается человеком. Таким образом, культура может руководить человеком лишь постольку, поскольку она сама стала частью его бессознательного, оформляясь в качестве особой бессознательной инстанции — «Сверх-Я». Не эволюционное развитие орудий труда и интеллекта, а появление совести выделяет человека из животного мира. Именно совесть и создает феномен культуры. Преступление, навязчивые видения как последствия преступления и раскаяние — все это, с точки зрения Фрейда, и является источниками появления человеческой культуры. Культура тогда должна пониматься скорее как средство принуждения человека к социально-упорядоченному поведению, как инструмент подавления первичных асоциальных позывов, а не только как пространство человеческого самосовершенствования на основе творческой деятельности.
Постановка и исследование проблемы бессознательного и сексуальных влечений, открытие явления сублимации, сама разработка основ метода психоанализа и многое другое являются безусловной заслугой Фрейда. И хотя многие центральные идеи Фрейда (учение об «Эдиповом комплексе», архаическом убийстве отца, о доминировании сексуальных влечений) были позднее отвергнуты даже фрейдистами, тем не менее Фрейд оказал колоссальное влияние на развитие не только современной психологии, но философии и культуры Запада в целом.
Критический анализ теории Фрейда.
Теория Фрейда направлена на изучение массового сознания, взаимоотношений в социуме. Фрейд, исследуя причины патологических процессов в психике, решительно отказался от материалистических в своей основе попыток объяснить изменения содержания психических актов физиологическими причинами. Но одновременно он совершенно отошел от материалистического мировоззрения, отказался от объективных методов исследования психики и создал в целом произвольную, надуманную, субъективистскую теорию. Суть ее состоит в отрыве психики от материальных условий и причин, ее порождающих. Психика рассматривается как нечто самостоятельное, существующее параллельно материальным процессам и управляемое особыми, непознаваемыми, вечными психическими силами, лежащими за пределами сознания. Над душой человека властвуют, как рок, неизменны психические конфликты бессознательных стремлений к наслаждению (прежде всего половому), к агрессии с «принципом реальности», к которой приспосабливается сознание.
Влияние теории Фрейда на культуру и философию
Фрейдистская концепция оказала и продолжает оказывать большое влияние на различные области культуры, и особенно заметное – на теорию и произведения западного искусства. Меньшее влияние фрейдизм имеет сейчас в неврологии и психиатрии. В своем развитии психоанализ прошел несколько этапов: от терапии неврозов и поисков методов исследования бессознательных психических процессов до «метапсихологии» как совокупности теоретических постулатов о человеческой природе. Затем эта общая теория послужила фундаментом для применения психоанализа в различных областях знания: в этнографии, религиоведении, искусствоведении, литературоведении, социальной психологии, философии, культурологии — диапазон использования психоанализа в наши дни достаточно широк.
Неофрейдизм
В 1929-1930 гг. начал развиваться неофрейдизм, получивший особое распространение в США. Его наиболее выдающиеся представители: К. Хорни, Г. С. Салливан, Э. Фромм. Иногда подлинным началом неофрейдизма считается выход в свет в 1941 г. книги Фромма «Бегство от свободы».
Неофрейдисты отказались от идеи Фрейда о господстве в бессознательном биологического начала и, в частности, сексуальных влечений. Они полагали, что на жизнь индивида и общества, а также формирование неврозов гораздо большее влияние оказывают социальные и культурные факторы. Каждая культура обладает собственным «идеологическим стержнем», и именно он оказывает решающее воздействие на воспитание детей и формы поведения взрослых. Поэтому основным объектом исследования у неофрейдистов стали межличностные отношения.
Неофрейдизм не является целостным учением, различные его представители существенно расходятся друг с другом во многих важных вопросах, связанных с трактовкой природы человеческой личности.
«Пусть гибнут слабые и уродливые – первая заповедь нашего человеколюбия. Надо еще помогать им гибнуть»1.
На месте христианского святого Ницше желает видеть того, кого он называет «благородным» человеком, но не в качестве представителя всех, а как правящего аристократа. «Благородный» человек способен на жестокость и при случае на то, что вульгарно рассматривается как преступление. Он обладает чувством долга только по отношению к равным себе. Он покровительствует художникам и поэтам и всем, кто владеет каким-либо мастерством, но делает это как существо более высокого порядка, чем те, которые лишь умеют что-нибудь делать.
Ницшевский сверхчеловек стоит «над добром и злом», вне любых моральных норм – кроме тех, которые создает сам.
Сверхчеловек Ницше – это сильная личность, разорвавшая оковы «рабской морали», построенной на послушании и восставшая против человеческих законов, это аристократ, находящийся вне пределов «стада»2. но это еще и аристократ духа, т. е. широко образованный человек, хорошо разбирающийся в искусстве и способный к глубокому его восприятию.
2 Сверхчеловек Ницше близок к романтическим героям Байрона.
«Христианство принимало сторону всего слабого, низкого, уродливого, свой идеал оно составило по противоположности инстинктам сохранения жизни, жизни в силе; христианство погубило разум даже самых сильных духом натур, научив чувствовать заблуждение, искушение, греховность в самых высших ценностях духовных»1.
В учении Ницше происходит переоценка всех традиционных моральных ценностей Запада. По его мнению, христианство, с его призывами к состраданию, милосердию, послушанию, портит человека, подавляя важнейшие жизненные инстинкты.
Христианство, доказывает он, стремится смирить человеческое сердце, но это ошибка. В диком звере есть нечто величественное, что он теряет будучи укрощен.
Он осуждает христианскую любовь потому, что считает ее результатом страха: я боюсь, что мой сосед обидит меня, поэтому я уверяю его, что люблю его. Если бы я был сильнее и храбрее, я бы открыто показывал свое презрение к нему, которое я, конечно чувствую. Ницше не мог себе представить, чтобы человек искренне чувствовал любовь ко всему человечеству, потому что он сам испытывал ко всему ненависть и страх, которые он был вынужден скрывать под маской надменного безразличия. Его «благородный» человек, которым он сам был в своих мечтах, полностью лишен сострадания, безжалостен, хитер, зол, занят лишь своей собственной властью.
«искажение, которое мешает нам понять сновидения, является следствием деятельности цензуры, направленной против неприемлемых, бессознательных желаний»1.
До Фрейда сфера психического отождествлялась только со сферой сознательного. Поэтому одним из важнейших его достижений можно считать введение в область научного рассмотрения понятия «бессознательного» (в более поздних работах Фрейд называет его «Оно»). С точки зрения Фрейда, бессознательное стоит за множеством наших действий, и, прежде всего, за такими, как фантазии, сны, оговорки, за забытыми впечатлениями (вытесненными из сферы сознательного).
Первым шагом к пониманию бессознательного стал для Фрейда анализ сновидений, когда сознательное «Я» наименее активно, а значит, деятельность бессознательного проявляется особенно свободно. В снах Фрейд различал два основных слоя. Первый из них – это явное, открытое содержание, именно его пересказывает человек, увидевший сон. Но за ним стоит второй – скрытый – слой, представляющий подлинное содержание сна, и его правильное понимание требует специальных усилий, применение метода психоанализа. Это связано с тем, что наше сознательное «Я» устанавливает цензуру на целый ряд желаний и влечений, поэтому, проявляясь во сне, эти желания и влечения обретают причудливую, зашифрованную форму.
«Дело обстоит вовсе не так, как будто только извращения вынудили нас к тому изменению понятия сексуальности, которое вызвало столь резкий протест. Еще больше способствовало этому изучение детской сексуальности, а совпадение обоих явлений стало для нас решающим. Но проявления детской сексуальности, как бы они ни были очевидны в более позднем детстве, кажется, исчезают в неопределенности по мере приближения к их начальным стадиям»1.
По Фрейду либидо имеет место уже у ребенка. Обнаружение сексуальности и эротизма стало еще одним шокирующим общество открытием Фрейда. Дети традиционно считались кем-то вроде бесполых ангелов. Он считал, что рождение ребенка, т. е. переход от единства с материнским организмом к самостоятельному существованию, есть психическая травма. И мать, являющаяся источником удовольствия (например, пищи – при кормлении грудью), становится первым объектом эротического влечения. В возрасте 3-5 лет у мальчиков формируется «Эдипов комплекс»: желание овладеть своей матерью (как сексуальной партнершей) и стремление убить своего отца – «конкурента» в этом отношении (аналогично у девочек вырабатывается «комплекс Электры» - с переменой ролей отца и матери. Название произошло от имени героини древнегреческой мифологии, которая отомстила матери за убийство отца). Страх перед наказанием со стороны отца (комплекс кастрации) приводит к вытеснению соответствующего влечения и его частичной замене. Поскольку ребенок не может избавиться от отца, то мальчик отождествляет себя с ним, перенимая тем самым черты мужского поведения и систему моральных запретов и предписаний, которые формируют его личность.