Философия жизни. Учение Фридриха Ницше

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 18:48, контрольная работа

Описание работы

Выдающийся немецкий философ и писатель Фридрих Ницше прославился еще при жизни. Но тогда это была, по большей части, скандальная слава нигилиста, которую сам философ всячески поддерживал. Кроме того, Ницше, через пятнадцать лет напряженного труда впавший в неизлечимую душевную болезнь, уже не мог разумно участвовать в полемике вокруг своих произведений, так что некоторые его современники и историки мысли просто игнорировали его как "сумасшедшего".

Содержание

Введение.
1.Воля к власти как ключевая категория метафизики Ницше.
2.Прагматистская интерпретация природы познания. Категории как орудия приспособления вида.
3.Концепция переоценки всех ценностей. Критика христианства как "морали рабов". Нигилизм. Понятие "сверхчеловека".
4.История как борьба активистско-творческих и усредненно-стадных начал в человечестве на пути к "сверхчеловечеству". Миф о вечном возвращении и его метафизический смысл.

Работа содержит 1 файл

итог.философия - копия.docx

— 53.90 Кб (Скачать)

Метафи́зика (др.-греч. τὰ μετὰ τὰ φυσικά — «то, что после физики»[]) — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.

АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ  И ДИОНИСИЙСКОЕ — категории культуры, получившие филос. истолкование в работе Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки». Истоком этих категорий  являются два божества искусств в Др. Греции — Аполлон и Дионис. Противоположность между ними обусловлена противоположностью между пластическим искусством образов и непластическим искусством музыки. Аполлон и Дионис — это разные миры: мир сновидения и мир опьянения. Аполлоническое (А.) начало — это чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов, мудрый покой бога — творца образов; дионисийское (Д.) — первобытный хаос и ужас, вакхический восторг, трепет опьянения и экстаза. Д. начало — это содержание, из которого черпает творец, глубинные интуитивные прозрения бездн бытия, А. — это форма, в которую художник облекает свои видения и прозрения. Если Аполлон — это разумное начало, то Дионис — начало инстинктивное. Любая культура — это органический синтез А. и Д. В Др. Греции это синтез мифа и музыки, породивший антич. трагедию. Но в любой культуре эти два начала не находятся в гармоническом единстве, всегда превалирует либо одно, либо др. Современная культура страдает, по Ницше, ослаблением Д. начала, человек этой культуры уже не может, отпустив поводья, ввериться своему инстинкту, он руководствуется только знаниями, он вынужден всюду таскать с собой невероятное количество камней знаний, которые при случае, как пишут в сказке, могут «изрядно стучать в желудке». Но в то же время Д. начало, не обузданное разумом, может в будущем вырваться на поверхность культуры, неся с собой хаос и разрушения.  

С т.зр. Ж. Делёза, Ницше, открыв Д. мир, первым преодолел субъективизм зап. философии, первым исследовал мир безличных, до-индивидуальных сингу-лярностей как мир свободной и несвязанной энергии. Он построил «дионисийскую, смыслопорождающую машину», где смысл и бессмыслица уже не противостоят друг другу, а соприсутствуют вместе внутри нового дискурса. Ницше открыл новые пути исследования глубины, пролил на нее новый свет, услышал в ней тысячи голосов и заставил все их говорить.

(Ницше Ф. Рождение  трагедии, или Эллинство и пессимизм // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1; Иванов В.И. Дионис и прадионисийство. СПб., 1994; Делёз Ж. Ницше. СПб., 1997;

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания. 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (от лат. interpretatio — истолкование, разъяснение) — 1) общенаучный метод с фиксированными правилами перевода формальных символов и понятий на язык содержательного знания; 2) в гуманитарном знании — истолкование текстов, смыслополагающая и смыслосчитывающая операции, изучаемые в семантике и эпистемологии понимания; 3) способ бытия на основе понимания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2.Обязательным  является раскрытие тех учебных  вопросов, которые составляют содержание  указанной темы. План и литература  к теме также обязательно должны быть использованы и представлены в работе.

  3.Объем  работы – 18 – 22 листов, заполненных  с одной стороны стандартным  шрифтом (Times New Roman), размер 14 – для компьютерного набора, через 1,5 интервала.

  4. Оформление работы должно быть единым: на титульном листе указать – "Западно-Сибирский Институт Финансов и Права, кафедра гуманитарных и естественно-научных дисциплин, название и номер темы, Ф.И.О., факультет, курс студента, Ф.И.О., должность проверяющего работу преподавателя".

  Сноски  на цитируемую литературу могут быть как постраничными, так и сквозными (в тексте указывается номер ссылки – одновременно это порядковый  номер  книги,  статьи  в  библиографическом  списке  в  конце работы; рядом с номером ссылки указывается номер страницы в источнике: например, 4.212).

  5. Критериями  зачета контрольной работы преподавателем  являются:

  а) строгое  соответствие номера темы контрольной  и требуемого минимального  объема;

  б) соответствия содержания работы учебным вопросам;

  в) раскрытие  основных смыслов учебных вопросов и основных понятий темы по рекомендованной литературе (общей и адресно-тематизированной);

  г) приветствуются аккуратность и эстетическое оформление работы (поля, выделение приоритетных смыслов разными курсивами);

  д) благожелательно  оцениваются самостоятельные аргументированные  суждения и умозаключения, привлечение дополнительной научно-философской и художественно-иллюстративной литературы. 

  РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ

  1. Использовать прежде всего доступные для вас общие, базовые учебники, учебные пособия. Они указаны в списке рекомендованной учебной и универсально-справочной литературы.

  2. Обязательно  при работе над конкретной  темой используйте справочные издания: Философский энциклопедический словарь, хрестоматии по философии, популярные издания.

  3.Текст  должен быть разбит на вопросы  в строгом соответствии с предложенным  планом.

  4.Составьте словарь ключевых терминов по теме, над которой работаете, по учебной и справочной литературе (не менее 10 понятий). (Поместите в конце контрольной работы).

  5. Контрольная  работа сдается в электронном  варианте через терминал института  или через интернет-сайт. (С инструкцией  можно ознакомиться на сайте zsifip@nptus.ru или у лаборантов института). 

  П

  Тема  № 15. Философия жизни. Учение Фридриха Ницше

  1.Воля  к власти как ключевая категория  метафизики Ницше. 

  2.Прагматистская  интерпретация природы познания. Категории как орудия приспособления  вида.

  3.Концепция  переоценки всех ценностей. Критика  христианства как "морали рабов". Нигизизм. Понятие "сверхчеловека".

  4.История  как борьба активистско-творческих и усредненно-стадных начал в человечестве на пути к "сверхчеловечеству". Миф о вечном возвращении и его метафизический смысл.

  Литература

  1. Визгин В.П. Ницше глазами Делеза. -ж.В.Ф.,1993, № 4.
  2. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. - Новосибирск, 1992.
  3. Деррида Ж. Шпоры: стили Ницше. - ж.Ф.Н.,1991, №№ 2-3.
  4. Красиков В.И. Предельные значения в филос. – Кемерово, 1997, - С.115-121.
  5. Кутлунин А.Г.,Малышев М.А. Эстетизм как способ понимания в философии
  6. Лаврова А.А. Философия Ницше. –ж.Ф.Н., 1997, № 1.
  7. Мочкин А.Н. Вокруг идейной эволюции Ницше. – ж.В.Ф., 1978, № 11.
  8. Ницше Ф. Воля к власти. - М.,1994.
  9. Ницше Ф. Сочинения в двух томах. - М.,1990.
  10. Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. - СПб,1993.
  11. Ницше. - ж.Ф.Н.,1990, № 3.
  12. Ницще Ф. Странник и его тень.- М.,1994.
  13. Рачинский Г. Предисловие // Ницше Ф. Воля к власти. - М.,1994.
  14. Свасьян К.А. Фридрих Ницше... // Ницше Ф. Соч.т.1. - М.,1990.
  15. Хайдеггер М. Европейский нигилизм //Время и бытие. - М.,1993.
  16. Хайдеггер М. Слова Ницше "Бог мертв".- ж.В.Ф.,1990, № 7.

Информация о работе Философия жизни. Учение Фридриха Ницше