Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 18:48, контрольная работа
Выдающийся немецкий философ и писатель Фридрих Ницше прославился еще при жизни. Но тогда это была, по большей части, скандальная слава нигилиста, которую сам философ всячески поддерживал. Кроме того, Ницше, через пятнадцать лет напряженного труда впавший в неизлечимую душевную болезнь, уже не мог разумно участвовать в полемике вокруг своих произведений, так что некоторые его современники и историки мысли просто игнорировали его как "сумасшедшего".
Введение.
1.Воля к власти как ключевая категория метафизики Ницше.
2.Прагматистская интерпретация природы познания. Категории как орудия приспособления вида.
3.Концепция переоценки всех ценностей. Критика христианства как "морали рабов". Нигилизм. Понятие "сверхчеловека".
4.История как борьба активистско-творческих и усредненно-стадных начал в человечестве на пути к "сверхчеловечеству". Миф о вечном возвращении и его метафизический смысл.
3.Концепция переоценки всех ценностей. Критика христианства как "морали рабов". Нигилизм. Понятие "сверхчеловека".
К переоценке ценностей
Ницше звал своих читателей уже
в ранних работах. Так, "Человеческое,
слишком человеческое" он начинает
в Искренней, исповедальной манере. Ницше
рассказывает о своем духовном становлении,
о страстном увлечении Вагнером и Шопенгауэром
и столь же страстном отказе от их (и других
мыслителей) идей и доктрин. А это порождает
вопрос, который Ницше обращает к себе
и к своим читателям: "...сколько лживости
мне еще нужно, чтобы сызнова позволить
себе роскошь моей правдивости?". В чем
же удел мыслителя, отказавшегося от лжи,
фальши устаревших, догматизированных
воззрений? Стать из-за переоценки ценностей
унылым, лишенным чувства юмора философом
и морализатором-одиночкой? Нет, отвечает
Ницше. Везде рождаются, хотя и в великих
муках и постепенно, "свободные умы"
и обновленные души. Они движутся навстречу
друг другу. "Какие узы крепче всего?
Какие путы почти неразрывны? У людей высокой
избранной породы то будут обязанности
— благоговение, которое присуще юности,
и нежность ко всему, издревле почитаемому
и достойному, благодарность почве, из
которой они выросли, руке, которая их
вела, храму, в котором они научились поклоняться...".
Но потом приходит тяготение к "великому
разрыву", выраженному в виде тревожного
вопроса: "...Нельзя ли перевернуть все
ценности? и, может быть, добро есть зло?
а Бог — выдумка и ухищрение дьявола? И
может быть, в последней основе все ложно?
И если мы обмануты, то не мы ли, в силу
того же самого, и обманщики?". Намеченная
здесь идея переоценки ценностей духовной
аристократией нового типа развита в последующих
произведениях, особенно в "Так говорил
Заратустра".
Ницше попытался осмыслить кризисные явления современной ему эпохи, опираясь на oбщефилософский и конкретно-исторический анализ. В результате он дал развернутую критику основ западноевропейской цивилизации (античная культура и христианство), рассмотрел проблемы и проявления кризисов буржуазной культуры и разработал типологические основания для анализа общекультурного процесса. Сложность и противоречивость немецкого мыслителя в полной мере отразились на его философии, изложенной в афористичной форме в многочисленных сочинениях и эссе: "Антихристианин", "Так говорил Заратустра", "По ту сторону добра и зла", "Воля к власти и др. Его современник Г.-Х. Файхингер (1852—1933) писал о Ницше: "С одной стороны, учение Ницше разрушительно и в руках неосторожных и недозрелых может действовать как умственный и нравственный динамит. Но с другой стороны, оно... может вывести нас из "догматической дремоты" и принудить пересмотреть и заново обосновать наши интеллектуальные и моральные блага и ценности". Философские взгляды Ницше базируются на имморализме, на сильной антирелигиозной, антихристианской тенденции, на интуитивизме, антидемократизме, индивидуализме. волюнтаризме.
Современную ему культуру немецкий философ критикует за пессимизм, нигилизм, распространение социалистических идей (т. к. они подчиняют индивида общему, государству), господство массовости, феминизм, религиозность.
Ницше настаивает на том, что человечество как род не прогрессирует. Более того, оно деградирует; человеческое общество, культура человечества находятся в состоянии декаданса, т.е. упадка. Человечество испорчено — прежде всего в том смысле, что род человеческий теряет свои инстинкты, перестает сохранять и совершенствовать себя; он выбирает, предпочитает то, что ему вредно ("Антихрист". Афоризм 6). Наше столетие, к сожалению, пока не опровергает, а скорее подтверждает эту печальную констатацию. В XX в. из-за ядерного оружия и экологической катастрофы человечество оказалось перед самой страшной угрозой для самого существования человеческого рода и всего живого на Земле. Пытаясь выяснить причины деградации рода Homo sapiens, Ницше утверждает: кратким "мигом" своего земного бытия молодое еще человечество пока распоряжалось самым пагубным образом. Уже случившиеся и грядущие катастрофы — это расплата за тысячелетия, когда европейское человечество отдало себя во власть христианских религии и морали. Ницше — один из самых яростных критиков религии и морали христианства. Эта критика в значительной степени совпадает с проблематикой "генеалогии морали", которая мыслится у Ницше как исследование, выясняющее, "откуда, собственно, берут свое начало наши добро и зло" ("К генеалогии морали". Афоризм 3). Из-за влияния христианства человечество выбрало путь сострадания слабым. Это вызывает осуждение Ницше. Почему? "Сострадание, — утверждает он, — противоположно тоническим аффектам, повышающим энергию жизненного чувства; оно действует угнетающим образом" ("Антихрист". Афоризм 7). Христианская мораль льстит человеку, она насквозь лицемерна, ибо не говорит людям правды. А правда, согласно Ницше, состоит в том, что человек был диким животным на заре христианства и остается таковым на последующих этапах истории. Между тем христианство и гуманистическая мораль фальшиво объявляют человека, всегда готового впасть в дикость, венцом творения. В социальном плане христианство и гуманизм тоже были и остаются опасной ловушкой для человеческого рода: именем Бога оправдывалось и даже освящалось насилие слабых над сильными, порицалось восстание рабов против "благородных сословий".
Зародившееся в античном мире христианство стало, по утверждению Ницше, религией низших сословий, "подонков" античного общества. Когда христианство перенесло свое влияние на варварские народы, оно сделалось религией более сильных, но неудачливых людей. Главные их чувства, устремления, идеи Ницше обозначает словом ressentiment, что в данном случае значит: злоба, месть, зависть, причудливое соединение комплекса неполноценности и неумеренных амбиций. Льстя человеку, христианство втайне считает его хищным зверем, которого следует приручать. А приручить легче слабого и больного зверя. Делать человека слабым — это и есть «христианский рецепт к приручению, принуждению во имя "цивилизации"» ("Антихрист". Афоризм 22). Ницше критикует христианство за подавление в человеке духовной силы, за догматизм и противодействие свободному началу человеческой природы. В этом обвинении Ницше не оригинален и не одинок — подобные критические нападки на христианство в изобилии встречались в новое время. Но и сама эпоха нового времени, противоречиво объединившая начала демократии и конкуренции, обвинена в том, что она особо благоприятствовала укреплению пробужденного христианством "мира" ressentiment. Следствием оказалась утрата европейскими нациями (особенно немцами, подчеркивает Ницше) тех импульсов к переоценке ценностей, которые дала эпоха Ренессанса.
Сам Ницше выступает как "радикальный нигилист" требуя кардинальной переоценки ценностей культуры, философии, религии. "Европейский нигилизм" Ницше сводит к некоторым основным постулатам, провозгласить которые с резкостью, без страха и лицемерия считает своим долгом. Эти тезисы: ничто больше не является истинным; бог умер; нет морали; все позволено. Надо точно понять Ницше — он стремится, по его собственным словам, заниматься не сетованиями и моралистическими пожеланиями, а "описывать грядущее", которое не может не наступить. По его глубочайшему убеждению, нигилизм станет реальностью по крайней мере для последующих двух столетий. Европейская культура, продолжает Ницше свое рассуждение, издавна развивается под игом напряжения, которое растет от столетия к столетию, приближая человечество и мир к катастрофе. Себя Ницше объявляет "первым нигилистом Европы", "философом нигилизма и посланцем инстинкта" в том смысле, что он изображает нигилизм как неизбежность, зовет понять его суть. Нигилизм может стать симптомом окончательного упадка воли, направленной против бытия. Это "нигилизм слабых". "Что дурно? — Все, что вытекает из слабости" ("Антихрист". Афоризм 2). А "нигилизм сильных" может и должен стать знаком выздоровления, пробуждения новой воли к бытию. Без ложной скромности Ницше заявляет, что по отношению к "знакам упадка и начала" он обладает особым чутьем, большим, чем какой-либо другой человек. Я могу, говорит о себе философ, быть для других людей учителем, ибо знаю оба полюса противоречия жизни; я и есть само это противоречие...
Ф. Ницше убежден, что культура зиждется на отдельных личностях, подчиняющих себе массу, ибо люди существуют в его глазах лишь для повиновения и нуждаются в могучих, властных натурах.
Культура —
область и результат
Сверхчеловек
сознательно изолируется от толпы.
Сфера его бытия —
Создавать ценности
должен сам человек, чтобы дать смысл
земле и истории. На человеке будущего,
освобожденном от иллюзий прошлого
и ясно, холодно и светло смотрящем
в глаза Вселенной, лежит огромная
ответственность — единственная привилегия,
которую берет на себя суверенный индивид,
этот "вольноотпущенник, действительно
смеющий обещать, этот господин над свободной
волей". Такой человек сам себе устанавливает
"мерило ценности", сам решает, кого
уважать или презирать. И уважает он не
всякого человека, но только "равных
себе, сильных и благонадежных людей",
на чье слово можно положиться. "Доминирующий
инстинкт" такого человека — совесть.
Сверхчеловек рождается, говорит Ницше,
чтобы создать новую человеческую общность.
Объединенные в нее люди становятся "сеятелями
будущего". Им претит мораль рабов, угнетенных,
взывающих к филантропии и состраданию.
Они освобождают себя сами, для чего им
прежде всего нужны сила и дерзость. Не
дворянское звание, не туго набитый кошелек
торгашей, не служба князю или какому-то
другому властителю делает их аристократией,
элитой, но величие духа, чистота и новизна
целей, решимость отбросить, как обветшавшие,
но еще крепкие цепи, все условности, догмы,
предрассудки попавшей в глубокий кризис
цивилизации.
4.История
как борьба активистско-
Понимая мир как абсолютное и бесконечное становление, представители философии жизни определяли его как бессубстанциональное Ничто, хаос, в котором отсутствуют порядок, единство, логика, целесообразность.
Становление мировой жизни лишено смысла, оно не имеет никакой цели и изначально противоречиво.
Становление жизни
- это борьба воль, равно претендующих
на господство. Во всех проявлениях
жизни можно найти волю к власти,
которая и определяет эволюцию мира.
Генезис воли к власти непознаваем,
сама она необъяснима. Воля к власти
выступает как
Разработка идеи
вечного возвращения, которая встречалась
уже у Пифагора, стоиков, Эпикура,
Лукреция и многих других более поздних
мыслителей, была вызвана в философии
жизни необходимостью этического обоснования
закономерности принятия и приятия
жизни, как заданного человеком
самому себе идеала. Противоречие между
устремленностью жизни, как становящегося
вперед и вечным возвращением, снимается
благодаря концепции
Вывод : причина столкновения противоположных подходов к философии Ницше — в ее глубокой внутренней противоречивости. Ницше писал: "Я знаю свой жребий. Когда-нибудь с моим именем будет связываться воспоминание о чем-то чудовищном — о кризисе, какого никогда не было на земле, о самой глубокой коллизии совести, о решении, принятом против всего, во что до сих пор верили, чего требовали, что считали священным. Я не человек, я динамит... Я противоречу, как никто никогда не противоречил, и, несмотря на это, я противоположность отрицающего духа".
Философия жизни
имела большое значение для развития
персонализма, экзистенциализма, неофрейдизма.
Пройдя период наибольшего интереса
к себе в первой четверти XX века,
философия жизни переживает сегодня
свое возрождение, своеобразный ренессанс.
В последние десятилетия XX в. ежегодно
издается около 20 монографий по проблематике
философии жизни, выходит огромное
количество статей, проводятся десятки
международных научных
Литература
Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990.
Сумерки богов. М., 1990.
Самосознание
европейской культуры XX
в. М., 1991.
Использованы материалы сайтов:
http://www.niv.ru/doc/
http://filosof.historic.ru/
«Ницше за 90 минут»
Пол Стретерн
АНТРОПОМОРФИЗМ
- приписывание человеческих свойств
явлениям неживой и живой природы,
а также уподобление мира духов
миру человека. Антропоморфизм как
тип мировоззрения был