Философия языка в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:32, контрольная работа

Описание работы

Философия в России начала ХХ в. находится под влиянием не только идей немецких философов, но представляет собой уникальное явление синтеза немецкой классической философии, отечественной философской традиции и религиозных воззрений ортодоксального христианства. Разум и чувства человека, его рациональное и внерациональное бытие, религиозные откровения, выявляясь в языке, становятся инструментами познания человеком мира и самого себя в их нераздельном единстве.

Содержание

1. Теоретические и методологические основания философии языка А.А.Потебни.
2. Проблемы языка в воззрениях К.С. Аксакова и Н.П. Некрасова
3. Философско-лингвистические воззрения Ф.Ф. Фортунатова
4. Онтологическое учение об имени (П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев, Г.Г. Шпет, М.М. Бахтин)

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

Своеобразие имени чаще всего связывается с присущими ему магическими свойствами, которые весьма широко понимались философами. Флоренский в работе «Магичность слова» отмечал, что традиционное представление о слове как рационально выраженном смысле неприменимы к имени, поскольку последнее обладает наиболее высокой степенью синтетичности. Свойство синтетичности имени заключается в том, что оно представляет собой смысловое явление вещи, достигающее наиболее полного воплощения в именах собственных и личных. Имена формируют носителей. Каждое имя – особый замкнутый мир.

Следующая особенность  имени, по мнению философов, связана  с энергийностью. Внутреннее ядро имени  образует сила, энергия, которую имя  обретает и которой заряжается через  свое инобытие в различных пластах  бытия. Обладание энергией делает имя активным.

Имя, как и слово, социально, но при этом оно имеет новое  отличительное свойство – синергийность. В имени как бы происходит взаимопроизрастание  энергий индивидуального духа и  народного, общечеловеческого разума, присоединение именующегося к индивидуальному соборному единству.

Еще одна отличительная  черта имени – символичность, природа которой, по мнению философов, заключена не в его значении как  результате апперцепции представлений  и не в языковых формах, адекватно  передающих смысл, а в том, что оно есть символ. Понятие об имени как символе является наиболее важным элементом в раскрытии сущности, которая открывается в своих энергиях.

В философии имени  наряду с его центральной категорией важное место отводится тем отношениям, которые существуют между именем и вещью. Проблемой философии языка является не столько имя, сколько процесс и отношение, завершаемый именем, - именование. Лосев описывал взаимоотношение между основными элементами философии имени посредством конструкции, где: 1) предмет, или предметная сущность, вместе с самой сущностью, 2) энергия сущности, или выражение, 3) физико-физиолого-психологический факт слова, являющийся для сущности и ее энергии приемником и осмысливаемым через них инобытием8.

Философия имени диалектически отрицает свойственную формальному и психологическому направлениям в философии языка проблему тождества мысли и языка. Она выводит ее на более высокий уровень абстракции – тождества имени и сущности.

Определение имени через  сущность и энергию составляет исходные посылки философии языка Флоренского, Булгакова, Лосева, посредством чего они создают целостное учение о его онтологической природе.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В последнее время  в философии, культурологи, лингвистике, лингвокультурологии наметились тенденции  к более полному изучению человека: его природы, внутреннего мира, менталитета и т.д.. В этой связи упрочивается убежденность возможности осмысления феномена человека не через естественные науки, а через языки.

Для современной науки  интерес представляет уже не просто человек, а личность, носитель сознания, языка, обладающий сложным внутренним миром и определенным отношением к миру и себе. Он занимает особое положение во Вселенной и на Земле, постоянно вступая вдиалог с миром и себе подобным.

Целью философской мысли стал человек, который познается через семиотическую деятельность, предполагающую существование «другого».

Исследование работ  о языке отечественных мыслителей начала ХХ в. позволяет сейчас по-новому взглянуть на их творчество и выявить необозначенную ранее проблематику их работ.

Философия развивается  благодаря тщательному анализу  языка. Язык для философа – не только средство выражения философских  концепций, но и средство выражения  философских концепций, но и средство познания мира и человека. Именно Слово является важнейшим источником знаний, так как в нем заложена вся информация о мире и человеке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Автономова И.С. Заметки о философском языке: традиции, проблемы, перспективы// Вопр. Философии. – 1999. - №11.

2. Безлепкин Н.И. Философия языка в России: опыт историко-теоретической систематизации. – СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. Ун-та, 1999.

3. Н.И.Безлепкин. Философия языка в России. СПб.: «Искусство-СПБ», 2002.

     4. М.Ю. Грыжанкова. Философия языка. Саранск, - 2006. С.36

5. Гумбольдт В. Избр. Труды по языкознанию. – М., 1984.

     6. Потебня  А.А. Слово и миф. – М., 1989.

7. Степанов Ю.С. Язык  и метод. – М., 1975.

1 Гумбольдт В. Избр. Труды по языкознанию. – М., 1984. – С. 68.

2 Потебня А.А. Слово и миф. – М., 1989. – С. 156

3 Автономова И.С. Заметки о философском языке: традиции, проблемы, перспективы// Вопр. Философии. – 1999. - №11. – С.17.

4 Безлепкин Н.И. Философия языка в России: опыт историко-теоретической систематизации. – СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. Ун-та, 1999. – С.26

5 М.Ю. Грыжанкова. Философия языка. Саранск, - 2006. С.36

6 Н.И.Безлепкин. Философия языка в России. – С.117

7 Н.И. Безлепкин. Философия языка в России. – С.90.

8 Степанов Ю.С. Язык и метод. – М., 1975. – с. 186.




Информация о работе Философия языка в России