Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 20:32, контрольная работа
Русская философская мысль является органической частью мировой философии и культуры в целом, вместе с тем она отличается национальной самобытностью и в какой-то мере уникальностью.
Одной из особенностей русской философии является то, что она почти всегда развивалась в недрах религии. В принципе, как отмечают многие авторы, такая связь присуща философии по существу. Р
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Основные категории философии всеединства: Абсолют, София, Человек и др. 4
1.1 Русская идея как выражение философии всеединства 4
1.2. Абсолют как основополагающая категория философии всеединства 5
1.3. София как Мировая Душа и связь между Богом и миром 7
1.4. Человек – центр творения 10
2. Учение о Богочеловечестве в философии всеединства 13
2.1 Идея Богочеловечества в философии Владимира Соловьева 13
2.1 Богочеловечество в философии С.Н. Булгакова 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19
Но кроме того, Иисус Христос и сын человеческий. Он лишь зачат непорочно, но рожден от женщины Девы Марии. Иисусу Христу как сыну человеческому ничто человеческое не чуждо. Он также подвержен искушениям. Но благодаря Божественному духу и Божественной воле он их преодолевает. Он исповедует иной принцип жизни – «не хлебом единым жив человек», который помогает преодолеть искушение плоти. Он преодолевает гордыню ума – он служит Богу и человечеству, силам небесным, он – ангел и «раб божий». Цель его жизни – воплощение послания Бога, его откровения, которые он вложил в его уста. Он Богочеловек, воспринявший человеческую натуру. Он добровольно, «свободно отрекается от славы Божьей», «он принимает на себя знак раба», «он в своей душе находит место для Бога». Он добровольно подчиняется служению истинному Богу [13, 189–191].
Он обладает особым самосознанием – осознанием в себе как субъекте, как личности, Божественного начала. Он ощущает на себе историческую миссию – помочь людям вернуться к Богу, преодолеть отпадение от Бога. Для этого Иисус Христос использует не силу, не насилие, не принуждение, а силу убеждения и любовь, направленную на людей, которые генетически несут в себе черты «первого Адама». Поэтому каждый человек может приблизиться к идеалу Богочеловека, воплощенному в лике Иисуса Христа. Но без веры в Бога и учение Христа это невозможно. В.С. Соловьев проницательно замечает, что это –достижимо, если человек преобразует себя, если он не просто воспримет свободно идеи и учение Иисуса Христа, но найдет место для Божественного начала в себе, в своей душе и только в душе, а не в теле. Соловьев замечает, что телом Христовым до его воскрешения в пределах земного бытия является церковь. Богочеловечество – «человечество, воссоединившееся с божественным началом через посредство Иисуса Христа» [13, 194]. Это – та задача, которую призвано решить человечество, чтобы сохранить себя как таковое. Поэтому В.С. Соловьев считает, что его философия и учение о Всеединстве, Богочеловеке и Богочеловечестве не умозрительная философия, а связана с жизнью, с жизнью каждого индивида, поскольку и определяет и вскрывает «верховные начала для жизни».
В Богочеловеке и Богочеловечестве преодолевается противоречие между Божественным предопределением как объективной необходимостью исторического процесса и свободной волей действующих в нем субъектов. В Богочеловеке и Богочеловечестве осуществляется становление и восстановление Абсолюта (совершенного Божественного начала). Таким образом, Богочеловечество есть плод усилий уже не Иисуса Христа, а людей, рода человеческого, принявшего Иисуса Христа как образец [13, 172], в котором он находит и в себе восстанавливает подлинную человеческую сущность.
Принцип
Богочеловечества содержит в себе все
религии как те или иные его
стороны. Христианство – это просто наиболее
полная религия, находящая высшее религиозное
выражение идее Богочеловечества. Предел
всеединства в одном человеке дан во Христе,
выражение этой полноты всеединства –
победа над смертью. Главное в христианстве,
быть может, не столько учение Христа,
сколько сам Христос как живое свидетельство
реальности Богочеловека. Через Христа
должно восстановиться всеединство человеческой
природы, нарушенное грехопадением.
Продолжает идеи Вл. Соловьева С.Н. Булгаков. Первые его размышления о Богочеловека встречаются уже в труде «Свет невечерний»: «Если человек имеет образ Божий, это значит, что и Бог имеет образ человека в каком-то, хотя и не поддающемся точному выяснению смысле. В Адаме перстном начертан лик Адама Небесного и преднамечено их конечное соединение. Христос есть, по определению ап. Павла, Небесный Человек, существующий прежде век и прежде всякого творения, Он есть истинный первый Адам» [5, 285].
Основное
догматическое определение
Человек в своей причастности Человеку Небесному объемлет в себе все в положительном всеединстве. Он есть организованное все или всеорганизм.
Насколько возможно совершенное единение Бога и человека в одном лице? Величайшая задача христианского миросозерцания, согласно Булгакову, состоит в том, чтобы дать философское истолкование учению об Иисусе Христе как Богочеловеке.
В книге «Агнец Божий» он тщательно анализирует основную антиномию религиозного сознания о неразрывном двуединстве трансцендентного и имманентного и пытается дать теологическое изложение философского смысла Хальседонского догмата, согласно которому Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный человек. Неразрывное единение «без смешения» двух натур — божественной и человеческой — в одном лице не следует понимать как их чередование или смешивание и т. д.
Как и Соловьев, Булгаков связывает наступление Богочеловечества с возвышением падшего, греховного человека и единении его с Богом: «Падший человек сохранил в себе образ Божий, как основу своего существа, и присущую ему софийность, делающую его центром мироздания, но утратил способность найти свою энтелехийную форму, осуществить в себе подобие Божие»[5, 294].
Поэтому своими силами человек не может извлечь себя из пучины греха и возвыситься. Связующим звеном, объединяющим человека с Богом, является Богочеловек, т.е. Иисус Христос. Таким образом, Христос — это новый Адам, возрождающий все человечество, которое вместе с ветхим Адамом впало в грехопадение. Окончательным результатом присутствия Христа в мире должна быть полная победа добра посредством «Софийного детерминизма». Полное осуществление этой софийной природы в мире завершит деятельность Христа как царя и приведет, вопреки всем препятствиям истории, к небесному царствию, «да будет Бог всем во всем», т.е. к Богочеловечеству.
Русская
философия всеединства
Подводя итог, хочется согласиться с В.И. Моисеевым, Который в своей работе «Логика Богочеловечества» резюмирует основные положения идеи Богочеловечества:
1)
Богочеловечество есть
2) В Абсолютном Богочеловечестве можно выделить два полюса – Идеальное Богочеловечество, Софию (Божественное в Богочеловеческом) и Эмпирическое Богочеловечество, Мировую душу в ее материально-чувственном представлении (Животно-человеческое в Богочеловеческом).
3)
Моментами Абсолютного
4)
Высокие степени воплощения
5)
В рамках Абсолютного
Так, согласно В.И. Моисееву, проявляет себя в форме Богочеловечества общая логика всеединства.
Кроме того, нужно отметить следующие тезисы: