Философия всеединства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 20:32, контрольная работа

Описание работы

Русская философская мысль является органической частью мировой философии и культуры в целом, вместе с тем она отличается национальной самобытностью и в какой-то мере уникальностью.
Одной из особенностей русской философии является то, что она почти всегда развивалась в недрах религии. В принципе, как отмечают многие авторы, такая связь присуща философии по существу. Р

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Основные категории философии всеединства: Абсолют, София, Человек и др. 4
1.1 Русская идея как выражение философии всеединства 4
1.2. Абсолют как основополагающая категория философии всеединства 5
1.3. София как Мировая Душа и связь между Богом и миром 7
1.4. Человек – центр творения 10
2. Учение о Богочеловечестве в философии всеединства 13
2.1 Идея Богочеловечества в философии Владимира Соловьева 13
2.1 Богочеловечество в философии С.Н. Булгакова 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19

Работа содержит 1 файл

контр.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

     ВВЕДЕНИЕ

 
 

    Русская философская мысль является органической частью мировой философии и культуры в целом, вместе с тем она отличается национальной самобытностью и в какой-то мере уникальностью.

    Одной из особенностей русской философии  является то, что она почти всегда развивалась в недрах религии. В принципе, как отмечают многие авторы, такая связь присуща философии по существу. Религиозная и философская формы общественного сознания зародились приблизительно одновременно. Однако в русской философии эта связь с религиозным воззрением особенная. В ней можно отметить тесный и глубокий внутренний синтез религии и философии, а в некотором смысле отсутствие безрелигиозной философии вообще. «Русская мысль, - справедливо писал В.В. Зеньковский, - всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой; здесь был и остался главный корень своеобразия, но и разных осложнений в развитии русской философской мысли» [7, 12].

    Следующая особеннось русской философии в самом географическом положении России. В истории философии Европа – Запад – всегда рассматривалась как христианский мир, а Азия – Восток – как нехристианский, каждый с присущими ему особенностями в философском мышлении. Россия же соединяет европейский и азиатский миры, и это определяет ее самобытность, загадочность, и высшую духовность, ибо через синтез противоположных культур формируется новая мировая культура, обладающая конкретными ценностями. Русская идея строится на синтезе восточных и западных особенностей России, которые приносят в мировую культуру естественное многообразие духовного мира людей разных национальностей и вероисповеданий.

    Становление России как Срединного Государства  и духовного общества способствует устойчивому развитию Запада и Востока. Она обладает широким потенциалом возможностей: природных, пространственных, исторических, экономических и культурных, — что, по мнению русских мыслителей, обеспечивает народу нравственную цель к объединению. Как полагает Л.П. Кар-савин, только русская культура, вернее — российская действительность в многообразии ее проявлений, может дать миру тот новый фундамент, в результате которого возникает стремление к синтезу и целостности мира. Именно на этих идеях и возникла философия Всеединства.

    С этим направлением связаны многие из самых знаменитых имен в русской философии: В. С. Соловьев (1853—1900), С. Н. Трубецкой (1862–1905), Е. Н. Трубецкой (1863–1920), С. Н. Булгаков (1871–1944), П. А. Флоренский (1882–1933), Л. П. Карсавин (1882–1952).

 

     1. Основные  категории философии  всеединства: Абсолют, София, Человек и др.

    1.1 Русская идея как выражение философии всеединства

 
 

    Философская идея Всеединства базируется на религиозной  идее соборности, собирания земель благодаря Православию, которое  примиряет и объединяет христианские и нехристианские народы, тем самым формируя новую культуру мира. Вместе с тем православная культура, как культура христианская, признавая божественное в человеке, диктует необходимость объединения людей в церкви, так как «церковь — всеединство человечества, а в нем космоса во Христе, всеединство полное и совершенное» [8, 348] .

    Религиозное выражение Всеединства — одна из характерных особенностей русской  философской мысли. В связи с  этим необходимо помнить, что процесс  взаимодействия культур и народов  мыслители рассматривают как закономерно обусловленное примирение Церквей, утверждая соборность следствием такого объединения, при котором народы ощущают друг друга и сознают потребность в союзе, ибо разобщенность и уединенность уничтожает самих людей.

    Подобная  идея занимает важное место в творческой деятельности Владимира Соловьева, воплощаясь в проект воссоединения церквей, попытки его осуществления. Философ видит в мире противостояние двух соблазнов: соблазн Запада – «безбожный человек», соблазн Востока – «бесчеловечное божество». Призвание России – это «призвание религиозное в высшем смысле этого слова». Оно состоит в объединении церквей. Соловьев предлагает проект всемирной теократии, в которой главенствующую роль играла бы католическая церковь. Проявляя симпатии к католицизму, Соловьев призывал к национальному самоотречению во имя общечеловеческой задачи, занимая, таким образом, особое место в историческом споре славянофилов и западников [16, 86].

    Мысли о русской идее характерны и для  других философов всеединства. Так, «Русская мысль, русские искания начала ХIХ в. и начала ХХ в. свидетельствуют о существовании русской идеи, которая соответствует характеру и призванию русского народа» [1, 266].

    Тем не менее, русская идея представляется философам «мировой задачей», ибо «с давних времен было предчувствие, что Россия предназначена к чему-то великому, что Россия — особенная страна, не похожая ни на какую страну мира. Русская национальная мысль питалась чувством богоизбранности и богоносности России» [4, 8].

    Духовная  основа любого народа формируется в результате восприятия ценностей, общих для всех народов. В философии Всеединства определяющей становится не только взаимосвязь, или гармония внутренней соборности с её внешним проявлением, но и вера в душе каждого человека, являющаяся опорой в его жизнедеятельности, а всеединство дает обоснование данной опоре. «Всеединство выступает как такое состояние мира и человека, в котором воплощается идеал соборности. Мир и человек предстают как становящееся всеединство, где осуществляется гармонизация единого и многого, преодолеваются крайности тоталитаризма и индивидуализма. По отношению к другим культурам всеединство проявляется как всечеловечность, открытость иному» [11, 164-165]. 

    1.2.  Абсолют как основополагающая категория философии всеединства

 

    Как уже отмечалось, духовной основой  философии всеединства были православное миропонимание и основные положения богословия православия. Дух философии всеединства определялся идеалом целостности как полного состояния мира и человека. Стремление к целостности мировосприятия было философской реакцией на христианское учение о двух уровнях бытия: совершенном, божественном образе бытия и земном бытии, ущербном и греховном.

    Первоначальное  совершенное бытие распалось под действием стихий зла и греха, т.е. было утрачено, и задача заключается в том, чтобы его восстановить. Воссоединение двух сфер бытия, вое становление его изначальной целостности, возвращение к исходному «всеединству» должно быть фундаментальной задачей, назначением и смыслом исторического существования человека.

    Возможность «возвратить» падшее низшее бытие к первосозданному всеединству обосновывалась глубинной связью двух реальностей: абсолютной, божественной, и относительной, земной. Эти воззрения философов всеединства, уходят корнями в философию досократиков, в древнегреческие культы. Это был особый вид религиозной философии, в центре которой учение об Абсолюте как «всеединстве». Абсолют, в отличие от христианского Бога-Творца, является основой становления мира, связан с миром. Он порождает «другое» - мир, чтобы проявить себя в нем. Но мир – это несовершенное бытие. Задача философии – соединить совершенный и несовершенный мир.

    Наиболее  системно определил категорию Абсолюта Вл. Соловьев. Раскрывая его смысл, Соловьев утверждает, что есть всеединое первоначало всего сущего, оно в своей реальной действительности, которую мы познаем нашим опытом, представляет духовный характер. И эта духовная действительность принадлежит первоначалу независимо от нашего сознания и первее его. Таким духовным первоначалом, стоящим выше всякого бытия и определяющим его собой, является «сверхсущее», т.е. Бог. Каждое из существ бытия обладает поэтому лишь относительной самостоятельностью, ибо они выступают как часть целого и имеют свое основание в высшем Абсолюте, в Боге. Бог есть «все во всем» и мир вне Бога не существует. Бог производит бытие и проявляется в нем, но не переходит в него полностью. Абсолют, Бог – это последняя основа всякого бытия, оно всеединое, т.е. заключающее в себе все. Абсолют непосредственно дан нам, но его нельзя вывести рациональным путем, доказать чисто логически.

    В него можно лишь верить, ибо само существование божественного начала, по мнению Соловьева, может утверждаться только актом веры. В абсолютном Соловьев различает два начала, «два полюса». Первое - «становящееся Абсолютное», видимый мир, открывается разумом, доказывается рациональным путем. Этот видимый мир действителен, множествен и многообразен. Он полагается, создается Богом как его, Бога, «другое», чтобы иметь возможность проявить себя в нем. И в мире не может быть таких существ, которые имели бы основание своего бытия вне Бога. Все существа природного мира, по мнению Соловьева, имеют причины основания своего бытия в божественном мире, ибо сам мир создан Богом. И эволюция мира протекает как богоматериальный процесс, божественный по содержанию и материальный по форме. Началом этого эволюционного развития мира является акт божественной воли.

    Абсолютный  божественный мир богаче видимого мира, ибо в нем есть «свой особенный, вечный мир», мир идеальный. Благодаря ему видимый мир постепенно избавляется от присущих ему несовершенств. И все новое в видимом мире - творение, предопределенное высшей целью. Абсолютное первоначало, Бог, открывается нам как идеальная действительность, т.е. собственно божественный мир, сфера вечных идей, а также как мир видимый, мир действительности и мир человека, обусловливающий связь мира - идеального, божественного, безусловного и реального, природного, условного, т.е. порожденного божественным миром. На этом пути Абсолют из единого становится всеединым. Бог воздействует на процесс всеединства через «посредника «, человека [15, 167].

    Идея  Абсолюта как всеединства находится  в основе философской концепции  Л.П. Карсавина. Содержание понятия истинной абсолютности трактуется им как совершенное всеединство, абсолютность – Бога, Творца, Искупителя и Усовершителя – с «иным», которое им создается из ничего. Под «иным» подразумевается сотворенное бытие (составной частью которого являются человек, человеческая история), которое, включая в себя время и пространство, может достигнуть степени абсолютности и стать совершенным всеединством, поскольку является продуктом истинной абсолютности, которая, в свою очередь, полностью воплощается в созданных ею творениях.

    1.3. София как Мировая Душа и связь между Богом и миром

 
 
 

    В философии всеединства важную роль играет понятие «Душа мира», берущее начало в философии Платона и неоплатонизме. Мир, отпав от Бога, распался на множество враждующих элементов. Множественность этих элементов, или божественных творений, может достигнуть полноты бытия только благодаря слиянию в одно целое, в один живой универсальный организм. «Эта-то целость всего, пребывающая сама по себе в неизменном покое вечности, открывается и проявляется во всесоединяющем смысле мира, так что этот смысл есть прямое выражение или Слово (Логос) Божества — явный и действующий Бог» [9]. Разумный смысл сохраняется даже в мире, отпавшем от Бога, поскольку всем существам свойственно неопределенное инстинктивное стремление к всеобъемлющему единству. Это общее для всех стремление выходит из пределов каждой отдельной личности и, как универсальная жизнь всего, что существует, может быть названо мировой душой [9].

    Принцип Софии имеет всеобъемлющее значение для мира и поэтому может получить различные определения из различных точек зрения. София как относительно пассивное начало, посвященное Богу и получающее от него свою форму, есть вечная женственность. «Для Бога Его другое (т. е. вселенная), — говорит Соловьев, — имеет от века образ совершенной Женственности, но Он хочет, чтобы этот образ был не только для него, но чтобы он реализовался и воплотился для каждого индивидуального существа, способного с ним соединяться. К такой же реализации и воплощению стремится и сама вечная Женственность, которая не есть только бездейственный образ в уме Божием, а живое духовное существо, обладающее всею полнотою сил и действий. Весь мировой и исторический процесс есть процесс ее реализации и воплощения в великом многообразии форм и степеней» [13].

    «София» - это выражение творческого женственного начала, животворной силы Бога, которая проявляется в его способности создавать новое. Это персонифицированная, очеловеченная, божественная премудрость. София проявляется как живое духовное существо, обладающее всей полнотой сил и действий. В ней заключена объединяющая сила раздробленного мирового бытия.

    Как единственный центр воплощения божественной идеи мира София есть душа мира, а в отношении к Логосу она — тело Христово. «София есть тело Божия, материя Божества», его идеальной сущности [13, 139].

    Но  тело Христово в своем всеобщем выражении является церковью. Поэтому София есть Церковь, Невеста божественного Логоса. Как женская индивидуальность Она воплощается в образе Св. Девы Марии.

    Св. Дева Мария в свою очередь символизирует  Россию. Россия должна родить новое  Слово, нового Христа. На этой основе, как уже было сказано выше, можно будет преодолеть разделение церквей и народов.

    Бог как Абсолютное Всеединство приобретает особую форму бытия в виде Мировой Души, которая и активна, и самостоятельна, «может сама избирать предмет своего жизненного устремления. Она всем обладает, беспредельная потенция бытия в ней удовлетворена, но не безусловно и потому не окончательно». Мировая Душа не имеет в себе собственного начала. Чтобы стать реальностью, она должна воспринять божественное начало, которое и становится ее содержанием, хотя и творчески усвоенным. Но как только Мировая Душа пытается отпасть от Божественного всеединства бытия, она теряет свободу и свою власть над собой. «Обособляясь, она отнимает себя у всего, она перестает объединять всех» [13, 164].

Информация о работе Философия всеединства