Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:12, реферат
Целью работы является исследование предмета философии, и ее роли в обществе в XIX-XX вв.
Для достижения данной цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность и предмет философии;
изучить экзистенциализм: основные идеи, представители, место в философии XX века;
определить значимость и предназначение философии на современном этапе;
раскрыть глобальные проблемы человечества и философии XIX-XX вв.
Введение 3
1. Сущность и предмет философии 5
2. Экзистенциализм: основные идеи, представители, место в философии XX в. 13
3. Значимость и предназначение философии на современном этапе 18
4. Глобальные проблемы человечества и философии XIX-XX вв. 20
Вывод 22
Список использованной литературы 23
Таким образом, изучение философии призвано формировать искусство жить в заведомо несовершенном мире. Жить, не утрачивая личностной определенности, индивидуальной души и общечеловеческой духовности. Противостоять обстоятельствам можно лишь при умении сохранять духовную трезвость, самоценность, собственное достоинство личности. Для личности становится понятным значение личного достоинства других людей. Для личности невозможна ни стадная, ни эгоистическая позиция.
«Изучение философии способствует умению концентрироваться. Личность невозможна без внутренней собранности. Собирание собственной личности родственно самоочищению» (В.Ф. Шаповалов).
Философия заставляет людей думать. Бертран Рассел пишет в своей книге «История западной философии»: «Она умеряет религиозные и философские страсти, а занятия ею делают людей более интеллектуальными особями, что не так уж плохо для мира, в котором немало глупостей». Изменить мир, считает он, можно лучше всего путем морального совершенствования и самосовершенствования. Философия способна сделать это. Человек должен действовать на основе своей мысли и своей воли. Но с одним условием: не покушаться на свободу других. Имея здоровье, благосостояние и способность к творческому труду, он может преуспеть в духовном самосовершенствовании и достичь счастья.
Назначение философии – поиск удела человека, обеспечение бытия человека в причудливом мире. Быть или не быть? – вот в чем вопрос. А если быть, то каким? Назначение философии состоит, в конечном счете, в возвышении человека, в обеспечении универсальных условий для его совершенствования. Философия нужна для обеспечения возможно лучшего состояния человечества. Философия зовет каждого человека к благородству, истине, прекрасному, добру.
В конце 19 и в начале 20 века сформировалось такое течение, как философия глобальных проблем. Оно ориентировано на осмысление острых противоречий и проблем в развитии современного человечества, их истоки и проявления, тенденции развития, пути и способы их решения. Глобальные проблемы (экологическая, энергетическая, сырьевая, демографическая, и иные) представляют собой комплекс сложных противоречий, которые охватывают своим воздействием все человечество и ставят на повестку дня вопрос выживании и дальнейшем существовании человечества. В рамках этого течения осознается и подчеркивается единство современной цивилизации и общность судеб всех стран и народов. Волей судьбы, оказавшись в одной лодке, они обречены на то, чтобы искать и находить пути и способы выживания.
Интенсивное развитие философии глобальных проблем началось в 60-е годы. В это время началась активная разработка теоретических моделей будущего человечества. В 1968 г. Был образован Римский клуб – неправительственная международная организация, объединившая ученых и специалистов из нескольких десятков стран мира. В него вошел ряд известных ученых (Дж. Форрестер, Д. Медоуз, М. Месарович), а первым президентом клуба стал итальянский ученый Аурелио Печчеи (1908 – 1984 гг.). Деятельность этой организации была направлена в первую очередь на всестороннее, философское осмысление глобальных проблем, поиск путей и практического решения и формирование соответствующего общественного мнения. По инициативе клуба был осуществлен ряд крупных исследовательских программ, опубликованы в форме теоретических докладов.
В своей книге “Человеческие качества” А. Печчеи сформулировал основной тезис собственной концепции. По убеждению Печчеи, основная проблеме сейчас – это острая необходимость совершенствования человеческих качеств. Требуется революция в самом человеке, в структуре его мышления и психологии, в содержании способностей и характере потребностей. До сих пор человек вместо того, чтобы изменяться самому, предпочитал преобразовывать внешний мир, став в нем “звездой первой величины” и создав “империю человека”. В итоге человек может стать, по мнению Печчеи, пленником собственных страстей, желаний и амбиций и оказаться одиноким странником посреди зыбучих песков пустыни. Человек XX столетия стал утрачивать чувство реальности, перестал трезво оценивать свою роль и место в мире, смысл жизни и призвание. Все это есть, с точки зрения философии – эпохальный кризис, который пронизывает все стороны жизни современной цивилизации.
Выход из этого кризиса Печчеи видел в так называемом новом гуманизме, который призван обеспечить трансформацию человека, коренное изменение его качеств и восстановить тем самым культурную эволюцию человеческого рода. Новый гуманизм должен включить в себя, прежде всего чувство глобальности (единство человечества), любовь к справедливости, неприятие насилия. Только трансформация человека в этом направлении и даст надежду на достойное будущее цивилизации.
Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления. Где всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека. Количественная и качественная определенность, структурные и причинно-следственные связи и др. свойства, связи относятся ко всем сферам действительности: природе, сознанию. Предмет философии необходимо отличать от проблем философии, т.к. проблемы философии существуют объективно, независимо от философии.
Философия выявляет и вырабатывает смыслы человеческих деяний, поступков, формирует стратегические цели. Именно в этой области реализуются практические потенциалы философии. За бездумные поступки людей, либо стремящихся к сиюминутным удовольствиям, либо просто не умеющих предвидеть последствия своих действий, философия не несет ответственности.
Итак, с точки зрения философии, в наше время происходит интенсивное разрушение человеческого в человеке, и в 20 столетии он, по сути дела, стал Демиургом (творцом) Зла во всемирном масштабе. Если в 19 веке “Бог умер” (Ф. Ницше), то 20 веке “человек умер” (Э. Фромм), и с этим обстоятельством также связаны глубинные истоки и предпосылки глобальных противоречий и проблем в развитии современной цивилизации.
В наше время развитие человеческого рода создает почву для глубоких тревог и опасений, ведь в 20 веке человечество создало предпосылки для самоуничтожения. И здесь основное направление философии является ускоренность разумных и нравственных начал в культуре общества, существования Человека и Природы. Многие философы считают, что будущее человечество возможно, если оно сумеет направить энергию своего Разума не нарушение, а на созидание, на поиск более цивилизованных форм своего существования в Космосе и новой миссии в нем.
1 Алексеев П.В., Панин А.В., Теория познания и диалектика. – Москва: Высшая школа, 2006. – 383 с.
2 Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. «Философия для технических вузов» Ростов н/Д.: «Феникс» –2006.- 378 с.
3 Благодаря философии человек ощущает себя уникальным, во-первых, посредством приобщения именно его (т.е. уникально познающего) к всеобщему; во-вторых, как индивид, решающий в философии и с ее помощью свои собственные, уникальные, единичные и «однократные» проблемы
4 Спиркин А.Г. «Основы философии». Учебное пособие. М.: ИНФРА-М. -2005. - с.285-292.
5 Алексеев П.В., Панин А.В., Теория познания и диалектика. – Москва: Высшая школа, 2006. – 383 с.
6 Даже сам факт исключительной многозначности понятия «философия» говорит о ее неистребимости и жизнестойкости в языке. А. В. Потемкин насчитывает 27 значений термина «философия»
7 Спиркин А.Г. «Основы философии». Учебное пособие. М.: ИНФРА-М. -2005. - с.285-292.
8 Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. «Философия для технических вузов» Ростов н/Д.: «Феникс» –2006.- 378 с.
9 Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. «Философия для технических вузов» Ростов н/Д.: «Феникс» –2006.- 378 с.
10 Агофонов В.П, Казаков Д.Ф., Рачинский Д.Д. «Философия» М- МСХА 2005.- с.304.
11 Спиркин А.Г. «Основы философии». Учебное пособие. М.: ИНФРА-М. -2005. - с.285-292.
12 Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. «Философия для технических вузов» Ростов н/Д.: «Феникс» –2006.- 378 с.
13 Алексеев П.В., Панин А.В., Теория познания и диалектика. – Москва: Высшая школа, 2006. – 383 с.
14 Спиркин А.Г. «Основы философии». Учебное пособие. М.: ИНФРА-М. -2005. - с.285-292.
15 Спиркин А.Г. «Основы философии». Учебное пособие. М.: ИНФРА-М. -2005. - с.285-292.
16 Алексеев П.В., Панин А.В., Теория познания и диалектика. – Москва: Высшая школа, 2006. – 383 с.