Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:12, реферат
Целью работы является исследование предмета философии, и ее роли в обществе в XIX-XX вв.
Для достижения данной цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность и предмет философии;
изучить экзистенциализм: основные идеи, представители, место в философии XX века;
определить значимость и предназначение философии на современном этапе;
раскрыть глобальные проблемы человечества и философии XIX-XX вв.
Введение 3
1. Сущность и предмет философии 5
2. Экзистенциализм: основные идеи, представители, место в философии XX в. 13
3. Значимость и предназначение философии на современном этапе 18
4. Глобальные проблемы человечества и философии XIX-XX вв. 20
Вывод 22
Список использованной литературы 23
Интеллектуальной вершиной эпохи господства капитализма стала немецкая классическая философия—непосредственный теоретический источник диалектического и исторического материализма. В стремлении к тому, чтобы стать эпохой, схваченной в мысли, философия в лице Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха предстает как яркая, но последняя по своей универсалистской претензии система философского знания.
Революционный переворот в философии, совершенный марксизмом, означал, прежде всего беспрецедентное укрепление и возвышение ее теоретического (гносеологического) и общественного (онтологического) статуса: она обрела научный характер и указала на свою собственную, в принципе адекватную себе, социальную базу—пролетариат—класс, который волей законов мировой истории, одухотворенный новым мировоззрением, должен нести освобождение человечеству от экономической эксплуатации и социальной несправедливости.
Возникновение в рамках марксизма научной философии не означало, что сама она как бы автоматически стала всеобщей философией, а даваемое ею определение предмета стало справедливым по отношению к любой другой, домарксистской и немарксистской философии.
Против справедливости такого подхода едва ли можно что-либо возразить. Но было бы не правильно и отказываться от поиска такого общего определения философии и ее предмета, в котором бы находили свое отражение наиболее общие черты определяемых феноменов и которое смогло бы зафиксировать единство мирового философского процесса и субъективной человеческой сущности философии как одного из способов духовного бытия людей, их отношение к материальному и идеальному и, конечно же, объективную всеобщность и целостность предметной реальности, изучаемой философией.
Прежде чем попытаться дать такое определение, следует взглянуть на соотношение между определением философии и ее предметом. Как свидетельствует история, со стороны субъекта предмет философии практически всегда существенным образом детерминировался пониманием философии, ее смыслом, целями и т. д. Со своей стороны развитие знания (в том числе и философского) о природе, человеке и его познании модифицировало и изменяло понимание предмета философии. Однако неизменным оставалось, по меньшей мере то, что предмет философии в конечном счете указывал на ее содержание, содержательную цель и вне ее лежащий идеал, тогда как сама философия понималась как способ обретения знания или даже как способ бытия личности (о чем говорится в частности, в различных версиях экзистенциализма или религиозно-мистической философии). Кроме того, в определении философии так или иначе отражается то обстоятельство, что она — дело человека, и только человека. Поэтому по сравнению с определением предмета философии определение ее самой более «антропоцентрично»; в нем могут фиксироваться конкретные интеллектуальные, чувственные или даже смысложизненные, экзистенциальные начала (состояния) человека: любовь, удивление, смех, плач, понимание, осмысление, отчаяние, борьба, революционное преобразование и т. д.9
Понимание философии, как и представление
о ее Предмете, развивалось исторически.
Одним из древнейших является определение
философии как любви к мудрости
Сложнейшее умонастроение человека современной эпохи были выражены в таком весьма влиятельном течении, как экзистенциализм (философия существования). Это течение, во многом иррационального толка, получило широкое распространение в ряде стран Западной Европы в 30 – 60е годы и проявилось как в религиозной, так и в атеистических формах. Классиками экзистенциальной философии 20 столетия принято считать немецких философов М. Хайдеггера и К. Ясперса, французских писателей Ж.П. Сартра, А. Камю, Г. Марселя. Экзистенциальные мотивы присутствуют в творчестве русского писателя Ф.М. Достоевского и философа Н.А. Бердяева. Основной темой экзистенциализма стало существование человека в абсурдном (отчужденном, бесчеловечном) мире. Это философское течение возникло как реакция на кризис гуманизма, выражение глубоких социальных, политических и иных потрясений в современную эпоху. Иногда экзистенциализм называют “философия кризиса”, которая выражает бытие одинокого человека, заброшенного потоком времени в бесчеловечный социальный мир.10
Экзистенциализм означал (наряду с религиозной философией 20 века) решительный поворот к теме человека, к исследованию его внутреннего, духовного мира в ситуации отчуждения от общества. Особенностью экзистенциализма является также осмысление в нем негативных эмоционально-психологических состояний человека – скуки и тоски, разочарования, тревоги и страха, отчаяния, ужаса. Экзистенциализм явился выражением трагического умонастроения человека, волею судьбы оказавшегося в так называемой “пограничной ситуации” – на грани между жизнью и смертью, бытием и небытием. Мир неразумен и не поддается объяснению, он чужд и враждебен человеку. “Жизнь есть боль” – такова основная правда жизни, с точки зрения экзистенциальной философии. Человек одинок, ему неоткуда ожидать поддержки и помощи. С приходом человека в этот мир неотвратимо наступает его конфликт с ним, возникает чувство абсурда. Примечательно, что экзистенциализм в качестве основного для философии берет вопрос о самоубийстве, о том, стоит ли жить вообще.
Экзистенциализм полагает. Что внешний предметный мир представляет собой подлинное существование, суету сует и повседневность. Этот мир делает человека приниженным, обезличенным и даже выброшенным на обочину жизни. В таком социальном мире “Бог умер”, и в нем нет прочного духовного стержня, на которой можно было бы опереться. Идущее из глубины человеческой души стремление к счастью и отчаянная “жажда ясности” сталкиваются с “безмолвным неразумием мира”. Понятие пограничной ситуации в экзистенциальной философии фиксирует трагический характер бытия человека в мире, лишенным разумного начало. Человек постоянно находиться перед лицом смерти, и это делает его существование предельно обостренным и драматичным.
Для экзистенциализма характерна обращенным к негативным эмоционально-психологическим состояниям человека, что и выражено в понятии “ экзистенция”.11 Под экзистенцией (наличное сознание) в данном философском течении принято понимать духовный мир человека, который волею судьбы и обстоятельств оказалось заброшенным в бесчеловечный мир. Феномены экзистенции (скука и досада, вина, тревога и страх, отчаяния, паника и т.п.) образуют трагическое мироощущение, или потрясенное сознание индивида. Поэтому для экзистенциализма характерно повышенное внимание к теме судьбы и смысла жизни человека, его смерти и бессмертия. Сама экзистенция рассматривается как подлинное существование человека, переживание его бытия в мире, основная проблема философии. Отчуждение считается важнейшей характеристикой бытия человека в обществе. Поэтому первейшей задачей философии должно быть поиск выхода из “пограничной” ситуации и обретение человеком подлинного смысла своего существования. По сути дела, экзистенциализм – это стремление распутать клубок острейших проблем (социальных, политических, нравственных и иных), которые возникли в первой половине XX столетия, самого противоречивого и жесткого за всю историю общества.
Экзистенциализму присуще
обращение к средствам
Важным понятием в экзистенциализме являются также такие, как “абсурд”, “экзистенция”, а наряду с ними большую смысловую нагрузку несет понятие “самоубийство”, “бунт” и “свобода”. Экзистенциализм ведь представляет собой не только выражение абсурдности мира и его отчужденности для человека. В данном философском течении содержится и напряженный поиск выхода из этой ситуации. Абсурдный характер мира настойчиво ставит человека перед выбором модели, способа своего поведения в жизни: либо согласиться с абсурдом (конформизм), либо не согласится с ним (активизм). Решение этой проблемы и должно быть основной задачей для философии.
Первая из обозначенных выше позиций на деле есть не что иное, как самоубийство, т.е. добровольное согласие с абсурдом, самоуничтожение. Это неизбежно ведет к духовной деградации и распаду личности, к духовной смерти и далее даже к физической гибели. По отношению к обществу это означает забвение индивидом общечеловеческих проблем, их игнорирование вопреки остроте и масштабности.
Вторая жизненная позиция на деле означает бунт, т.е. добровольный и активный протест абсурда, неприятие его. Бунт является восстанием против абсурда, протестом человека против пороков существующего мира. Бунтовать означает жить, не покоряясь слепой судьбе, жить вопреки ее предназначениям. “…Я отрицаю самоубийство, - писал А.Камю, - жить означает не смиряться”, - а смерть есть примирение с абсурдом. С точки зрения экзистенциализма, бунт есть подлинный способ существования человека. “Я бунтую, следовательно – я существую”, - так кратко может быть сформулирована эта идея. Реальная жизнь человека всегда протекает в настоящем, в круге проблем и забот повседневного существования. Неслучайно, что Камю в своем произведении “Миф о Сизифе” использовал в качестве эпиграфа двустишие древнегреческого поэта Пиндара: “Душа, не стремись к вечной жизни, но постарайся исчерпать то, что возможно”. Бунт – это восстание человека против собственного рабства. Бунт – это обретение чувства собственного достоинства и становление личности. Бунт – это зарождение человеческой свободы, преодоление отчуждения. Не отрекаться от себя, не становиться на колени, не смиряться со своей судьбой и не расставаться с надеждой – таким должно быть по-настоящему человеческое существование. Сущность человека как существа свободного обретается в ходе его активного существования, борьбы и поиска, а не наоборот.13
С точки зрения экзистенциализма, свобода человека не дана извне, не сотворена. Она проистекает из глубинных структур его духовного мира. В связи с этим Ж.П.Сартр писал: “Чтобы быть, человек должен сам выбирать, ни изнутри, ни извне к нему не приходит ничего такого, что бы ему оставалось только принять. Человек полностью и неотвратимо обречен на нестерпимую необходимость созидания своего собственного существования вплоть до мельчайших деталей”. Свобода человека фактически безгранична, поскольку не исчерпаем его многогранный духовный мир. Даже чувство страха – и то содержит в себе возможность свободы, поскольку мобилизует внутреннюю энергию человека. Свобода безгранична еще и потому, что сам человек всегда незавершен как личность. Он всегда пребывает в поиске и с сам, отвечая за себя и за мир, устремлен в будущее.14
Экзистенциализм – это интеллектуальная реакция на кризис гуманизма и острые социальные проблемы 20 века. Позитивное значение этой философии состоит в том, что она утверждает веру в силы и возможности человека, в его способность устроить социальный мир “по-человечески”. Экзистенциализм – это гуманизм, философия доверия к человеку, философия надежды на него. Основным в этом течении является идея ответственности человека за мир, в котором он существует, страдает и борется. “Быть в пути” – в этом и стоит подлинное, хотя и не легкое его призвание. Ни боль, ни страх, ни отчаяние не должно увести человека от ответственности перед Миром. Он может, а значит, должен устроить свою жизнь разумно. Возможно, именно в этом и будет состоять основная миссия в грядущем 21 веке.
В чем состоит значимость философии, какие функции она реализует? Таких функций очень много, мы назовем четыре главные.
Мировоззренческая функция философии состоит в ее способности давать картину мира в целом, объединять данные наук, искусств, практик.
Методологическая функция
философии состоит в
Гуманистическая функция философии также проявляется очень ярко, реализуется она в предельно внимательном отношении к человеку. Хорошая философия насквозь проникнута любовью к людям, человеческому достоинству. В этой связи показательно, что философия не ограничивает себя научным подходом, а наряду с ним культивирует эстетический и этический подходы.
Практическая функция философии состоит, как уже отмечалось, прежде всего, в ее моральности, заботе о благе людей.
Для чего нужна философия? Послушаем голоса великих. Сократ и Платон считали, что под воздействием философии человек «становится подлинно совершенным». Англичанин Гоббс полагал, что недостаток философии причиняет много страданий. Немецкий мыслитель Хайдеггер характеризовал философию как «последнее выговаривание и последний спор человека». B.C. Соловьев видел назначение философии в стремлении «к духовной целостности человеческого существования».16 Назначение философии — поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире. Назначение философии состоит, в конечном счете, в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Изучение философии — дело благородное хотя бы уже потому, что с нею намного труднее стать «обезьяной цивилизации», чем без нее.