Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 12:57, контрольная работа
Философия является теоретической основой мировоззрения. Если мировоззрение есть способ, характер духовной ориентации человека в окружающей действительности, совокупность философских, экономических, социально-политических, этических и т.п. взглядов, убеждений, идеалов, то философское мировоззрение как теоретически обоснованная система общих взглядов на окружающий мир и место человека в нём составляют основу мировоззрения в целом.
Введение 3
Дофилософское мировоззрение и картины мира 3
Философия – мировоззрение 3
Понятие философской антропологии 4
Взаимосвязь философии с наукой 5
Метафизика. Основные вопросы философии 6
Вывод 7
Литература 8
Контрольная
работа
По дисциплине
философия на тему:
Философия
в системе культуры.
Витебск 2002г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение 3
Вывод 7
Литература 8
ВВЕДЕНИЕ.
Философия является теоретической основой мировоззрения. Если мировоззрение есть способ, характер духовной ориентации человека в окружающей действительности, совокупность философских, экономических, социально-политических, этических и т.п. взглядов, убеждений, идеалов, то философское мировоззрение как теоретически обоснованная система общих взглядов на окружающий мир и место человека в нём составляют основу мировоззрения в целом.
Философия обобщает достижения всей мировой культуры, всемирно-исторической практики и позиция, является духовной квинтэссенцией, самосознанием эпохи (Гегель, Маркс). Она выступает мировоззренческой, и методологической основой всякой деятельности.
Философия
есть не только учение об общих принципах
бытия и познания, но и орудие
последовательного изменения
Дофилософское
мировоззрение и
картины мира.
Философия представляет собой мировоззрительную форму сознания. Самой ранней формой мировоззрения было мифологическое, суть которого состояла в том, что только мифы могли объяснить всё неизвестное и неопознанное, такое мировоззрение было присуще Древней Греции, Вавилону, Египту, население которых в течение довольно-таки длительного исторического периода жило мифами, т.е. грёзами и фантазиями.
По мере исторического развития общество появилось религиозное природой, человеком и вне природы человека, именно поэтому человеческая душа бессмертна, т.к. после смерти физической его ждёт встреча с Богом.
Вышеуказанные
мировоззренческие формы отличаются от
науки философии , которая представляет
собой сознание теоретическое, в то время,
как, например, религия представляет собой
просто массовое сознание, которое в принципе
было не чем иным, как прочувствованием
целостности бытия, что и сблизило религию
с философией.
Философия
– мировоззрение.
Мировоззренческий тип философского сознания заключается в том, что научно-теоретическое знание – это только одна сторона – духовно–практическая.
Говоря
о философии как о
В различные эпохи складывались различные типы мировоззренческих систем, это:
─ космоцентризм, суть его в том, что именно гармония космоса является основой мира ( VII – VI в.в. до н.э.)
─ для средних веков – это теоцентризм , когда всё без исключения было подчинено Богу ( Теос – Бог )
─ антропоцентризм
( гуманизм ) представлял собой идеал универсальной
личности, свободной от порабощения .
Понятие
философской антропологии.
Двадцатый век прошёл под знаком своеобразного «антропологического бума» в философии. Особенно важно то, что произошли серьёзные изменения в подходах к осмыслению человека. Эти изменения оказались связанными, со становлением антропологии, как особой философской дисциплины.
Исходным положением философской антропологии XX в. является то, что она ставит человека в центр мироздания. Человек при таком подходе рассматривается в качестве своеобразного «ключа» ко всем проблемам, даже к тем, которые на первый взгляд воспринимаются как не имеющие отношения к теме о человеке. Главным средством изучения становится духовный мир человека, а всё остальное располагается «вокруг», на «периферии». Философско-антропологический подход имеет дело не с фактом человека как объекта научного познания (биологического, социального, психологического и т.д.), а с фактом человека как субъекта самосознания. Субъектный мир человека предстаёт как особая вселенная, являющая собой цент мироздания.
С
философско-антропологической
Для
современной философской
В частности, философская антропология свысока и пренебрежительно к идеям мистического познания, хотя и не принимает их безоговорочно. Она учитывает научные данные из самых разнообразных сфер знания. Вместе с тем в ней не приемлемо прямое применение научных законов. Здесь важен сам процесс самопознания и напряжённого самонаблюдения. Антропологические проблемы – это проблемы, чисто человеческие, поэтому нельзя отстраняться от них, как от чуждого явления.
В
философской антропологии самопознание
служит не только целью, но и методом.
Отсюда следует, что мысль, направленная
на самого себя, идёт как бы по кругу. Чёловек
постоянно возвращается к себе, но каждый
раз по-новому и в обновлённом виде. Философская
антропология призывает к самоугнетению,
поэтому главная её проблема и центр –
это человеческая личность. Человек
здесь предстаёт не как абстракция, не
как человек вообще, а как экзистенция.
Экзистенция – это человеческая самость
(от слова «сам»). Это моё «я». Экзистенция
говорит о том, что человек создаёт самого
себя не по заранее заданному плану или
готовому образцу, а самостоятельно в
своём внутреннем мире. Наличие внутреннего
«я» несомненно для каждого, но оно ускользает
от того, чтобы выразить его прямо и непосредственно.
Однако без попыток определить своё «я»
жизнь личности невозможна. Философская
антропология подчёркивает важность обращения
своего «я» и невозможность того, чтобы
ограничиться объектно-научным подходом.
Для последнего доступны только внешние
и внутренние проявления, но не непосредственная
жизнь экзистенции. Пристальное внимание
к экзистенциональным вопросам существенно
отличает философскую антропологию ΧΧ
века от философских взглядов на человека,
известных в прошлом.
ВЗАИМОСВЯЗЬ
ФИЛОСОФИИ С НАУКОЙ.
Наука
– это развивающаяся система
знаний, связанная с открытием
новых явлений и законов, вид
познавательной, духовной деятельности
и вместе с тем особый, выполняющий важную
роль в обществе, социальный институт,
предполагающий наличие академий, министерств,
университетов и других организаций. Различают
гуманитарные ( в том числе социально-политические,
общественные ), естественные
и технические науки. Кроме того в структуре
современной науки можно выделить 3 слоя
(схема).
Философия и математика | Общая теория систем | Теоретическая кибернетика | Физика, химия, биология и т.д. |
Всеобщее Региональное
знание знание знание
Первый слой представлен философией, а также примыкающей к ней математикой. Это слой всеобщего знания.
Второй слой составляет частные науки, которые изучают объекты в рамках одной из форм материи и движения, либо на стыке двух соседних структурных уровней материального мира (промежуточные науки типа биофизики). Сюда же относятся сельскохозяйственные и медицинские науки, техническая сфера знаний. Этот слой науки, называют частнонаучным.
В середине XX в. возникли две отрасли научного знания междисциплинарного характера – общая теория систем и теоретическая кибернетика, которые образуют особый, третий, слой науки, занимая промежуточное положение между философией и математикой, с одной стороны, и частными науками – с другой.
Классификация наук, предложенная по, так сказать «объёмному» принципу, существенно дополняет традиционное деление наук на гуманитарные, естественные и технические, поскольку ни общая теория систем, ни теоретическая кибернетика не сводится ни к гуманитарным, ни к естественным, ни к техническим наукам.
Теория систем и кибернетика
– порождение эпохи НТР.
Структура
философии определяет её функции.
В соответствии со своим статусом философия
выполняет по отношению ко всем без исключения
отраслям знаний две основные функции
– мирную и методологическую. В ретроспективном
плане философия всегда выполняет мирную
функцию, а в перспективном, в отношении
к дальнейшему развитию науки, имеет методологическое
значение.
МЕТАФИЗИКА.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ
ФИЛОСОФИИ.
В античности идущая от Аристотеля традиция считала метафизику «первой философией», наукой о бытии. Метафизика есть онтология. В античности сколько-нибудь отчётливое разделение метафизики, науки и теологии (учения о Боге) отсутствует. Основные вопросы античной философии таковы: «Что есть бытие?», «Что есть идея?» (Платон), «Что есть форма и материя?» (Аристотель).
Средневековая философия не отождествляет все знания с метафизикой. Теперь метафизика признаётся высшей формой рационального познания, но она соотносится со сверхразумным знанием. Вопрос о сущем остаётся основным вопросом философии, но он приобретает нерационалистические черты, связанные с религиозной верой и открытием. «Что есть Бог?» – вот основной вопрос средневековой философии, которая, подобно античной философии, остаётся по преимуществу онтологией.
Кант делает решающие шаги к разрушению метафизики как онтологии, на первое место он ставит вопрос познания: «Что я могу знать?». У Канта философия и метафизика превращаются преимущественно в гносеологию. Кант считал, что метафизика возможна как чисто априорное знание. Такую метафизику Кант построил, но с противоречиями реальной жизни не суждено было справиться и ему.