Философия в Древнем Китае

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 16:16, реферат

Описание работы

Цель нашей работы – изучить особенности философии Древнего Китая.

Задачи:

Рассмотреть периодизацию
Изучить основные школы и их учения
Овладеть основными понятиями древнекитайской философии

Содержание

Введение

1. Основные периоды философии Древнего Китая.

2. Особенности и ведущие школы китайской философии

Конфуцианство
Моизм и даосизм
Легизм
3. Основные понятия китайской философии

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Философия. Древний Китай..doc

— 92.00 Кб (Скачать)

  Первым  крупным теоретиком и практиком  легизма был Гунсунь Ян (390—338 до н.э.). Получив в качестве награды правление областью Шан, Гунсунь Ян стал именоваться Шан Яном. В царстве Цинь были проведены реформы, известные под названием реформ Шан Яна. Вводилась частная собственность на пахотные земли. В области также создавалась система круговой поруки и взаимных доносов.

  Шан Ян и другие легисты говорили о  неизменно злой природе человека, которым можно управлять только с помощью страха и наказаний. В споре с конфуцианцами Шан Ян доказывал, что в древности, когда люди были просты и бесхитростны, существовала возможность управлять ими на основе добродетели, теперь же, когда люди стали умны и коварны, правитель должен опираться только на силу. Добродетель сплачивает людей, заставляет их поддерживать и выручать друг друга, покрывать преступления. Поэтому в хорошо управляемом государстве много наказаний и мало наград, жестокими наказаниями караются даже самые мелкие преступления, люди разобщены взаимными доносами, подозрительностью и слежкой.

  Система Шан Яна не сразу привилась  в Цинь. После смерти его покровителя  Сяо Гуна Шан Яну пришлось бежать от гнева народа, никто не соглашался его укрыть. В конце концов реформатор был выдан и разорван колесницами в 338 г. до н.э.

  В 221 г. до н.э. царство Цинь выходит  победителем в борьбе царств. При  императоре Цинь Шихуанди легизм восторжествовал во всем Китае. Были введены единые денежные единицы, единые единицы измерения, единая письменность. Создан единый военно-бюрократический аппарат. Была унифицирована и культура. Легист Ли Сы (ок. 280—208 до н.э.) представил императору законопроект, где было сказано:

  «Я просил бы изъять все имеющиеся литературные произведения, книги стихов, исторические издания и сочинения всех философов. Тех, кто через тридцать дней после опубликования этого труда не сдаст книги, ссылайте на каторжные работы. Можно не изымать лишь медицинские, гадательные и сельскохозяйственные книги. Люди, желающие учиться, пусть учатся у ваших чиновников»5.

      Законопроект  Ли Сы был принят. Конфуцианские  и даосские книги сжигались. За их утайку отправляли на строительство Китайской стены. Дисциплина стала образцовой. За недоносительство казнили, доносчиков награждали. Сам император заболел манией преследования. Вдохновитель его реформ Ли Сы был казнен на базарной площади, вся его родня уничтожена. При похоронах Цинь Шихуанди были умерщвлены все его бездетные жены, а строители гробницы замурованы вместе с трупом тирана.

      Вскоре  империя Цинь пала. С 206 г. до н.э. начинается период Хань. Сожженные книги были восстановлены, в основном по памяти. В 136 г. до н.э. ханьский император У Ди возвел конфуцианство в ранг государственной идеологии. Создателем официальной конфуцианской доктрины стал Дун Чжуншу (ок, 180 — ок. 120 до н.э.), который синтезировал в одно целое положения, заимствованные из различных древнекитайских школ, тем самым как бы примирив их между собой и обеспечив некоторое идеологическое единство, необходимое для поддержания стабильности империи.

  Конфуцианство, добившееся во II в. до н.э. официального статуса государственной идеологии, сумело сохранить его до Нового времени. Два основных его соперника — даосизм и моизм — говорили от имени природы и надмирного божества. Даосизм отказывается от культуры, защищает естественность поведения, стремится к самоотождествлению с природой. Моизм требует обязательной, хотя и упрощенной религии, исток которой в божестве — Небе. Однако религия в Китае была развита слабо, поэтому даже императоры не стремились приписать себе божественный статус. Отсутствие богов и слабость императорской магии привели к тому, что человек начал сливаться с природой и терять свою автономию по отношению к ней. Эта автономия была защищена Конфуцием посредством настаивания на культуре. Человеческое определяется как культивированное межчеловеческое, поскольку царство человеческого есть сеть межличностных отношений, а высшими добродетелями оказываются благожелательность и следование справедливости. Боги и духи не имеют тогда никакого отношения к человеческому миру. Хотя обряды и сохраняются, но боги и духи вытесняются за пределы разумной человеческой жизни в удел непросвещенной массе.

 

  

3.Основные понятия  китайской философии

  Дао (букв, «путь») — одно из важнейших многозначных понятий китайской философии. Означает: а) всеобщий космический закон; б) естественный, природный ход вещей; в) Абсолют как высшее состояние бытия — начало и конец всех вещей; г) символ высшей космической гармонии.

  Дэ — понятие, во многом близкое понятию «дао». В «Дао дэ пзип» говорится: «Дао рождает (вещи), дэ вскармливает (их)». В сущности, дэ — это трансформированное дао, проявленное и доступное восприятию. В онтологическом смысле дэ иногда означает нечто вроде материальной субстанции. Применительно к человеку дэ есть свойство добродетели, способность находить и удерживать меру, В даосизме человек с «высшим «дэ» — это совершенномудрый (шэпжепь).

  Жэньосновное понятие конфуцианства. Означает «гуманность», «милосердие», «человечность». Жэнь — одно из «пяти постояпств», которым должен обладать совершенный человек. Для Конфуция жэнь — это «спокойно-самодостаточная» любовь к людям, привносящая в мир гармонию и ритуальную благопристойность.

  И — «чувство долга», «долг-справедливость». В широком смысле и — моральные принципы, которых должен придерживаться совершенный человек по собственной воле, в силу своей добродетели.

  Инь ян — парные понятия, в широком значении выражающие идею двойственности начал бытия. Инь -- ян — диалектическая пара, в которой одно начало неизбежно предполагает второе. Существует бесчисленное множество конкретизации этой абстрактной двойственности: тьма — свет, движение — покой, земное — небесное, холод — тепло, женское — мужское начала, смерть — жизнь и т.д.

  Ли«ритуал», «церемония», «этикет». Ли — это всевозможные нормы поведения — религиозного, светского, семейного.

Чжи мудрость, знание, ум, интеллект.

  Сяо один из этических принципов конфуцианства — «сыновья почтительность и почитание старшего брата». Исполнять сяо — значит служить родителям но правилам ли.

  Тянь  Небо, которое воспринималось как некая высшая божественная сила. Для Мо-цзы Небо не только «зарождает и взращивает все сущее», по и следит за исполнением своих «небесных» законов. «Кто нарушает волю Неба, тот непременно понесет наказание».

  У син пять первоэлементов мироздания: дерево, огонь, земля, металл, вода.

  Увэй («недеяние») — в даосизме означает следование естественным законам и непарушепие их своей волей. Увэй — это не полное бездействие, а скорее действие особого рода, когда поступки человека соотнесены с законами природы и естественной необходимостью.

  Ци  букв, «дыхание», «эфир», «жизненная энергия», «сила». Введение этого понятия приписывают даосам. В общем смысле ци — духовно-материальная энергия, жизненная сила. Она имеет различные состояния в зависимости от уровня проявления — космологического, антропологического и психологического.

  Цзюнь-цзы  «совершенный», «достойный», «благородный человек» («муж»), благодаря которому поддерживается равновесие в мире. Цзюнь-цзы — конфуцианский идеал человека, обладающего пятью постоянствами (совершенными качествами) — жэнь, и, ли, сяо, чжи. «Совершенный человек» противопоставляется «ничтожному человеку» (сяожэпь), воплощению нравственной, интеллектуальной и профессиональной ограниченности. 

Заключение

  Таким образом, формирование философской  мысли на Древнем Китае привело к трансформации традиционного религиозно-магического мировоззрения. Человек благодаря этому приобретает потустороннее относительно природы измерение, хотя и неодинаковое в различных регионах мира. Если в Индии божества заполняли всю вселенную, то в Китае концепция богов осталась не до конца развитой: человек должен был найти свое место в мире, возвысившись над природой путем этического воспитания и образования.

  Знаменитая Китайская стена веками оставалась не только важнейшим из памятников китайской архитектуры, но и самым ярким символом изолированности Китая, его отстраненности от происходящего в мире, его принципиального культурного своеобразия, включая специфику типа мышления.

 

   Список литературы 

  1. Аблеев  С.Р. История мировой философии: Учебник / С.Р. Аблеев. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 414с.
  2. Золкин А.Л Философия. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 590с.
  3. История философии: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп.  – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 736с.

Информация о работе Философия в Древнем Китае