Философия Тоффлера

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:55, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение «информационного общества» с точки зрения Элвина Тоффлера.
Для реализации поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
• определение исторических этапов развития и формирования «информационного общества»;
• анализ произведений Элвина Тоффлера;
• определение понятия «информационного общества».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТРИЛОГИЯ
2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ «ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА»
3. ЧЕЛОВЕК В НОВОМ ОБЩЕСТВЕ
4. ТРАНСФОРМАЦИЯ СУЩНОСТИ ВЛАСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

КР по философии.docx

— 61.52 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТРИЛОГИЯ 5

2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ «ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА» 8

3. ЧЕЛОВЕК В НОВОМ ОБЩЕСТВЕ 18

4. ТРАНСФОРМАЦИЯ СУЩНОСТИ ВЛАСТИ 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Стремлением выразить сущность нового «информационного» века объясняется появление множества его определений. Дж. Лихтхайм говорит о постбуржуазном обществе, Р. Дарендорф – о посткапиталистическом, А. Этциони – о постмодернистском, К. Боулдинг – о постцивилизованном, Г. Кан – о постэкономическом, С. Алстром – о постпротестантском, Р. Сейденберг – о постисторическом. Большинство перечисленных определений восходит к понятию «постиндустриальное общество».

           Постиндустриальное  общество — это общество, в экономике  которого в результате научно-технической  революции и существенного роста  доходов населения приоритет  перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной  движущей силой экономики.

           В основе концепции  постиндустриального общества лежит  разделение всего общественного развития на три этапа:

  • доиндустриальное — определяющей являлась сельскохозяйственная сфера, главные структуры — церковь, армия
  • индустриальное — определяющей являлась промышленность, главные структуры — корпорация, фирма
  • постиндустриальное — определяющим являются теоретические знания, главная структура — университет, как место их производства и накопления

     Важный  вклад в развитие идей постиндустриализма и информационного общества внесла концепция знаменитого американского ученого Элвина Тоффлера (родился 3 октября 1928 года) — экономист, социолог, философ, журналист, один из издателей журнала «Fortune». С 1965 г. Тоффлер ведет научную работу в области социального прогнозирования и преподает так называемую социологию будущего (в Корнеллском университете, Новой школе социальных исследований в г. Итака, штат Нью-Йорк). Кроме того, он является консультантом института по изучению будущего «Интернэшнл бизнес мэшинз» (ИБМ).

     Целью данной контрольной работы является изучение «информационного общества»  с точки зрения Элвина Тоффлера.

     Для реализации поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

  • определение исторических этапов развития и формирования «информационного общества»;
  • анализ произведений Элвина Тоффлера;
  • определение понятия «информационного общества».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. ТРИЛОГИЯ

     Концепцию «информационного общества» Тоффлер  изложил в своей трилогии: «Шок будущего» (1971)1, «Третья волна» (1980 г.)2 и «Метаморфозы власти» (1990 г.)3.

     По словам Э. Тоффлера, все три книги исследуют один отрезок времени – с середины 1950-х и заканчивающийся 75 лет спустя - в 2025 году. По мнению Тоффлера этот период является переломным пунктом в истории, когда цивилизация «фабричных труб», доминировавшая на планете на протяжении последних столетий, окончательно уступает место другой, принципиально отличной от нее, и все это сопровождается борьбой за власть и конфликтами, потрясающими мир. Каждая из книг, входящих в трилогию, может быть прочитана как самостоятельная работа, но вместе они образуют последовательное и логичное целое. Центральная тема трилогии - анализ перемен, которые происходят с людьми, когда общество внезапно трансформируется в нечто новое и невиданное.

     Все части трилогии сфокусированы на одном периоде времени, но каждая из них использует разные инструменты, чтобы заглянуть за фасад обыденности. «Шок будущего» рассматривает процесс изменения, его воздействие на людей и организации. «Третья волна» анализирует направления перемен, затрагивающие общество. «Метаморфозы власти» посвящены проблеме управления: кто, и каким образом формирует происходящие преобразования.

     В работе «Шок будущего» приводятся доказательства того, что ускорение хода истории  само по себе имеет последствия, независимо от направлений трансформаций. Ускорение темпа происходящих событий и сокращение времени реакции на них вызывают определенные последствия, не связанные с тем, как воспринимаются эти изменения – положительно, или отрицательно. Э. Тоффлер в этой работе предсказывал, что очень скоро кардинальные перемены могут захлестнуть людей, организации и даже целые страны, что ведет к дезориентации и разрушает способность принимать разумные решения, необходимые для адаптации. В книге предвещались трансформация семьи, возникновение расточительного общества потребления, кардинальные изменения в сфере образования, генетическая революция.

     Книга «Третья волна», опубликованная через 10 лет – в 1980 г., рассматривала «волны» изменений в исторической перспективе и обозначила период середины XX века, как начало новой постиндустриальной цивилизации – или «Третью волну» перемен. Среди прочего в этой работе было отмечено появление в ближайшем будущем новых отраслей, основанных на использовании компьютеров, электроники, информации, биотехнологии и т.п. Также предсказывалось расширение гибкого производства, распространение гибкой занятости и демассификация СМИ. Тоффлер проводит мысль о том, что человечество в настоящее время находится на этапе грандиозной технологической революции, которая сравнима с переходом к аграрной (первая волна) и индустриальной (вторая волна) цивилизациям. Очередная волна означает переход к созданию сверхиндустриальной цивилизации и является величайшей трансформацией общества, всесторонним преобразованием всех форм социального и индивидуального бытия. При этом речь идет не о социальной революции, а о технологических изменениях, медленно вызревающих в недрах старой цивилизации, но этот эволюционный процесс приводит к слому социальных систем и вызывает глубинные потрясения. По мнению Тоффлера, чем скорее человечество осознает потребность в переходе к новой волне, тем меньше будет опасность появления этих потрясений, возникновения насилия, диктата и других негативных явлений.

     Основная  тема работы, заключающей трилогию – «Метаморфозы власти» - проблемы власти и управления. По мнению Тоффлера нас ждет глобальная битва за власть. И если в эпоху первой волны основой власти было насилие, во времена второй волны – деньги и финансовое могущество, то в эпоху третьей волны, этой основой является знание.

     Считая  знание самым демократичным источником власти, Тоффлер подчеркивает, что в настоящее время в мире развертывается широкомасштабная битва за власть. Новая система производства полностью зависит от мгновенной связи и распространения информации, идей и символов. Тоффлер пишет об информационных войнах, начиная от уровня супермаркета до межгосударственных отношений. Во всем мире идет поиск новых способов организации и управления, порождая специфические организационные структуры. Конкуренция требует мобильности и непрерывных инноваций, но иерархическая власть разрушает творчество и инициативу. Это означает, что бизнес и государственное управление будет вынужден перестраиваться через волну потрясений и конфликтов4. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ «ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА»

     Ядром теоретических воззрений Э. Тоффлера является концепция, изложенная в его книге «Третья волна». Э. Тоффлер предлагает свою схему феноменологии исторического процесса, которая игнорирует традиционные историографические концепции.

     Э. Тоффлер выделяет в истории цивилизации  три волны: первая волна – аграрная (до XVIII в.), вторая – индустриальная (до 1950-х гг.) и третья – пост- или супериндустриальная (начиная с 1950-х гг.). Во введении автор подчеркивает, что его книга – это не объективный прогноз, и она не претендует на то, чтобы быть научно обоснованной и определяет основание своей работы, как полусистематическую модель цивилизации и наших взаимоотношений с ней. Э. Тоффлер описывает процесс отмирания индустриальной цивилизации в терминах «техносферы», «социосферы», «информационной» и «властной сферы», показывает какие революционные изменения они претерпевают в сегодняшнем мире. Особое внимание уделяется показу взаимоотношений между этими сферами, а также между «биосферой» и «психосферой». «Психосфера» для Тоффлера – это та структура психологических и личностных отношений, благодаря которым перемены, происходящие во внешнем мире, влияют на нашу частную жизнь.

     Основная  метафора, используемая Э. Тоффлером, – это столкновение волн, приводящее к переменам. По мнению автора, «идея волны – это не только способ организовать огромные массы весьма противоречивой информации. Она помогает также видеть то, что находится под бушующей поверхностью перемен»5. Э. Тоффлер подчеркивает оптимистический характер своей работы, т.к. верит в реальность новых перспектив и потенциала «третьей волны», которая «доказывает, что в самой сердцевине разрушения и распада мы можем обнаружить сейчас потрясающие свидетельства зарождения и жизни. Ясно и, как мне кажется, неоспоримо, что ... зарождающаяся цивилизация может стать более здоровой, благоразумной и устойчивой, более пристойной и более демократической, чем любая из известных нам до сих пор»6.

     Первая  волна, по Э. Тоффлеру, началась примерно 10 тыс. лет назад с переходом от собирательства и охоты к сельскохозяйственной жизни и появлению первых ростков цивилизации. Различные цивилизации в течение тысячелетий развивались и приходили в упадок, воевали и вступали в союзы, сливались, образуя причудливую смесь, однако все они обладали некоторыми фундаментальными сходствами – везде основой жизни была земля, а деревенское поселение служило источником основного продукта. Господствовало простое разделение труда и небольшое количество четко определенных каст и классов: знать, духовенство, воины, рабы (или крепостные). Власть была авторитарной, и положение человека определялось фактом его рождения. И во всех странах система общественного производства была децентрализованной и замкнутой – каждое сообщество изготовляло большую часть того, что потребляло. При этом были и исключения – например фактории, выпускавшие массовую продукцию в Древней Греции и Риме, которые Э. Тоффлер определяет как отдельные намеки на то, что должно придти вслед за сельскохозяйственной цивилизацией – предвестники Второй волны.

     Вторая  волна. «Лет 300 назад, плюс-минус полстолетия, послышался взрыв ударных волн  огромной силы, которые распространялись по всей земле, уничтожали старые общества и создавали совершенно новую цивилизацию. Этот взрыв был, разумеется, индустриальной революцией. И гигантская сила прилива, обрушившаяся на мир, – Вторая волна – пришла в столкновение со всеми установлениями прошлого и изменила жизненный строй миллионов людей»7.

     Первая  волна перемен еще не исчерпала  своего потенциала, когда в конце XVII в. в Европе возникла индустриальная революция – вторая волна перемен. Новый процесс индустриализации начал двигаться по странам и континентам уже гораздо быстрее. Таким образом, два отдельных, явно отличающихся друг от друга процесса перемен (две волны) распространялись по земле в одно время, но с разной скоростью.

     Многочисленные столкновения двух волн привели к возникновению многих политических и военных конфликтов, начиная от акций протеста сельскохозяйственных производителей по поводу индустриализации жизни, до Гражданской войны между Севером и Югом в Америке. Э. Тоффлер показывает, как американские поселенцы, изгоняя индейцев со своей земли, перемещая фермы все дальше и дальше к Тихому океану, создавали цивилизацию Первой волны. Однако за ними вслед шли агенты Второй волны – промышленники и банкиры – и в середине XIX века на Северо-Востоке возник быстро растущий индустриальный сектор, интересы которого через некоторое время вступили в непреодолимое противоречие с социально-экономическими отношениями рабовладельческого юга. Многим кажется, пишет Э. Тоффлер, что «Гражданская война велась по причинам нравственного характера», как борьба против рабства. «Борьба шла за решение более широкого вопроса: кто будет управлять богатым новым континентом – фермеры или индустриализаторы, т.е. силы Первой или Второй волны? Будет ли грядущее американское общество в основе своей сельскохозяйственным или индустриальным? Когда победу одержали северяне, жребий был брошен. Индустриализация Соединенных Штатов была гарантирована. Начиная с этого времени в экономике, в политике, в социальной и культурной жизни – всюду сельское хозяйство сдавало свои позиции, а промышленность находилась на подъеме. Первая волна отступала, а Вторая – приливала»8.

     Согласно  концепции Э. Тоффлера, Вторая волна  вызвала к жизни три структуры (основные социальные институты): «малая семья, обучение фабричного типа и гигантские корпорации – стали определяющими социальными учреждениями всех обществ Второй волны»9.

Информация о работе Философия Тоффлера