Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 21:10, контрольная работа
Философия техники зародилась в середине 19 века в Германии как новая форма философской рефлексии техники и научно-технического прогресса. Термин «философия техники» был введён в 1877 г. Эрн. Капом. Для первых этапов развития философии были характерны 2 направления: технический оптимизм (идеализация техники, техника рассматривалась как единственный или как первостепенный детерминирующий фактор социального прогресса) и технического пессимизм (отрицание, демонизация техники, враг человечества и причину всех его бед).
Задание №1.
1. Философия техники
1.2. Человек в информационном обществе
2. Античная философия. Философия раннего эллинизма
Задание №2.
Список литературы
Ярким выражением этого «поворота» была философия Сократа. Главным он полагал знание добра, т.к. зло, по Сократу, происходит от незнания людьми своего подлинного блага. Путь к этому знанию Сократ видел в самопознании, в заботе о своей бессмертной душе, а не о теле, в постижении сущности главных нравственных ценностей, понятийное определение которых было основным предметом бесед Сократа. Философия Сократа вызвала появление т.н. сократических школ (киники, мегарики, киренаики), различавшихся своим пониманием сократовской философии.
Самым выдающимся учеником Сократа был Платон, создатель Академии, учитель другого крупнейшего мыслителя античности – Аристотеля, основавшего перипатетическую школу (Ликей). Они создали целостные философские учения, в которых рассмотрели практически весь спектр традиционных философских тем, разработали философскую терминологию и свод понятий, базовый для последующей античной и европейской философии.
Общим в их учениях было: различение временной, чувственно-воспринимаемой вещи и ее вечной неуничтожимой, постигаемой умом сущности; учение о материи как аналоге небытия, причине изменчивости вещей; представление о разумном устройстве мироздания, где все имеет свое предназначение; понимание философии как науки о высших началах и цели всякого бытия; признание того, что первые истины не доказываются, но непосредственно постигаются умом. И тот, и другой признавали государство важнейшей формой бытия человека, призванной служить его нравственному совершенствованию. При этом у платонизма и аристотелизма были свои характерные черты, а также расхождения.
И учение Платона, и учение
Аристотеля, создавшего вторую после
Платона систему воззрений
Но и в области философии
Платон и Аристотель — не только
творцы реакционных доктрин идеализма.
Платон разрабатывает вопросы
Эллинистический период в развитии античной философии - конец 4 в. - 1 в. до н. э.). В эпоху эллинизма самыми значимыми наряду с платониками и перипатетиками стали школы стоиков, эпикурейцев и скептиков. В этот период основное назначение философии видят в практической жизненной мудрости. Главенствующее значение приобретает этика, ориентированная не на общественную жизнь, но на внутренний мир отдельного человека. Теории мироздания и логика служат этическим целям: выработке правильного отношения к действительности для достижения счастья.
Стоики представляли мир
как божественный организм, пронизанный
и полностью управляемый
Следующий этап античной философии (1 в. до н. э. - 5 - 6 вв. н. э.) приходится на период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. В последние века своего существования главенствующей школой античности была платоническая, воспринявшая влияния пифагореизма, аристотелизма и отчасти стоицизма. Для периода в целом характерен интерес к мистицизму, астрологии, магии (неопифагореизм), различным синкретическим религиозно-философским текстам и учениям (Халдейские оракулы, гностицизм, герметизм).
Особенностью неоплатонической
системы было учение о первоначале
всего сущего – Едином, которое
превыше бытия и мысли и
постижимо только в единении с
ним (экстазе). Как философское направление
неоплатонизм отличался высоким
уровнем школьной организации, развитой
комментаторской и
Детальная логическая разработка философской системы, описывающей иерархию мира, рожденного от первоначала, сочеталась в неоплатонизме с магической практикой «общения с богами» (теургией), обращением к языческой мифологии и религии.
В античных философских системах
уже выражены философский материализм
и идеализм, которые во многом повлияли
на последующие философские
В философском мышлении античности в гораздо более ясной форме, чем это происходит позже, проецируются мировоззренческие столкновения и борьба. Первоначальное единство философии и расширяющихся специальных научных познаний, их системное выделение объясняют весьма наглядно взаимосвязь философии и специальных (частных) наук. Философия пронизывает всю духовную жизнь античного общества, она была интегральном фактором античной культуры. Богатство античного философского мышления, постановка проблем и их решение были источником, из которого черпала философская мысль последующих тысячелетий.
Задание №2
1. Каков по Гегелю критерий общественного прогресса:
а) развитие производительных сил;
б) совершенствование морали;
в) осознание понятия свободы;
г) победа демократии;
д) следование заповедям Христа.
2. В центр своих
философских изысканий
а) человека как совокупность общественных отношений;
б) человека как сумму поведенческих актов, обусловленных средой;
в) человека как духовно суверенного индивидуума, заброшенного в абсурдный мир;
г) человека, суверенитет которого обеспечивается гарантией гражданских свобод;
д) человека, который руководствуется принципом «человек человеку – волк».
Список литературы
1. Алексеев П.В. История философии: – учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005 – 240 с.
2. Алексеев
П.В., Панин А.В. Философия: Учебник.
3. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Серия «Высшее образование» – Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 2004 – 640 с.
4. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учеб. для студ. гуманит.-соц. спец. высших учебных заведений. – 4-е изд., теор. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 416 с.
5. Соколов
С.В. Социальная философия:
6. Филсофия: Учебник/Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005 – 828 с.
7. Философия
науки: Словарь основных
Задание №2
1. Каков по Гегелю критерий общественного прогресса:
а) развитие производительных сил;
б) совершенствование морали;
в) осознание понятия свободы;
г) победа демократии;
д) следование заповедям Христа.
2. В центр своих
философских изысканий
а) человека как совокупность общественных отношений;
б) человека как сумму поведенческих актов, обусловленных средой;
в) человека как духовно суверенного индивидуума, заброшенного в абсурдный мир;
г) человека, суверенитет которого обеспечивается гарантией гражданских свобод;
д) человека, который руководствуется принципом «человек человеку – волк».