Философия техники

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 21:10, контрольная работа

Описание работы

Философия техники зародилась в середине 19 века в Германии как новая форма философской рефлексии техники и научно-технического прогресса. Термин «философия техники» был введён в 1877 г. Эрн. Капом. Для первых этапов развития философии были характерны 2 направления: технический оптимизм (идеализация техники, техника рассматривалась как единственный или как первостепенный детерминирующий фактор социального прогресса) и технического пессимизм (отрицание, демонизация техники, враг человечества и причину всех его бед).

Содержание

Задание №1.
1. Философия техники
1.2. Человек в информационном обществе
2. Античная философия. Философия раннего эллинизма
Задание №2.
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Философия тех.docx

— 51.28 Кб (Скачать)

Ярким выражением этого «поворота» была философия Сократа. Главным  он полагал знание добра, т.к. зло, по Сократу, происходит от незнания людьми своего подлинного блага. Путь к этому  знанию Сократ видел в самопознании, в заботе о своей бессмертной  душе, а не о теле, в постижении сущности главных нравственных ценностей, понятийное определение которых было основным предметом бесед Сократа. Философия Сократа вызвала появление т.н. сократических школ (киники, мегарики, киренаики), различавшихся своим пониманием сократовской философии.

Самым выдающимся учеником Сократа был Платон, создатель  Академии, учитель другого крупнейшего  мыслителя античности – Аристотеля, основавшего перипатетическую школу (Ликей). Они создали целостные философские учения, в которых рассмотрели практически весь спектр традиционных философских тем, разработали философскую терминологию и свод понятий, базовый для последующей античной и европейской философии.

Общим в их учениях было: различение временной, чувственно-воспринимаемой вещи и ее вечной неуничтожимой, постигаемой  умом сущности; учение о материи  как аналоге небытия, причине  изменчивости вещей; представление  о разумном устройстве мироздания, где все имеет свое предназначение; понимание философии как науки  о высших началах и цели всякого  бытия; признание того, что первые истины не доказываются, но непосредственно  постигаются умом. И тот, и другой признавали государство важнейшей формой бытия человека, призванной служить его нравственному совершенствованию. При этом у платонизма и аристотелизма были свои характерные черты, а также расхождения.

И учение Платона, и учение Аристотеля, создавшего вторую после  Платона систему воззрений объективного идеализма, полны противоречий. Учения эти — не только два фазиса в истории борьбы идеализма с материализмом, но и два фазиса в развитии древнегреческой науки. В школе Платона ведутся важные математические исследования. Аристотель создает грандиозную энциклопедию всей современной ему науки.

Но и в области философии  Платон и Аристотель — не только творцы реакционных доктрин идеализма. Платон разрабатывает вопросы диалектики, теории познания, эстетики, педагогики. Аристотель создает основы логики, разрабатывает проблемы теории искусства, этики, политической экономии, психологии.

Эллинистический период в  развитии античной философии  - конец 4 в. - 1 в. до н. э.). В эпоху эллинизма самыми значимыми наряду с платониками и перипатетиками стали школы стоиков, эпикурейцев и скептиков. В этот период основное назначение философии видят в практической жизненной мудрости. Главенствующее значение приобретает этика, ориентированная не на общественную жизнь, но на внутренний мир отдельного человека. Теории мироздания и логика служат этическим целям: выработке правильного отношения к действительности для достижения счастья.

Стоики представляли мир  как божественный организм, пронизанный  и полностью управляемый огненным разумным началом, эпикурейцы – как  различные образования атомов, скептики призывали воздерживаться от какого-либо утверждения о мире. Различно понимая  пути к счастью, все они сходно усматривали блаженство человека в  безмятежном состоянии духа, достигаемом  путем избавления от ложных мнений, страхов, внутренних страстей, приводящих к страданиям. Соответственно в римской  философии можно выделить три  направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм.

Следующий этап античной философии (1 в. до н. э. - 5 - 6 вв. н. э.) приходится на период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние  которого попадает и Греция. В последние  века своего существования главенствующей школой античности была платоническая, воспринявшая влияния пифагореизма, аристотелизма и отчасти стоицизма. Для периода в целом характерен интерес к мистицизму, астрологии, магии (неопифагореизм), различным синкретическим религиозно-философским текстам и учениям (Халдейские оракулы, гностицизм, герметизм).

Особенностью неоплатонической системы было учение о первоначале  всего сущего – Едином, которое  превыше бытия и мысли и  постижимо только в единении с  ним (экстазе). Как философское направление  неоплатонизм отличался высоким  уровнем школьной организации, развитой комментаторской и педагогической традицией. Его центрами были Рим (Плотин, Порфирий), Апамея (Сирия), где была школа Ямвлиха, Пергам, где основал школу ученик Ямвлиха Эдесий, Александрия (главные представители – Олимпиодор, Иоанн Филопон, Симпликий, Элий, Давид), Афины (Плутарх Афинский, Сириан, Прокл, Дамаский).

Детальная логическая разработка философской системы, описывающей  иерархию мира, рожденного от первоначала, сочеталась в неоплатонизме с  магической практикой «общения с  богами» (теургией), обращением к языческой  мифологии и религии.

В античных философских системах уже выражены философский материализм  и идеализм, которые во многом повлияли на последующие философские концепции. История философии всегда была ареной борьбы двух основных направлений —  материализма и идеализма. Непосредственность и в определенном смысле прямолинейность  философского мышления древних греков и римлян дают возможность осознать и легче понять сущность важнейших  проблем, которые сопровождают развитие философии от ее зарождения до нынешних дней.

В философском мышлении античности в гораздо более ясной форме, чем это происходит позже, проецируются мировоззренческие столкновения и  борьба. Первоначальное единство философии  и расширяющихся специальных  научных познаний, их системное выделение  объясняют весьма наглядно взаимосвязь  философии и специальных (частных) наук. Философия пронизывает всю  духовную жизнь античного общества, она была интегральном фактором античной культуры. Богатство античного философского мышления, постановка проблем и их решение были источником, из которого черпала философская мысль последующих тысячелетий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №2

1. Каков по Гегелю критерий общественного прогресса:

а) развитие производительных сил;

б) совершенствование морали;

в) осознание понятия свободы;

г) победа демократии;

д) следование заповедям  Христа.

2. В центр своих  философских изысканий экзистенциалисты  ставят:

а) человека как совокупность общественных отношений;

б) человека как сумму поведенческих  актов, обусловленных средой;

в) человека как духовно  суверенного индивидуума, заброшенного в абсурдный мир;

г) человека, суверенитет  которого обеспечивается гарантией  гражданских свобод;

д) человека, который руководствуется  принципом «человек человеку – волк».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Алексеев П.В. История философии: – учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005 – 240 с.

2. Алексеев  П.В., Панин А.В. Философия: Учебник.  – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 608 с.

3. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С.  Философия для технических вузов. Серия «Высшее образование» – Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 2004 – 640 с.

4. Крапивенский С.Э.  Социальная философия: Учеб. для студ. гуманит.-соц. спец. высших учебных заведений. – 4-е изд., теор. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 416 с.

5. Соколов  С.В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 – 440 с.

6. Филсофия: Учебник/Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005 – 828 с.

7. Философия  науки: Словарь основных терминов. – М.: Академический Проект, 2004. –  320 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №2

1. Каков по Гегелю критерий общественного прогресса:

а) развитие производительных сил;

б) совершенствование морали;

в) осознание понятия свободы;

г) победа демократии;

д) следование заповедям  Христа.

2. В центр своих  философских изысканий экзистенциалисты  ставят:

а) человека как совокупность общественных отношений;

б) человека как сумму поведенческих  актов, обусловленных средой;

в) человека как духовно  суверенного индивидуума, заброшенного в абсурдный мир;

г) человека, суверенитет  которого обеспечивается гарантией  гражданских свобод;

д) человека, который руководствуется  принципом «человек человеку – волк».


Информация о работе Философия техники