Философия техники и ее основные проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 09:28, контрольная работа

Описание работы

Для многих исследователей в области общественных наук, представителей многих философских течений становится ясно, что таким ключом является анализ экономики и техники. Тот, кто хочет знать, какие принципиальные изменения произойдут в жизни человеческого общества в ближайшие годы, десятилетия, пытается понять тенденции экономического и научно-технического прогресса, характер его социальных последствий.

Содержание

Введение
1. Техника 5
2. Научно-техническое развитие 10
3. Философия техники 16
Заключение 21
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

К.Р. Философия техники и ее основные проблемы.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

    Современная социальная философия изучает следующие  вопросы, связанные с техникой:

1. Что  такое техника как феномен?

2.Каковы формы и пределы ее возможного

действия  на человеческое бытие?

3. В  чем общественная обусловленность  техники?

4. Техника  - это благо или зло для человека  и всей цивилизации?

    Для того, чтобы разобраться в том, что такое философия техники и что такое техника как уникальное, единственное в своем роде явление, которое изучает философия, осуществим краткий экскурс в историю.

    Независимо  от того, с какого момента отсчитывать  начало науки, о технике можно  сказать определенно, что она возникла вместе с возникновением Homo sapiens и долгое время развивалась независимо от всякой науки. Это, конечно, не означает, что ранее в технике не применялись научные знания.  Но,  во-первых,  сама наука не  имела долгое время особой дисциплинарной организации, и, во-вторых, она не была специально ориентирована на сознательное использование создаваемых ею знаний в технической сфере. Рецептурно-техническое знание достаточно долго противопоставлялось научному знанию, об особом научно-техническом знании вообще вопрос не ставился. "Научное" и "техническое" принадлежали фактически к различным культурным ареалам. В более ранний период развития человеческой цивилизации и научное, и техническое знание были органично вплетены в религиозно-мифологическое мировосприятие и еще не отделялись от практической деятельности.

    Первым, кто внес в заглавие своей книги  словосочетание "Философия техники", был немецкий философ Эрнст Капп. Его книга "Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения" вышла в свет в 1877 году. Несколько позже другой немецкий философ Фред Бон одну из глав своей книги "О долге и добре" (1898 г.) также посвятил "философии техники". В конце XIX века российский инженер П.К. Энгельмейер формулирует задачи философии техники в своей брошюре "Технический итог XIX века" (1898 г.). Однако только в XX веке техника, ее развитие, ее место в обществе и значение для будущего человеческой цивилизации становится предметом систематического изучения. Не только философы, но и сами инженеры, начинают уделять осмыслению техники все большее внимание. Особенно эта тематика обсуждалась на страницах журнала Союза германских дипломированных инженеров "Техника и культура" в 30-е годы. Можно сказать, что в этот период в самой инженерной среде вырастает потребность философского осознания феномена техники. Часто попытки такого рода осмысления сводились к исключительно оптимистической оценке достижений и перспектив современного технического развития. Одновременно в гуманитарной среде росло критическое отношение к ходу технического прогресса в современном обществе и внимание привлекалось прежде всего к его отрицательным сторонам.

    Таким образом, философия техники, с позиций  широкого исторического контекста, исследует феномен техники в целом и ее место в общественном развитии.

    Что же такое техника? Она представляет собой:

    - совокупность технических устройств  - от отдельных простейших орудий  до сложнейших технических систем;

    - совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств - от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;

    -  совокупность  технических  знаний  -  от  специализированных  рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний.

    Как же философы оценивают современную  технику? Прежде всего, они констатируют, что на протяжении последнего столетия технику либо прославляли, либо презирали, либо взирали на нее с ужасом. Вместе с тем, техника открывает перед человеком новый мир, новые возможности существования в нем. Сравним, например, возможности изучения иностранного языка с помощью книг-самоучителей и с помощью компьютерных лазерных дисков. Или подготовку рукописи книги с помощью шариковой ручки и компьютерного редактора текстов. Как говорится, комментарии излишни.

    Техника дает человеку поистине огромное расширение реального видения мира. Не удивительно, что сейчас, как никогда прежде, бурно развивается астрономия, опирающаяся на достижения современной науки. Благодаря транспорту человек преодолевает пространственные ограничения.

    Техника открыла перед человеком новый  мир - мир дизайна. Технический объект должен быть уже не просто целесообразным, как это требовалось от него в прошлом. Он должен гармонично войти в интерьер человеческого жилища и при этом отвечать возросшим требованиям безопасности пользования им.

    Современная техника оказала воздействие  на все сферы жизни общества: революционные изменения претерпела сфера материального производства; даже по сравнению с первой половиной XX века, значительно изменилась социальная структура развитых стран мира; сложное и противоречивое, далеко не всегда положительное воздействие оказала современная техническая цивилизация на политические системы большинства стран мира; получили развитие новые виды искусства и т. д. Техника коснулась всех сфер жизни. Она существенно изменила самого человека, своего творца и ... заложника.

    Немецкий философ, психолог и психиатр, один из главных представителей экзистенциализма Карл Ясперс так суммировал все сказанное выше: "Реальность техники привела к тому, что в истории человечества произошел невероятный перелом, все последствия которого не могут быть предвидены и не доступны даже для самой пылкой фантазии. Но очевидно следующее: техника - только средство, сама по себе она не хороша и не дурна. Всё зависит от того, что из нее сделает человек, чему она служит, в какие условия он ее ставит. Весь вопрос в том, что за человек подчиняет ее себе и каким образом он проявит себя с ее помощью. Техника не зависит от того, что может быть ею достигнуто, то есть это не самостоятельная сущность, это скорее триумф средств над целью".[7, С.81]

     

 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Делая выводы по изученному материалу можно отметить, что долгое время технические прогнозы развития общества казались достаточно реальными. Но вторая половина ХХ века показала нам невиданные научно-технические достижения, повышение производительности труда и уровня жизни по всему миру. В то же время неограниченное развитие техники привело к необычайному обострению многих проблем, грозящих человечеству мировой катастрофой. Это значительно умерило оптимистическое восприятие результатов научно-технического прогресса.

     В рамках рассмотренной темы стало понятным, что в этой области существует много проблем. Одна из важнейших - проблема технократии. Критики технократии убеждены, что философия с помощью своих фундаментальных социологических, этических, философско-правовых установок и интерпретаций может убедить общество в неприемлемости технократической перспективы прогресса. В обществе «технической цивилизации» (О. Шельски) человек не только является «конструктором мира», но и становится объектом конструирования.

     На  протяжении веков научная и техническая деятельность считалась морально нейтральной (в силу непредсказуемости последствий того или иного открытия, изобретения). Поэтому вопрос об ответственности ученого или инженера вообще не ставился. Сегодня один из центральных вопросов Философии техники — ответственность ученого и инженера. Обращаясь к проблеме «выживание с техникой», Философия техники ищет выход в осознании ответственности ученых, инженеров, техников. Отмечается, что сегодня, как никогда прежде, необходимо больше ответственности, разумной меры в обращении с техникой, окружающей средой и т.д. Современная Философия техники видит в качестве своих первоочередных задач обращение человека к пониманию меры ответственности в техническом и индустриальном мире. Все возможные прогнозы относительно будущего цивилизации так или иначе увязываются с техникой, и это обязывает нас углубляться в познании её сущности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Бердяев Н.А. Человек и машина./Вопросы философии №2. 1989 г. С – 156.

    2.  Орешников И.М. Философия науки и техники. УФА. Издательство УГ-НТУ. 2003 г. С -127.

    3. Печчеи Аурелио. Человеческие качества. М.,1985 г. С- 68.

    4.  Ракитов А.И. Философия. Основные идеи и принципы. 2-е изд., переработанное и дополненое.— М.: Политиздат, 1990 г. С – 368.

    5.  Спиркин А. Г. Философия: Учеб. / А. Г. Спиркин.— М.: Гардарики, 2002 г. С - 368.

    6. Фролов И.Т. Философский словарь Москва. Политиздат. 1991 г. 6-е издание, переработанное и дополненное. С – 560. 

    7. Ясперс К. Современная техника // Новая технократическая волна на Западе. М.,1986 г. С -146.

    8.  http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/bogoslov/Berd/_ChelMash.php

    9. http://www.kkovalev.ru/Berdiaev.htm

Информация о работе Философия техники и ее основные проблемы