Философия Т. Гоббса

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:36, реферат

Описание работы

Первоначальное образование Гоббс получает в приходской школе. Так как у мальчика обнаруживаются недюжинные способности и большая склонность к учебе, его определяют в восьмилетнем возрасте в городскую школу Мальсмбери. Затем Гоббс учится в соседнем Веспорте, в частном учебном заведении, открытом там неким Латимером, любителем и знатоком древних языков. Латимер обратил внимание на одаренного ребенка и стал давать ему по вечерам дополнительные уроки. Успехи Гоббса были настолько велики, что в неполных 14 лет он смог сделать стихотворный латинский перевод трагедии древнегреческого драматурга Еврипида “Медея”.

Работа содержит 1 файл

Философия Т. Гоббса.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

 

Гоббс хотел недвусмысленно связать образ войны всех против всех не столько с прошлым, сколько  с действительными проявлениями социальной жизни и поведения индивидов в его эпоху. "Может быть, кто-нибудь подумает, что такого времени и такой войны, как изображенные мной, никогда не было; да и я не думаю, чтобы они когда-либо существовали как общее правило по всему миру, однако есть много мест, где люди живут так и сейчас", — пишет Гоббс и ссылается, например, на жизнь некоторых племен в Америке. Но особенно настойчиво осуществляется сближение естественного состояния и, следовательно, свойств человеческой природы с поведением людей во время гражданской войны и с "непрерывной завистью", в которой пребывают но отношению друг к другу "короли и лица, облеченные верховной властью". 

 

Гоббс использует гиперболизированное "естественное состояние" для  своеобразного гуманистически-нравственного предостережения; он как бы говорит людям: подумайте над теми следствиями, которые были бы неизбежны, если бы единственным правилом было следование индивида одним собственным побуждениям, если бы он вовсе не принимал в расчет благо и интересы других людей, если бы общественный порядок, нормы, ограничения вообще не существовали. В результате получается, что это — своеобразное "доказательство от противного" тезиса о необходимости общественного объединения, общественного договора, прежде всего для отдельного человека, для его блага. Вместе с тем Гоббс обратил внимание и на другой факт: несмотря на постоянное стремление к перераспределению собственности и власти, люди вынуждены жить в одном и том же государстве, так или иначе подчиняясь государственному порядку и самым различным общественным релятивам. Гоббса интересовала закономерная причинная логика такого, пусть временного и относительного, общественного мира.  

 

Стремление человека к миру, т. е. к согласной, упорядоченной  жизни с другими людьми, требует от него серьезных жертв и ограничений, которые порой могут показаться непосильными, невыполнимыми. Но суть дела для Гоббса в провозглашении принципа, согласно которому индивиду надо отказаться от неограниченности притязаний, ибо это делает невозможной согласованную жизнь людей. Отсюда он выводит закон, предписание разума: Гоббс считает необходимым и разумным во имя мира отказаться даже от исконных прав человеческой природы — от безусловного и абсолютного равенства, от неограниченной свободы. Основной пафос концепции Гоббса состоит в провозглашении необходимости мира (т. е. согласованной совместной жизни людей), коренящейся в природе человека, причем равно и в его страстях, и в предписаниях его разума. Гипотетический и в то же время реалистический образ войны всех против всех также отчасти служит этой цели. Гоббса нередко упрекали в том, что он был сторонником слишком жесткой и решительной государственной власти. Но нельзя забывать, что он отстаивал лишь сильную власть государства, опирающуюся на закон и разум. 

 

Итак, логика рассуждения  в концепции человеческой природы  привела Гоббса от утверждения равенства  способностей и притязаний к начертанию гипотетического образа безудержной войны всех против всех, а затем — через обнаружение пагубности и невыносимости такой войны — к обоснованию того, что страсти, склоняющие к миру, могут и должны быть сильнее страстей, толкающих к войне, если они подкрепляются законами, правилами, предписаниями разума. 

 

Таковы основные идеи философа Томаса Гоббса, вокруг философии, которого до сих пор идут непрерывные споры. 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. “История  правовых  и  политических  учений” под  ред. Нерсесянца В.С.  Изд-во “Норма-Инфра”. 1997г.
  2. “Томас  Гоббс”.  Мееровский Б.В.  Изд-во “Мысль”.1975г.
  3. “Философский  энциклопедический  словарь”.  Изд-во “Советская  энциклопедия”. 1989г.
  4. “Мир  философии”.  Изд-во “Издательство  политической  литературы”. 1991г.

 




Информация о работе Философия Т. Гоббса