Философия Т. Гоббса

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:36, реферат

Описание работы

Первоначальное образование Гоббс получает в приходской школе. Так как у мальчика обнаруживаются недюжинные способности и большая склонность к учебе, его определяют в восьмилетнем возрасте в городскую школу Мальсмбери. Затем Гоббс учится в соседнем Веспорте, в частном учебном заведении, открытом там неким Латимером, любителем и знатоком древних языков. Латимер обратил внимание на одаренного ребенка и стал давать ему по вечерам дополнительные уроки. Успехи Гоббса были настолько велики, что в неполных 14 лет он смог сделать стихотворный латинский перевод трагедии древнегреческого драматурга Еврипида “Медея”.

Работа содержит 1 файл

Философия Т. Гоббса.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по теме:

 

Философия Т. Гоббса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гомель 2009 г.

Биография

 

Томас  Гоббс  родился  5 апреля 1588 года  вблизи  небольшого  городка  Мальмсбери, расположенного  в  северной  части  Уилтшира, одного  из  юго-восточных  графств  Англии. Его  отец  был  скромным  сельским  священником, мать  происходила  из  простой  крестьянской  семьи.

Первоначальное  образование  Гоббс  получает  в приходской  школе. Так  как  у  мальчика  обнаруживаются  недюжинные  способности  и  большая  склонность  к учебе, его определяют  в восьмилетнем  возрасте  в городскую школу Мальсмбери. Затем Гоббс учится  в соседнем  Веспорте, в   частном учебном заведении, открытом  там неким   Латимером, любителем и знатоком  древних языков. Латимер  обратил  внимание  на  одаренного  ребенка  и  стал  давать  ему  по  вечерам  дополнительные  уроки. Успехи  Гоббса  были  настолько  велики, что  в  неполных  14 лет  он  смог  сделать  стихотворный  латинский  перевод  трагедии  древнегреческого драматурга  Еврипида  “Медея”.

          В  1603 г. при  содействии  Латимера  и  материальной  поддержке  своего  дяди, состоятельного  ремесленника, заменившего  ему   умершего  незадолго  до  этого   отца, Гоббс  поступает  в   один  из  колледжей  Оксфордского  университета. Там  он  провел  пять  лет, узучая  аристотелевскую логику  и  физику, а  также  совершенствуя  свои  познания  в  греческом  и  латинском  языках. Получив  ученую  степень  бакалавра  искусств  и  право  чтения  лекций  по  логике, молодой  Гоббс  не  захотел, однако, пополнить собою  ряды  университетских  преподавателей.

          Не  известно, как  сложилась   бы  судьба  будущего  философа,  если  бы  он  не  получил   предложение  стать  наставником   и  компаньоном  юного   барона  Кавендиша, носившего  затем  титул  графа  Девонширского. Гоббс  дал  свое  согласие  и  в  1608 г.  вошел  в  семью  приближенных  ко  двору  аристократов, сначала  на  правах  домашнего  учителя, потом  личного  секретаря.  В  это время у него появляются  связи среди правящих  кругов, в том числе среди придворных  кругов  Англии.

          В научно-философском развитии  Гоббса  огромную роль сыграли  его  поездки  на  Европейский   континент (его пребывание в  Европе  составило в  общей   сложности 20 лет), главным образом в Париж. Они дали английскому мыслителю возможность глубоко изучить философию, лично познакомиться с ее  виднейшими  представителями, и принять самое активное

участие в обсуждении важнейших философских проблем  того времени. Посте-

пенно у Гоббса складываются принципы его собственного учения.

          В  1626 г. появляется  сделанный   Гоббсом  английский  перевод   древнегреческого  историка  Фукидида. В  предисловии  он  пытался   объяснить, что  история   Пелопонесской  войны  поможет  его  современникам  лучше  понять общественно-политическую  действительность. Нет  нужды  доказывать, что  эти  мысли  были  навеяны  Гоббсу  теми  процессами, которые  происходили  в  то  время  в  политической  жизни  Англии, стоявшей  на  пороге  гражданской  войны.

           В  1636 г.  Гоббс  встречается   с  Галилеем  и  имеет   возможность,  путем  непосредственного   общения  с  великим  итальянским   ученым, еще  глубже  познакомиться   с  его  естественно  научными  и  философскими  идеями. 1637 г. застает  Гоббса  снова  в  Англии, где  постепенно  складывается  революционная  ситуация. Томас  Гоббс, простолюдин  от  рождения, жил  в  течение  многих  лет  в  семье  английских  аристократов, постоянно  общался  с  представителями  высшей  знати, среди  которых  у  него  было  немало  друзей  и  знакомых. Все  это  не  могло  не  отразиться  на  политических  взглядах  Гоббса. 

          В  1640 г. Гоббс  создает   первый  набросок  будущей   философской  системы. Сочинение,  получившее  название  “Основы  права”, касается  как  вопросов  о  человеке  и  его  природе, так  и  политических  проблем. В  нем  доказывается, в  частности, преобладание  абсолютной  власти. Однако  защиту  суверенных  прав  верховной  власти  Гоббс  строит  не  на  ссылках  на  божественный  характер  монархии, а  на  принципах  теории  естественного  права  и  договорного  происхождения  государства. Сочинение  хотя  и  не  было  опубликовано, получило  довольно  широкую  огласку. Оно,  распространяясь  в  рукописных  списках, стало  известно  и  в  придворных  кругах  и  сторонникам  парламента. Понятно, что  парламентские  лидеры  не  могли  одобрить  политических  симпатий  Гоббса. Опасаясь, что  его  могут  привлечь  к  ответственности  как  защитника  единовластия  короля, Гоббс  покидает  Англию. Это  было  последнее  и  самое  длительное  пребывание  Гоббса  за  границей. Оно  продолжалось  свыше  десяти  лет (с 1640 по 1651 г.) и  сыграло  большую  роль  в  жизни  философа.

          Годы  своего  вынужденного  изгнания  Гоббс  проводит  во  Франции, ставшей  во  время  революции  убежищем  многих  английских  эмигрантов.

Именно  в  это  время  он  интенсивно  работает  над  осуществлением  своего  замысла  – создать  философскую  систему, которая  охватила  бы  три  области  действительности: мир  неодушевленных  тел, человека  и  гражданское  общество. Однако  заключительная  часть  “Основ  философии” (так  назвал  Гоббс  свою  систему)  появляется  на  свет  первой. Это  была  книга  Гоббса  “О  гражданине”, изданная  в  1642 г. в  Париже  на  латинском  языке. Книга  вышла  без  указания  автора  и  небольшим  тиражом, поскольку  предназначалось  лишь  для  узкого  круга  лиц, которых  Гоббс  хотел  ознакомить  со  своим  сочинением. Он  рассчитывал  впоследствии  переиздать  его, учтя  критические  замечания  и  возражения. И  действительно, второе  издание  “О  гражданине”, появившееся  в  Амстердаме  в  1647 г. содержало  пространные  замечания, в  которых  Гоббс  давал  ответ  своим  неназванным  оппонентам. В  предисловии  к  этому  изданию  Гоббс  объяснил  причины, побудившие  его  отказаться  от  первоначального  замысла  и  опубликовать  третью  часть  “Основ  философии” раньше  двух  предыдущих. Он  прямо  ссылался  на  события  в  Англии, связанные  с  началом  революции и гражданской войной. Эти события, отмечал Гоббс, вынудили  его ускорить  написание “О  гражданине” и отложить  до  более позднего  времени работу  над другими частями его системы.

          Гоббс  не  скрывал  от  читателей, что, излагая свои  взгляды о правах  верховной власти  и об  обязанностях  гражданина  повиноваться  ей, он  надеялся  положить  конец спорам  по  этому вопросу и способствовать  тем самым прекращению “смуты” в государстве. Убеждая читателей, что  подчинение  государственной  власти  несовместимо  с  участием  “в  восстании, заговоре  или  союзе  против  государства”, Гоббс  откровенно  заявлял, что  осуждает  тех, кто  развязал  войну  против  законной  власти.

          Вернемся  же  к  биографии  мыслителя. В  1646 г. в  жизни  Гоббса  происходит  еще  одно  важное  событие. Он  получает  предложение  стать  преподавателем  математики  наследника  английского  престола  принца  Уэльского (будущего  короля  Карла II). Столь почетный  пост  не  особенно  обременяет  философа, и  большую  часть  своего  времени  он  посвящает  научной  деятельности. Продолжая  разработку  “Основ  философии” Гоббс  старался  завершить  первые  две  части  намеченной  системы – “О  теле”  и   “О  человеке”. Однако  работа  над  рукописями  продвигалась  очень  медленно, и  прошло  немало  лет, прежде  названные  сочинения  были  опубликованы. Одной  из  причин  такой  задержки  явилась  тяжелая  болезнь  Гоббса, едва  не  стоившая  ему  жизни. Заболев  в  августе  1647 г. Гоббс около трех  месяцев был прикован  к постели. Он  настолько плохо чувствовал  себя, что распорядился  передать  все свои  рукописи  парижским друзьям, с тем,  чтобы они были  изданы  после его смерти. Но, в конце концов, организм  его  справился  с  болезнью,  и  Гоббс  смог  вернуться  к  работе  над  главным  произведением. Это  был  “Левиафан” – важнейший  труд  Томаса  Гоббса. Создание  “Левиафана”, отодвинувшее  на  второй  план  его  работу  над  “Основами  философии”, было  ускорено  обстоятельствами  внутриполитической  жизни Англии, где завершилась вторая  гражданская война, которая принесла  победу  парламента  и свержение монархии. “Левиафан” вышел свет  в 1651 г. в Лондоне на  английском  языке. Полное  название  книги: “Левиафан  или  материя, форма  и  власть  государства  церковного  и  гражданского”. В  этом  произведении   государство  уподобляется  библейскому  чудовищу, о  котором  в  книге  Иова  говориться, что  на  свете  нет  ничего  сильнее  его. Гоббс, по  его  собственным  словам, стремился  поднять  авторитет  гражданской  власти, с  новой  силой  подчеркнуть  приоритет  государства  перед  церковью  и  необходимость  превращения  религии  в  придаток  государственной  власти. Вместе  с  тем  Гоббс  хотел  обосновать  своим  произведением  законность  той  формы  правления, которая  утвердилась  в  Англии  в  результате  победы  буржуазной  революции, и  необходимость  повиновения  новой  власти  со  стороны  всех  граждан. Понятно, что содержание  книги  Гоббса  нельзя  сводить  лишь  к  оправданию  диктатуры  Кромвеля. “Я  говорю  не  о  людях  у  власти, а  (абстрактно)  о  седалище  власти...” – писал  Гоббс  в  посвящении.

“Левиафан” представляет  собой  наиболее  полное  и  систематическое  изложение социально – политической  теории  Гоббса.

          Книга  состоит  из  четырех   частей. В  первой  части   излагается  учение  о  человеке. Вторая – посвящена  происхождению   и  сущности  государства. Третья  и  четвертая  части  книги   содержат  критику  притязаний  церкви (в  особенности  католической) на  власть  и  самостоятельность  по  отношению  к  государству. Здесь  же  дается  рационалистическая  интерпретация  Священного  писания.

          В  начале  1652 г.  Гоббс   возвращается  на  родину. К тому  же  появление “Левиафана” не  только  облегчило возвращение Гоббса  из  эмиграции, но  и обеспечило  ему весьма  благосклонный прием со  стороны деятелей  индепендентской республики. Имеются   данные  о том, что сам Кромвель покровительствовал  Гоббсу  и предложил автору  “Левиафана” пост  статс-секретаря. Однако  активного участия в политической  жизни Гоббс, правда, не  принимал, но  зато  живо  откликался  на  события культурной  жизни, поддерживал тесные  контакты  с  научными  кругами. В  1655 г. выходит, наконец, в  свет  сочинение  Гоббса  “О  теле”, представляющее  собой  первую  часть  его  философской  системы. Работа  была  написана  Гоббсом  на  латинском  языке, но  уже  в  следующем  году  появляется  второе, английское, издание  книги. Центральное  место  уделено  в  ней  вопросам  методологии. Здесь  же  содержится  развернутое  изложение  материалистической  философии  Гоббса, сложившейся  под  решающим  влиянием  математики  и  механики. Вторая  часть  “Основ  философии”, получившая  название  “О  человеке”, появляется  в 1658 г., таким образом, была  завершена философская трилогия, начало  которой было  положено  в 1642 г. публикацией “О  гражданине”.

          25 мая  1660 г. король  Карл II  Стюарт  торжественно  въехал  в  Лондон. Это  было  начало  Реставрации. В  числе  лиц, встречавших  короля, был  и  Томас  Гоббс. Рассказывают, что  Карл II, проезжая  мимо, заметил своего  бывшего учителя математики  и снял  шляпу в знак  приветствия. Однако  личное  знакомство  с  королем  не  избавило  Гоббса  от  давления  англиканской  церкви  и  монархистов, которые  ставили  ему  в  вину  и  его  призывы  к  повиновению  государственной  власти, установленной  в  результате  победы  революции, и его критические выпады  против  церкви  и духовенства. Гоббс перерабатывает  “Левиафан”, который выходит в 1668 г. в Амстердаме  на  латинском языке. В этом  издании Гоббс осуждает  мятежи, направленные  против  законной  власти, с еще большей  силой  подчеркивает  свою  лояльность  по  отношению  к  реставрированной  монархии, требует  наказания  ее противников. Смягчению  подвергается  и  критика  духовенства. Но  несмотря  на  эти  серьезные  коррективы, общий  дух  произведения  остается  прежним. В  том  же  1668 г.  Гоббс  пишет  еще  одно  произведение. Оно  посвящается  событиям  гражданской  войны  в  Англии  и  получает  название  “Бегемот  или  Долгий  парламент” (по  мнению  немецкого  исследователя  Гоббса – Тенниса, название  книги  объясняется  желанием  автора  показать, что  Левиафану-государству  противостоит  другое  чудовище – Бегемот (революция  и  гражданская  война)). Поскольку  Гоббсу  запрещено  было  публиковать  сочинения, имеющие  отношение к  религии  и  политике, “Бегемот” увидел  свет  лишь  в 1682 г., когда его автора  уже не  было  в живых. Несмотря  на  то, что Гоббс не  скрывает  в книге своих роялистских симпатий, она пронизана идеям антиклерикализма  и убедительно показывает, что при всех  своих колебаниях  английский  мыслитель выступал  против  реакции.

          Последние  годы  жизни  Гоббса  проходят  в  интенсивной   литературной  работе. Он  продолжает  полемику  со  своими  научными  противниками, пишет  книгу   по  истории  церкви, на  восемьдесят четвертом году  жизни издает  свою  автобиографию, написанную  латинскими  стихами, а также приступает  к переводу  на  английский  язык  поэм  Гомера. В 1675 г.  выходит в свет  перевод “Одиссеи”, в 1676 г.  “Илиады”. В 1677 г. обе  поэмы  появляются  в  одном  издании.

          Умер  Тома  Гоббс  в  1679 г.  на  девяносто  втором  году  жизни. Он  был  похоронен   в  Гардвиге. На  могиле  философа  была  поставлена  мраморная   плита  с  латинской  эпитафией:  “Достойный  муж, широко  известный  благодаря  своей  учености  на  родине  и  на  чужбине”.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ФИЛОСОФИИ Т. ГОББСА 

 

РОЛЬ, ФУНКЦИИ  И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ 

 

Философия, согласно Гоббсу, "врождена каждому человеку, ибо  каждый в известной мере рассуждает о каких-нибудь вещах"... Но лишь немногие отваживаются обратиться к философии новой, оставившей позади прежние предрассудки. Вот этим-то людям Гоббс и хотел придти на помощь. 'Философия, — по определению Гоббса, — есть познание, достигаемое посредством правильного рассуждения (recta ratiocinatio) и объясняющее действия, или явления из известных нам причин, или производящих оснований, и наоборот, возможные производящие основания — из известных нам действий". Итак, философия трактуется у Гоббса достаточно широко, даже расширительно: как причинное объяснение. Для дальнейшего понимания того, что такое философия, по Гоббсу, требуется вникнуть в его толкование "правильного рассуждения". "Под рассуждением я подразумеваю исчисление - вычислить — значит найти сумму складываемых вещей или определить остаток при вычитании чего-либо из другого. Следовательно, рассуждать значит то же самое, что складывать или вычитать". Вот как Гоббс расшифровывает свое на первый взгляд не вполне обычное, но тем не менее распространенное в его веке и совсем не чуждое нашему столетию понимание рассуждения как "исчисления" мыслей, понятий (сложения и вычитания). Предположим, мы видим издали какой-то предмет, но видим его неясно. Но в своем "безмолвно протекающем мышлении" мы относим его к телам ("складываем" с телами). Подходя ближе, видим, что это существо одушевленное и, услышав его голос и т. д., убеждаемся, что имеем дело с разумным существом. "Когда мы, наконец, точно и во всех подробностях видим весь предмет и узнаем его, наша идея его оказывается сложенной из предыдущих идей, соединенных в той же последовательности, в какой язык складывает в название разумное одушевленное тело, или Человек, отдельные имена — тело, одушевленное, разумное". Если мы складываем, скажем, представления: четырехугольник, равносторонний, прямоугольный, то получаем понятие квадрата. Значит, дело состоит лишь в том, чтобы усвоить отдельно каждое из представлений, понятий, а затем научиться складывать и вычитать их. Операция исчисления ни в коей мере не сводится к действиям с числами. "Нет, складывать или вычитать можно и величины, тела, движения, времена, качества, деяния, понятия, предложения и слова (в которых может содержаться всякого рода философия)". Прибавляя или отнимая понятия, мы мыслим. 

Информация о работе Философия Т. Гоббса