Философия Средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:11, контрольная работа

Описание работы

Возникновение средневековой философии очень часто связывают с падением Западной Римской империи (476 год н.э), однако такая датировка является не совсем корректной. В это время еще господствует греческая философия, и с ее точки зрения началом всего является природа. В средневековой философии, напротив, реальностью, определяющей все сущее есть Бог. Поэтому переход от одного мышления к другому не мог произойти мгновенно: завоевание Рима не могло сразу изменить ни социальных отношений (ведь греческая философия принадлежит эпохе античного рабовладельчества, а средневековая философия относится к эпохе феодализма), ни внутреннего миропредставления людей, ни религиозных убеждений, построенных веками. Формирование нового типа общества длится весьма продолжительно.

Содержание

1 Общая характеристика эпохи Средневековья 2
2
Особенности средневековой философии .Теоцентризм, креационизм , провиденциализм . «Бог и человек» - центральная проблема

11
3
Основные философские течения ( патристика и схоластика , реализм и номинизм). Выдающиеся философы : Ф.Аквинский .

14
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Философия Средневековья , тема 4.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

     Помимо  вышеперечисленных положений и  особенностей не менее важно обозначить следующие идеи средневековой философии:

     Идея  заповедей: Заповеди - договор между  богом и человеком, первый список преступлений, которые может совершить человек. Человеку, преступившему эти заповеди, будет судьей не правитель или государство, а сам бог. Лишь вера, а не страх перед наказанием, не дает человеку нарушить их.

     Идея  первородного греха: Адам и Ева нарушили запрет Бога и попробовали запретный плод. За это они были изгнаны из эдема, но стали свободными и самостоятельными. Совершив первый грех человек доказал свое право на самоопределение.

     Идея  воскресения души: На место веры в переселение душ приходит вера в воскресение души - теперь умерев, праведный человек окажется вновь не на бренной земле, а в лучшем мире - Царстве Божьем. Жизнь рассматривается лишь как кратковременное пребывание на земле, по сравнению с вечной жизнью в раю, а смерть - лишь уход из нее.

     Идея  святости тела: Свята не только душа, но и тело. Христос состоит из плоти и крови, как и человек.

     Идея  всеобщего равенства: Все люди равны, так как бог создал их равными, и в раю люди тоже равны. Для  бога и религии нет крестьянина  или короля - есть только христианин.

     Герменевтика: Объяснение и интерпретация библейских текстов.

     В средневековой философии остро  стоял спор между духом и материей, что повлекло за собой спор между  реалистами и номиналистами. Спор шел  о природе универсалий, то есть о природе общих понятий, являются ли общие понятия вторичными, то есть продуктом деятельности мышления, или же они представляют собой первичное, реальное, существуют самостоятельно.

     Переход к феодальному общественному  строю был ознаменован упадком  самостоятельного значения философии. Он сопровождался вытеснением многобожия единобожием. Господствующей формой религии в Европе стало христианство, согласно которому мир создан единым богом. Торжество христианства объяснялось тем, что оно наиболее полно соответствовало социальным, политическим и культурным запросам феодального общества. В борьбе с остатками язычества (многобожия) христианство нуждалось в философском способе рассуждения и доказательства, поэтому оно отчасти усвоило элементы античной культуры, науки и философии, подчинив их, однако, оправданию и обоснованию христианской религии. Философия почти на целое тысячелетие превратилось в служанку богословия. Богословы поместили в центр новой картины мира бога и человека как творение его. Если для античного мировоззрения был характерен космоцентризм, то для средневекового - теоцентризм.

     Для средневековой философии характерен новый подход к пониманию природы  и человека. Согласно христианскому  догмату, бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Божественное всемогущество продолжает сохранять, поддерживать бытие мира. Такое мировоззрение носит название креационизма (от лат. слова сreаtio, что значит "сотворение").

     Догмат  о творении переносит центр тяжести  с природного на сверхприродное начало. В отличие от античных богов, которые были как бы родственны природе, христианский бог стоит над природой, по ту сторону ее. Активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и из человека и передается богу. В средневековой философии космос поэтому не есть самодовлеющее и вечное бытие, каким считали его многие из греческих философов.

     Средневековая философия вошла в историю  человечества под именем схоластики, которая с давних пор выступает  как символ оторванного от реальности, пустого словопрения. Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, оторванную от природы, от мира и поставленную на службу теологии.

     Средневековые схоласты в Западной Европе задачу философии видели в истолковании и формальном обосновании религиозных догматов. В ХIII веке теолог (богослов) Фома Аквинский (1225-1274) систематизировал католическое вероучение. Выступая в качестве теоретика духовной диктатуры папства Фома Аквинский в своей системе уподоблял власть папы на Земле власти бога на небе. Католическая религия и теологическое учение Ф.Аквинского служили главным идеологическим оружием духовных и светских феодалов.

     Среди средневековых философов имелись  серьезные расхождения по определенным вопросам. В этих расхождениях своеобразно проявлялась борьба материалистической и идеалистической тенденций. Спор между схоластами шел о том, что представляют собой общие понятия ("универсалии"). Так называемые реалисты утверждали, что общие понятия существуют реально, до вещей, что они существуют объективно, независимо от сознания в разуме бога. Против реалистов выступали номиналисты, которые учили, что общие понятия - это всего лишь имена вещей, и что они, таким образом, существуют "после вещей" и не обладают самостоятельным существованием. В их взглядах проявилась материалистическая тенденция в философии средневековья.

     Было  бы неверно думать, что в средневековой  философии царил полный застой. После  ряда веков, в течение которых  экономическая и социальная разруха, вызванная нашествием германских племен и разрушением Римской империи, действительно препятствовала развитию культуры, экономическим и творческим связям, общению народов, в ХI-ХII вв. начинается постепенный подъем экономики, культуры и философской мысли на европейские языки переводятся труды древнегреческих авторов, развивается математика, появляются сочинения, в которых выдвигается мысль о необходимости изучать не только сущность бога и человеческой души, но и сущность природы. В рамках средневековой философии начинают пробиваться первые, хотя и слабые ростки нового подхода к миру.

Итак, для средневековой философии  характерно то, что она носила ярко выраженный религиозный, теоцентрический  характер, а наряду с этим и то, что в ней господствовала схоластика.

     Список  используемой литературы

     1 . История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И. И. Богута - М.: Мысль, 1991.

     2 . Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. - 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989..

     3. Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. - М.: Издательский Дом “Note Bene”, 1998.

     4 . Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. -М.: Высшая школа, 1991.

     5 . Боргош Юзеф. Фома Аквинский - М.: Мысль, 1975.

     6 . Фома Аквинский. Сумма теологии (отрывки) // Антология мировой философии. В 4 т. / Ред. В.В. Соколов и др. М.: Мысль, 1969. - 1972.

Информация о работе Философия Средневековья